Русская изба
Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умиралиПрезентация Проекта "Русская изба"
Русская изба (предметы народного быта).ppt
Презентация Проекта "Русская изба"
Авторы: Костенко Ксюша,Савельева Аня, Шкребнева Лиля
Авторы: Костенко Ксюша,Савельева Аня, Шкребнева Лиля
3 А класс, МОУ Здвинская СОШ №1
3 А класс, МОУ Здвинская СОШ №1
Руководитель: Фёдорова М.В., учитель высшей квалификационной категории
Руководитель: Фёдорова М.В., учитель высшей квалификационной категории
Презентация Проекта "Русская изба"
• Наши предки древние славяне, по
преимуществу были людьми домовитыми,
хозяйственными и семейными. В кругу своей
семьи или рода проходила вся жизнь
славянина. И главным сосредоточием всей
славянской жизни, ее гнездом была изба
родные пенаты, в которых наши предки
рождались, в которых проходила жизнь
рода, в которых умирали...
Презентация Проекта "Русская изба"
Презентация Проекта "Русская изба"
Презентация Проекта "Русская изба"
Презентация Проекта "Русская изба"
Презентация Проекта "Русская изба"
Презентация Проекта "Русская изба"
Печь играла главную роль во
внутреннем пространстве
русского жилища на
протяжении всех этапов его
существования. Недаром
помещение, где стояла
русская печь называли
"избой, истопкой".
Презентация Проекта "Русская изба"
В «красный» или «передний»
угол на специальной полке
ставили иконы, горела
лампада. Любой гость,
входивший в дом, сначала
находил глазами красный
угол, снимал шапку, трижды
крестился, низко кланялся
образам, а уж потом
здоровался с хозяевами.
В красный угол усаживали
самых дорогих гостей, а во
время свадьбы
новобрачных. В обычные дни
здесь, за обеденным столом,
сидел глава семьи.
Презентация Проекта "Русская изба"
Красный угол - самое важное и почетное место в доме. Согласно
традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда
только по особому приглашению хозяев. Дом христианина - это символ
храма. И как в каждом храме есть самое святое, сакральное помещение -
алтарь, так и в избе символическим аналогом алтаря был красный
(значение: красивый, хороший, светлый) угол (синонимы: большой, кутный,
передний, святой угол). Как и христианский храм, каждый жилой дом был
строго ориентирован на местности по сторонам света и красный угол
устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве
между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда
была самая освещенная часть дома: обе стены, образующие угол, имели
окна.
Иконы размещались в киоте (иное название - божница) -
специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы
обязательно должны были стоять, а не висеть. Божница изготавливалась из
дерева и всячески украшалась резьбой, росписью и т. д. Очень часто
полочка была двухъярусной. Иногда образа в божнице украшались
божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого
холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник
вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать
лики. Часто (и особенно у старообрядцев) иконы в красном углу
завешивались задвигаемой занавеской - благовесткой, состоящей из двух
частей и украшенной вышивкой (еще одна аналогия с алтарной частью
храма, скрытой от глаз). Кроме икон, на божнице хранились освященные в
церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали
Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при
Презентация Проекта "Русская изба"
• Крестьянский дом трудно было представить без
многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если
не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.
• В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме,
жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь это вся
совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Утварь это посуда для заготовки, приготовления и хранения
пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения
предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной
гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня,
хранения и употребления табака и для косметических
принадлежностей.
Презентация Проекта "Русская изба"
• В русской деревне употреблялась в основном деревянная
• Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена
гончарная утварь.
меньше.
•
• Деревянная утварь по технике изготовления могла быть
долбленой, долбленной, бондарной, столярной, токарной.
В большом употреблении была также утварь, изготовленная и
бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны.
• Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов
изготавливались силами мужской половины семьи.
• Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках,
торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари,
изготовление которой требовало специальных знаний и
инструментов.
Презентация Проекта "Русская изба"
• Гончарная посуда применялась в основном
для приготовления пищи в духовой печи и
подачи ее на стол, иногда для засолки,
квашения овощей.
