Презентация Проекта "Русская изба"

  • Исследовательские работы
  • ppt
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русская изба Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умиралиПрезентация Проекта "Русская изба"
Иконка файла материала Русская изба (предметы народного быта).ppt
Авторы: Костенко Ксюша,Савельева Аня, Шкребнева Лиля Авторы: Костенко Ксюша,Савельева Аня, Шкребнева Лиля   3 А класс, МОУ Здвинская СОШ №1  3 А класс, МОУ Здвинская СОШ №1  Руководитель: Фёдорова  М.В., учитель высшей квалификационной категории  Руководитель: Фёдорова  М.В., учитель высшей квалификационной категории
• Наши предки ­ древние славяне, по  преимуществу были людьми домовитыми,  хозяйственными и семейными. В кругу своей  семьи или рода проходила вся жизнь  славянина. И главным сосредоточием всей  славянской жизни, ее гнездом была изба ­  родные пенаты, в которых наши предки  рождались, в которых проходила жизнь  рода, в которых умирали...
Печь играла главную роль во  внутреннем пространстве  русского жилища на  протяжении всех этапов его  существования. Недаром  помещение, где стояла  русская печь называли  "избой, истопкой".
В «красный» или «передний»  угол  на специальной полке  ставили иконы, горела  лампада. Любой гость,  входивший в дом, сначала  находил глазами красный  угол, снимал шапку, трижды  крестился, низко кланялся  образам, а уж потом  здоровался с хозяевами.           В красный угол усаживали  самых дорогих гостей, а во  время свадьбы ­  новобрачных. В обычные дни  здесь, за обеденным столом,  сидел глава семьи.
Красный угол - самое важное и почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Дом христианина - это символ храма. И как в каждом храме есть самое святое, сакральное помещение - алтарь, так и в избе символическим аналогом алтаря был красный (значение: красивый, хороший, светлый) угол (синонимы: большой, кутный, передний, святой угол). Как и христианский храм, каждый жилой дом был строго ориентирован на местности по сторонам света и красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещенная часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы размещались в киоте (иное название - божница) - специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть. Божница изготавливалась из дерева и всячески украшалась резьбой, росписью и т. д. Очень часто полочка была двухъярусной. Иногда образа в божнице украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Часто (и особенно у старообрядцев) иконы в красном углу завешивались задвигаемой занавеской - благовесткой, состоящей из двух частей и украшенной вышивкой (еще одна аналогия с алтарной частью храма, скрытой от глаз). Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при
• Крестьянский дом трудно было представить без  многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если  не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.  • В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме,  жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь ­ это вся  совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.  Утварь ­ это посуда для заготовки, приготовления и хранения  пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения  предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной  гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня,  хранения и употребления табака и для косметических  принадлежностей.
• В русской деревне употреблялась в основном деревянная  • Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена  гончарная утварь.  меньше.  • • Деревянная утварь по технике изготовления могла быть  долбленой, долбленной, бондарной, столярной, токарной.  В большом употреблении была также утварь, изготовленная и  бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны.  • Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов  изготавливались силами мужской половины семьи.  • Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках,  торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари,  изготовление которой требовало специальных знаний и  инструментов.
• Гончарная посуда применялась в основном  для приготовления пищи в духовой печи и  подачи ее на стол, иногда для засолки,  квашения овощей.  • Металлическая утварь традиционного типа  была, главным образом, медная, оловянная  или серебряная. Наличие ее в доме было  ярким свидетельством зажиточности семьи,  ее бережливости, уважения к семейным  традициям. Такую утварь продавали только  в самые критические моменты жизни семьи.
• Деревянная  • Изготовленная из бересты • Плетенная из прутьев, соломы, корней сосны • Металлическая • Стеклянная • Фарфоровая  • Гончарная  • Металлическая  • Серебряная
• • • • • • Единственным приспособлением для еды, пока  не появились вилки, служили ложки. В  основном они были деревянными. Ложки   украшались росписью или резьбой.   Соблюдались различные приметы, связанные с  ложками.  Нельзя было ставить ложку так, чтобы она  опиралась черенком на стол, а другим концом  на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в  миску может проникнуть нечистая сила.  Не разрешалось стучать ложками по столу, так  как от этого "лукавый радуется" и "скликаются  на обед злыдни" (существа, олицетворяющие  собой бедность и несчастье). считалось грехом  убирать ложки со стола в заговенье, накануне  положенных церковью постов, поэтому ложки  оставались на столе до утра. Нельзя класть  лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или  сядет за стол нечистая сила.  В качестве подарка нужно было принести  ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба,  солью и деньгами.  Широко применялась ложка в обрядовых  действиях. Традиционной утварью для русского застолья  являлись ендовы, ковши, братины, скобкари.  Ендовы не считались ценными предметами,  которые необходимо выставлять на самое  лучшее место в доме, как это, например,  делалось с  братиной или ковшами.
