Русская изба
Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умиралиПрезентация Проекта "Русская изба"
Авторы: Костенко Ксюша,Савельева Аня, Шкребнева Лиля
Авторы: Костенко Ксюша,Савельева Аня, Шкребнева Лиля
3 А класс, МОУ Здвинская СОШ №1
3 А класс, МОУ Здвинская СОШ №1
Руководитель: Фёдорова М.В., учитель высшей квалификационной категории
Руководитель: Фёдорова М.В., учитель высшей квалификационной категории
• Наши предки древние славяне, по
преимуществу были людьми домовитыми,
хозяйственными и семейными. В кругу своей
семьи или рода проходила вся жизнь
славянина. И главным сосредоточием всей
славянской жизни, ее гнездом была изба
родные пенаты, в которых наши предки
рождались, в которых проходила жизнь
рода, в которых умирали...
Печь играла главную роль во
внутреннем пространстве
русского жилища на
протяжении всех этапов его
существования. Недаром
помещение, где стояла
русская печь называли
"избой, истопкой".
В «красный» или «передний»
угол на специальной полке
ставили иконы, горела
лампада. Любой гость,
входивший в дом, сначала
находил глазами красный
угол, снимал шапку, трижды
крестился, низко кланялся
образам, а уж потом
здоровался с хозяевами.
В красный угол усаживали
самых дорогих гостей, а во
время свадьбы
новобрачных. В обычные дни
здесь, за обеденным столом,
сидел глава семьи.
Красный угол - самое важное и почетное место в доме. Согласно
традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда
только по особому приглашению хозяев. Дом христианина - это символ
храма. И как в каждом храме есть самое святое, сакральное помещение -
алтарь, так и в избе символическим аналогом алтаря был красный
(значение: красивый, хороший, светлый) угол (синонимы: большой, кутный,
передний, святой угол). Как и христианский храм, каждый жилой дом был
строго ориентирован на местности по сторонам света и красный угол
устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве
между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда
была самая освещенная часть дома: обе стены, образующие угол, имели
окна.
Иконы размещались в киоте (иное название - божница) -
специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы
обязательно должны были стоять, а не висеть. Божница изготавливалась из
дерева и всячески украшалась резьбой, росписью и т. д. Очень часто
полочка была двухъярусной. Иногда образа в божнице украшались
божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого
холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник
вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать
лики. Часто (и особенно у старообрядцев) иконы в красном углу
завешивались задвигаемой занавеской - благовесткой, состоящей из двух
частей и украшенной вышивкой (еще одна аналогия с алтарной частью
храма, скрытой от глаз). Кроме икон, на божнице хранились освященные в
церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали
Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при
• Крестьянский дом трудно было представить без
многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если
не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.
• В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме,
жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь это вся
совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Утварь это посуда для заготовки, приготовления и хранения
пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения
предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной
гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня,
хранения и употребления табака и для косметических
принадлежностей.
• В русской деревне употреблялась в основном деревянная
• Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена
гончарная утварь.
меньше.
•
• Деревянная утварь по технике изготовления могла быть
долбленой, долбленной, бондарной, столярной, токарной.
В большом употреблении была также утварь, изготовленная и
бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны.
• Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов
изготавливались силами мужской половины семьи.
• Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках,
торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари,
изготовление которой требовало специальных знаний и
инструментов.
• Гончарная посуда применялась в основном
для приготовления пищи в духовой печи и
подачи ее на стол, иногда для засолки,
квашения овощей.
• Металлическая утварь традиционного типа
была, главным образом, медная, оловянная
или серебряная. Наличие ее в доме было
ярким свидетельством зажиточности семьи,
ее бережливости, уважения к семейным
традициям. Такую утварь продавали только
в самые критические моменты жизни семьи.
• Деревянная
• Изготовленная из бересты
• Плетенная из прутьев, соломы, корней сосны
• Металлическая
• Стеклянная
• Фарфоровая
• Гончарная
• Металлическая
• Серебряная
•
•
•
•
•
•
Единственным приспособлением для еды, пока
не появились вилки, служили ложки. В
основном они были деревянными. Ложки
украшались росписью или резьбой.