• Металлическая утварь традиционного типа
была, главным образом, медная, оловянная
или серебряная. Наличие ее в доме было
ярким свидетельством зажиточности семьи,
ее бережливости, уважения к семейным
традициям. Такую утварь продавали только
в самые критические моменты жизни семьи.
•
•
•
•
•
•
Единственным приспособлением для еды, пока
не появились вилки, служили ложки. В
основном они были деревянными. Ложки
украшались росписью или резьбой.
Соблюдались различные приметы, связанные с
ложками.
Нельзя было ставить ложку так, чтобы она
опиралась черенком на стол, а другим концом
на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в
миску может проникнуть нечистая сила.
Не разрешалось стучать ложками по столу, так
как от этого "лукавый радуется" и "скликаются
на обед злыдни" (существа, олицетворяющие
собой бедность и несчастье). считалось грехом
убирать ложки со стола в заговенье, накануне
положенных церковью постов, поэтому ложки
оставались на столе до утра. Нельзя класть
лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или
сядет за стол нечистая сила.
В качестве подарка нужно было принести
ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба,
солью и деньгами.
Широко применялась ложка в обрядовых
действиях.
Традиционной утварью для русского застолья
являлись ендовы, ковши, братины, скобкари.
Ендовы не считались ценными предметами,
которые необходимо выставлять на самое
лучшее место в доме, как это, например,
делалось с братиной или ковшами.
Презентация Проекта "Русская изба"
Самовар – исконно
русское
изобретение.
Долгое
время
считалось, что родина
самовара – Тула. Но
есть свидетельства, что
первые самовары были
изготовлены более 250
лет назад на Урале.
Были они не только
металлические, но и из
фарфора, фаянса и
даже хрусталя.
Презентация Проекта "Русская изба"
Презентация Проекта "Русская изба"
• Бодня, предмет домашней утвари,
представляла собой деревянную
емкость для хранения одежды и
мелких предметов домашнего
обихода. В русской деревне было
известно два вида бодней. Первый
вид представлял собой длинную
выдолбленную деревянную колоду,
боковые стены которой
изготавливались из цельных досок.
Отверстие с крышкой на кожаных
петлях находилось в верхней части
колоды.
• Бодня второго вида это
долбленый или бондарный ушат с
крышкой, высотой 60100 см,
диаметром дна 5480 см. Бодни
обычно запирались на замок,
хранились в клетях. Со второй
половины XIX в. стали заменяться
сундуками.
Презентация Проекта "Русская изба"
• Для хранения громоздких хозяйственных припасов
в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки
разной величины и объема. Бочки в старину были
самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и
сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну,
рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого
товара.
• Для заготовки впрок солений, квашений, мочений,
кваса, воды, для хранения муки, крупы
использовались кадки. Как правило, кадки были
бондарной работы, т.е. делались из деревянных
дощечек клепок, стянутых обручами. они делались
в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли
иметь три ножки, являвшиеся продолжением
клепок. Необходимой принадлежностью кадки были
кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные
в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это
делалось для того, чтобы соления и мочения всегда
находились в рассоле, не всплывали на
поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У
кружка и крышки имелись небольшие ручки.
Лукошком называлась открытая цилиндрическая
емкость из луба, дно плоское, из деревянных
досочек или коры. Делалось с ручкойложкой или
без нее. Размеры лукошка определялись
назначением и назывались соответственно:
"набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п.
Если лукошко предназначалось для хранения
сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся
сверху плоской крышкой.
•
Презентация Проекта "Русская изба"
•
•
На протяжении многих столетий главным кухонным
сосудом на Руси был горшок утварь для
приготовления пищи в виде глиняного сосуда с
широким открытым верхом, имеющим низкий венчик,
круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки
могли быть разных размеров: от маленького горшочка
на 200300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до
23х ведер воды. Форма горшка не менялась во все
время его существования и была хорошо
приспособлена для приготовления еды в русской
духовой печи. Они редко орнаментировались, их
украшением служили узкие концентрические круги или
цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков,
выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В
крестьянском доме было около десятка и более горшков
разных размеров. Горшками дорожили, старались
обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину,
его оплетали берестой и употребляли для хранения
продуктов.
Горшок предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой
жизни русского народа приобрел дополнительные
ритуальные функции. Ученые считают, что это один из
самых ритуализированных предметов домашней
хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок
осмыслялся как живое антропоморфное существо, у
которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки
принято делить на горшки, несущие в себе женское
начало, и горшки с заложенной в них мужской
сущностью. так, в южных губерниях Европейской
России хозяйка, покупая горшок старалась определить
его родополовую принадлежность: является он
горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице
сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.
Презентация Проекта "Русская изба"
Кружка это цилиндрическая
посуда разного объема с
ручкой. Глиняные и выточенные
из дерева кружки украшались
росписью, а деревянные
резьбой, поверхность
некоторых кружек покрывалась
плетением из бересты. Их
использовали в повседневном и
праздничном обиходе, были они
и предметом обрядовых
действий.
Презентация Проекта "Русская изба"
Для питья хмельных напитков пользовались
чаркой. Она представляет собой небольшой
сосуд круглой формы, имеющий ножку и
плоское дно, иногда могла быть ручка и
крышка. Чарки обычно расписывались или
украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся
как индивидуальная посуда для питья браги,
пива, хмельного меда, а позднее вина и водки
в праздничные дни, так как пить разрешалось
только по праздникам и подобного рода
напитки были праздничным угощением для
гостей. Пить было принято за здоровье других
людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина,
хозяин ждал от него ответной чарки. Чарку
чаще всего использовали в свадебном обряде.
Чарку с вином предлагал новобрачным
священник после венчания. По очереди они
отпивали из этой чарки по три глотка. Допив
вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее
одновременно с женой, приговаривая: "Пусть
так под ногами нашими будут потоптаны те,
которые станут посевать между нами раздор и
нелюбовь". Считалось, что кто из супругов
первым наступит на нее, тот и будет
главенствовать в семье. Первую чарку с водкой
хозяин подносил на свадебном пиру колдуну,
которого приглашали на свадьбу в качестве
почетного гостя, чтобы избавить молодых от
порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь
после этого начинал защищать новобрачных от
недобрых сил.
Презентация Проекта "Русская изба"
•
Кочерга это короткий толстый
железный прут с загнутым концом,
который служил для размешивания
углей в печи и сгребания жара. С
помощью ухвата передвигали горшки
и чугунки в печи, их также можно
было вынуть или установить в печь.
Он представляет собой
металлическую дужку, укрепленную
на длинной деревянной рукояти.
Перед посадкой хлебов в печь под
печи очищали от угля и золы,
подметая его помелом. Помело
представляет собой длинную
деревянную рукоять, к концу которой
привязывались сосновые,
можжевеловые ветки, солома, мочало
или тряпка. При помощи хлебной
лопаты в печь сажали хлеба и пироги,
а также вынимали их оттуда. Вся эта
утварь участвовала в тех или иных
обрядовых действиях.
Презентация Проекта "Русская изба"
• Решето – не только предмет
кухонной утвари, известный с
древнейших времен, а вещь
весьма почитаемая некогда у
славян, да и не только у них.
• Решето, сито предметы
домашней утвари,
воплощающие идею
достатка и плодородия и
связанные с мотивами
дождя, неба и солнца.
Используются в ритуалах как
вместилище даров, а также
чудес и нелепого, в
народной медицине играют
роль оберега и роль оракула
— в гаданиях.
Презентация Проекта "Русская изба"
•
•
•
•
•
•
Решето, сито предметы домашней утвари, воплощающие идею достатка и плодородия и связанные с
мотивами дождя, неба и солнца. Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в
народной медицине играют роль оберега и роль оракула — в гаданиях.
Одно из наиболее устойчивых и архаических значений РЕШЕТА основано на то уподоблении небесному своду, ср.