Соблюдались различные приметы, связанные с
ложками.
Нельзя было ставить ложку так, чтобы она
опиралась черенком на стол, а другим концом
на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в
миску может проникнуть нечистая сила.
Не разрешалось стучать ложками по столу, так
как от этого "лукавый радуется" и "скликаются
на обед злыдни" (существа, олицетворяющие
собой бедность и несчастье). считалось грехом
убирать ложки со стола в заговенье, накануне
положенных церковью постов, поэтому ложки
оставались на столе до утра. Нельзя класть
лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или
сядет за стол нечистая сила.
В качестве подарка нужно было принести
ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба,
солью и деньгами.
Широко применялась ложка в обрядовых
действиях.
Традиционной утварью для русского застолья
являлись ендовы, ковши, братины, скобкари.
Ендовы не считались ценными предметами,
которые необходимо выставлять на самое
лучшее место в доме, как это, например,
делалось с братиной или ковшами.
Самовар – исконно
русское
изобретение.
Долгое
время
считалось, что родина
самовара – Тула. Но
есть свидетельства, что
первые самовары были
изготовлены более 250
лет назад на Урале.
Были они не только
металлические, но и из
фарфора, фаянса и
даже хрусталя.
• Бодня, предмет домашней утвари,
представляла собой деревянную
емкость для хранения одежды и
мелких предметов домашнего
обихода. В русской деревне было
известно два вида бодней. Первый
вид представлял собой длинную
выдолбленную деревянную колоду,
боковые стены которой
изготавливались из цельных досок.
Отверстие с крышкой на кожаных
петлях находилось в верхней части
колоды.
• Бодня второго вида это
долбленый или бондарный ушат с
крышкой, высотой 60100 см,
диаметром дна 5480 см. Бодни
обычно запирались на замок,
хранились в клетях. Со второй
половины XIX в. стали заменяться
сундуками.
• Для хранения громоздких хозяйственных припасов
в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки
разной величины и объема. Бочки в старину были
самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и
сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну,
рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого
товара.
• Для заготовки впрок солений, квашений, мочений,
кваса, воды, для хранения муки, крупы
использовались кадки. Как правило, кадки были
бондарной работы, т.е. делались из деревянных
дощечек клепок, стянутых обручами. они делались
в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли
иметь три ножки, являвшиеся продолжением
клепок. Необходимой принадлежностью кадки были
кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные
в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это
делалось для того, чтобы соления и мочения всегда
находились в рассоле, не всплывали на
поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У
кружка и крышки имелись небольшие ручки.
Лукошком называлась открытая цилиндрическая
емкость из луба, дно плоское, из деревянных
досочек или коры. Делалось с ручкойложкой или
без нее. Размеры лукошка определялись
назначением и назывались соответственно:
"набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п.
Если лукошко предназначалось для хранения
сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся
сверху плоской крышкой.
•
•
•
На протяжении многих столетий главным кухонным
сосудом на Руси был горшок утварь для
приготовления пищи в виде глиняного сосуда с
широким открытым верхом, имеющим низкий венчик,
круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки
могли быть разных размеров: от маленького горшочка
на 200300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до
23х ведер воды. Форма горшка не менялась во все
время его существования и была хорошо
приспособлена для приготовления еды в русской
духовой печи. Они редко орнаментировались, их
украшением служили узкие концентрические круги или
цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков,
выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В
крестьянском доме было около десятка и более горшков
разных размеров. Горшками дорожили, старались
обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину,
его оплетали берестой и употребляли для хранения
продуктов.
Горшок предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой
жизни русского народа приобрел дополнительные
ритуальные функции. Ученые считают, что это один из
самых ритуализированных предметов домашней
хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок
осмыслялся как живое антропоморфное существо, у
которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки
принято делить на горшки, несущие в себе женское
начало, и горшки с заложенной в них мужской
сущностью. так, в южных губерниях Европейской
России хозяйка, покупая горшок старалась определить
его родополовую принадлежность: является он
горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице
сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.
Кружка это цилиндрическая
посуда разного объема с
ручкой. Глиняные и выточенные
из дерева кружки украшались
росписью, а деревянные
резьбой, поверхность
некоторых кружек покрывалась
плетением из бересты. Их
использовали в повседневном и
праздничном обиходе, были они
и предметом обрядовых
действий.
Для питья хмельных напитков пользовались
чаркой. Она представляет собой небольшой
сосуд круглой формы, имеющий ножку и
плоское дно, иногда могла быть ручка и
крышка. Чарки обычно расписывались или
украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся
как индивидуальная посуда для питья браги,
пива, хмельного меда, а позднее вина и водки
в праздничные дни, так как пить разрешалось
только по праздникам и подобного рода
напитки были праздничным угощением для
гостей. Пить было принято за здоровье других
людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина,
хозяин ждал от него ответной чарки. Чарку
чаще всего использовали в свадебном обряде.
Чарку с вином предлагал новобрачным
священник после венчания. По очереди они
отпивали из этой чарки по три глотка. Допив
вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее
одновременно с женой, приговаривая: "Пусть
так под ногами нашими будут потоптаны те,
которые станут посевать между нами раздор и
нелюбовь". Считалось, что кто из супругов
первым наступит на нее, тот и будет
главенствовать в семье. Первую чарку с водкой
хозяин подносил на свадебном пиру колдуну,
которого приглашали на свадьбу в качестве
почетного гостя, чтобы избавить молодых от
порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь
после этого начинал защищать новобрачных от
недобрых сил.
•
Кочерга это короткий толстый
железный прут с загнутым концом,
который служил для размешивания
углей в печи и сгребания жара. С
помощью ухвата передвигали горшки
и чугунки в печи, их также можно
было вынуть или установить в печь.
Он представляет собой
металлическую дужку, укрепленную
на длинной деревянной рукояти.
Перед посадкой хлебов в печь под
печи очищали от угля и золы,
подметая его помелом. Помело
представляет собой длинную
деревянную рукоять, к концу которой
привязывались сосновые,
можжевеловые ветки, солома, мочало
или тряпка. При помощи хлебной
лопаты в печь сажали хлеба и пироги,
а также вынимали их оттуда. Вся эта
утварь участвовала в тех или иных
обрядовых действиях.
• Решето – не только предмет
кухонной утвари, известный с
древнейших времен, а вещь
весьма почитаемая некогда у
славян, да и не только у них.
• Решето, сито предметы
домашней утвари,
воплощающие идею
достатка и плодородия и
связанные с мотивами
дождя, неба и солнца.
Используются в ритуалах как
вместилище даров, а также
чудес и нелепого, в
народной медицине играют
роль оберега и роль оракула
— в гаданиях.
•
•
•
•
•
•
Решето, сито предметы домашней утвари, воплощающие идею достатка и плодородия и связанные с
мотивами дождя, неба и солнца. Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в
народной медицине играют роль оберега и роль оракула — в гаданиях.
Одно из наиболее устойчивых и архаических значений РЕШЕТА основано на то уподоблении небесному своду, ср.
русскую загадку «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля). По поверью Житомирского уезда, радуга «тянет
воду из моря на небо; на небе устроено как бы РЕШЕТО, но оно всегда задвинуто: когда радуга натянет
воды, оно отодвигается и идет дождь». Белорусы Слуцкого уезда полагали, что вода просеивается через облака,
как сквозь сито; иногда облака продерутся, и тогда дождь польет как из ведра. Поверье о том что туча пропускает
воду через свои поры, как через РЕШЕТО, отмечалось также у украинцев Подольской губернии, в Прикарпатье,
Болгарии и имеет параллели у других народов мира. В связи с этим у восточных и южных славян лили воду через
РЕШЕТО, чтобы вызвать дождь, а в Гомельской области, наоборот, переворачивали РЕШЕТО, стремясь остановить
дождь.