русскую загадку «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля). По поверью Житомирского уезда, радуга «тянет
воду из моря на небо; на небе устроено как бы РЕШЕТО, но оно всегда задвинуто: когда радуга натянет
воды, оно отодвигается и идет дождь». Белорусы Слуцкого уезда полагали, что вода просеивается через облака,
как сквозь сито; иногда облака продерутся, и тогда дождь польет как из ведра. Поверье о том что туча пропускает
воду через свои поры, как через РЕШЕТО, отмечалось также у украинцев Подольской губернии, в Прикарпатье,
Болгарии и имеет параллели у других народов мира. В связи с этим у восточных и южных славян лили воду через
РЕШЕТО, чтобы вызвать дождь, а в Гомельской области, наоборот, переворачивали РЕШЕТО, стремясь остановить
дождь.
В Брестской области во время засухи вдова зачерпывала из какой нибудь канавы или лужи на поле или рядом с
ним воду решетом и несла ее в реку: чтобы вода не пролилась, в РЕШЕТО постилали клеенку или замазывали его
глиной. В народной медицине вода, пропущенная через РЕШЕТО или через сеть, могла заменять собой дождевую
воду. В Витебской губернии считали, что если беременная подвергалась опасности, ее нужно три раза напоить
дождевой водой или водой, пролитой через РЕШЕТО или сеть.
Воду, пролитую через РЕШЕТО, наделяли целебными свойствами и использовали в народной медицине. В Полесье с
лечебными или профилактическими целями поливали водой через РЕШЕТО ребенка или домашних животных:
брызгали через РЕШЕТО воду на корову и теленка после отела; от испуга обмывали ребенка водой, пропущенной
предварительно через перевернутое РЕШЕТО, и давали ребенку попить ее; трижды обходили больную корову,
поливая вокруг нее водой через РЕШЕТО; при эпидемии или эпизоотии таким же способом поливали улицу. В
Вологодской губернии в Великий четверг брызгали через РЕШЕТО воду на овец, «чтобы в заборах дыры казались
им меньше». В Курской губернии при детской болезни «сушец» сажали на окно под РЕШЕТО кошку и над РЕШЕТОМ
купали ребенка; считалось, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же останется в живых.
Мотив ношения воды РЕШЕТЕ известен в сказках и песнях. С особой устойчивостью он встречается в сказке о
мачехе, ее дочери и падчерице. В сказке из Тульской губернии мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к
Бабе Яге: «Баба Яга дала ей РЕШЕТО, да и говорит: ступай топи баню и воду этим РЕШЕТОМ таскай. Она
затопила баню, стала воду таскать РЕШЕТОМ. А сорока прилетела: чикичики, девица — глинкой, глинкой!
Она замазала глинкой, насилу натаскала». Когда Баба Яга дает то же задание мачехиной дочери, та прогоняет
птичку, которая хотела дать ей добрый совет. Верование в то, что в награду за целомудрие дается чудесная
способность носить воду РЕШЕТЕ, известно не только в Европе, но и в Индии и является большой индоевропейской
древностью.
Ношение воды решетом и литье воды через него известны не только как фольклорные мотивы, но и как ритуальные
действия. Так, например, в Полесье утром после свадьбы молодую в шутку посылали принести воду решетом; на
свадьбе лили воду через решето на землю, «чтобы все велося, родилося». В Вятской обл. с помощью решета
унимали тоску; для этого лили воду через решето со словами: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, рабы
Божьей (имя), по рабу Божьему (имя) тоска не держалась».
• Каждый предмет народного быта имеет важное значение в
доме и в жизни человека. Самые древние предметы домашней
утвари в семье изготавливались самостоятельно, а потому
каждый из них имел свою уникальную форму, неся на себя
отпечаток личности её хозяина. К таким предметам можно
отнести ложки, вырезанные из дерева миски или чаши. Люди
побогаче могли позволить себе посуду из металла.
• Предметы хранили, берегли, относились уважительно, как к
членам семьи, передавали по наследству. Некоторые виды
посуды и вовсе вышли из употребления. Но есть предметы,
которыми люди пользуются и в наши дни. Любите и берегите
историю нашего народа!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.