В Брестской области во время засухи вдова зачерпывала из какой нибудь канавы или лужи на поле или рядом с
ним воду решетом и несла ее в реку: чтобы вода не пролилась, в РЕШЕТО постилали клеенку или замазывали его
глиной. В народной медицине вода, пропущенная через РЕШЕТО или через сеть, могла заменять собой дождевую
воду. В Витебской губернии считали, что если беременная подвергалась опасности, ее нужно три раза напоить
дождевой водой или водой, пролитой через РЕШЕТО или сеть.
Воду, пролитую через РЕШЕТО, наделяли целебными свойствами и использовали в народной медицине. В Полесье с
лечебными или профилактическими целями поливали водой через РЕШЕТО ребенка или домашних животных:
брызгали через РЕШЕТО воду на корову и теленка после отела; от испуга обмывали ребенка водой, пропущенной
предварительно через перевернутое РЕШЕТО, и давали ребенку попить ее; трижды обходили больную корову,
поливая вокруг нее водой через РЕШЕТО; при эпидемии или эпизоотии таким же способом поливали улицу. В
Вологодской губернии в Великий четверг брызгали через РЕШЕТО воду на овец, «чтобы в заборах дыры казались
им меньше». В Курской губернии при детской болезни «сушец» сажали на окно под РЕШЕТО кошку и над РЕШЕТОМ
купали ребенка; считалось, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же останется в живых.
Мотив ношения воды РЕШЕТЕ известен в сказках и песнях. С особой устойчивостью он встречается в сказке о
мачехе, ее дочери и падчерице. В сказке из Тульской губернии мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к
Бабе Яге: «Баба Яга дала ей РЕШЕТО, да и говорит: ступай топи баню и воду этим РЕШЕТОМ таскай. Она
затопила баню, стала воду таскать РЕШЕТОМ. А сорока прилетела: чикичики, девица — глинкой, глинкой!
Она замазала глинкой, насилу натаскала». Когда Баба Яга дает то же задание мачехиной дочери, та прогоняет
птичку, которая хотела дать ей добрый совет. Верование в то, что в награду за целомудрие дается чудесная
способность носить воду РЕШЕТЕ, известно не только в Европе, но и в Индии и является большой индоевропейской
древностью.
Ношение воды решетом и литье воды через него известны не только как фольклорные мотивы, но и как ритуальные
действия. Так, например, в Полесье утром после свадьбы молодую в шутку посылали принести воду решетом; на
свадьбе лили воду через решето на землю, «чтобы все велося, родилося». В Вятской обл. с помощью решета
унимали тоску; для этого лили воду через решето со словами: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, рабы
Божьей (имя), по рабу Божьему (имя) тоска не держалась».
• Сито
• Деревянные ложки
• Самовар
• Туесок
• Плошки
• Розетки
• Глиняные горшки
• Ухваты (маленькие)
• Кадушки
• Ступки
• Полотенце
• Кочерга
• Противень
• Чугунные сковородки
• Хлебница
Бодня
Лопата для хлеба
Большие ухваты
Чугунки
Ларь
Кадушки
Крынки
Светец
Керосиновые лампы
Прялка
Рушники
Веретено
Деревянные весы
Берду – часть ручного ткацкого
станка
Коромысло
и другие
• Каждый предмет народного быта имеет важное значение в
доме и в жизни человека. Самые древние предметы домашней
утвари в семье изготавливались самостоятельно, а потому
каждый из них имел свою уникальную форму, неся на себя
отпечаток личности её хозяина. К таким предметам можно
отнести ложки, вырезанные из дерева миски или чаши. Люди
побогаче могли позволить себе посуду из металла.
• Предметы хранили, берегли, относились уважительно, как к
членам семьи, передавали по наследству. Некоторые виды
посуды и вовсе вышли из употребления. Но есть предметы,
которыми люди пользуются и в наши дни. Любите и берегите
историю нашего народа!