Самовар  –  исконно  русское  изобретение.  Долгое  время  считалось,  что  родина  самовара  –  Тула.  Но  есть свидетельства, что  первые  самовары  были  изготовлены  более  250  лет  назад  на  Урале.  Были  они  не  только  металлические,  но  и  из  фарфора,  фаянса  и  даже хрусталя.
• Бодня, предмет домашней утвари,  представляла собой деревянную  емкость для хранения одежды и  мелких предметов домашнего  обихода. В русской деревне было  известно два вида бодней. Первый  вид представлял собой длинную  выдолбленную деревянную колоду,  боковые стены которой  изготавливались из цельных досок.  Отверстие с крышкой на кожаных  петлях находилось в верхней части  колоды.  • Бодня второго вида ­ это  долбленый или бондарный ушат с  крышкой, высотой 60­100 см,  диаметром дна 54­80 см. Бодни  обычно запирались на замок,  хранились в клетях. Со второй  половины XIX в. стали заменяться  сундуками.
• Для хранения громоздких хозяйственных припасов  в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки  разной величины и объема. Бочки в старину были  самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и  сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну,  рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого  товара. • Для заготовки впрок солений, квашений, мочений,  кваса, воды, для хранения муки, крупы  использовались кадки. Как правило, кадки были  бондарной работы, т.е. делались из деревянных  дощечек ­ клепок, стянутых обручами. они делались  в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли  иметь три ножки, являвшиеся продолжением  клепок. Необходимой принадлежностью кадки были  кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные  в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это  делалось для того, чтобы соления и мочения всегда  находились в рассоле, не всплывали на  поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У  кружка и крышки имелись небольшие ручки.  Лукошком называлась открытая цилиндрическая  емкость из луба, дно плоское, из деревянных  досочек или коры. Делалось с ручкой­ложкой или  без нее. Размеры лукошка определялись  назначением и назывались соответственно:  "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п.  Если лукошко предназначалось для хранения  сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся  сверху плоской крышкой.  •
• • На протяжении многих столетий главным кухонным  сосудом на Руси был горшок ­ утварь для  приготовления пищи в виде глиняного сосуда с  широким открытым верхом, имеющим низкий венчик,  круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки  могли быть разных размеров: от маленького горшочка  на 200­300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до  2­3­х ведер воды. Форма горшка не менялась во все  время его существования и была хорошо  приспособлена для приготовления еды в русской  духовой печи. Они редко орнаментировались, их  украшением служили узкие концентрические круги или  цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков,  выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В  крестьянском доме было около десятка и более горшков  разных размеров. Горшками дорожили, старались  обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину,  его оплетали берестой и употребляли для хранения  продуктов.  Горшок ­ предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой  жизни русского народа приобрел дополнительные  ритуальные функции. Ученые считают, что это один из  самых ритуализированных предметов домашней  хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок  осмыслялся как живое антропоморфное существо, у  которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки  принято делить на горшки, несущие в себе женское  начало, и горшки с заложенной в них мужской  сущностью. так, в южных губерниях Европейской  России хозяйка, покупая горшок старалась определить  его родо­половую принадлежность: является он  горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице  сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.
Кружка ­ это цилиндрическая  посуда  разного объема с  ручкой. Глиняные и выточенные  из дерева кружки украшались  росписью, а деревянные ­  резьбой, поверхность  некоторых кружек покрывалась  плетением из бересты. Их  использовали в повседневном и  праздничном обиходе, были они  и предметом обрядовых  действий.
Для питья хмельных напитков пользовались  чаркой. Она представляет собой небольшой  сосуд круглой формы, имеющий ножку и  плоское дно, иногда могла быть ручка и  крышка. Чарки обычно расписывались или  украшались резьбой.  Этот сосуд употреблялся  как индивидуальная посуда для питья браги,  пива, хмельного меда, а позднее ­ вина и водки  в праздничные дни, так как пить разрешалось  только по праздникам и подобного рода  напитки были праздничным угощением для  гостей. Пить было принято за здоровье других  людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина,  хозяин ждал от него ответной чарки. Чарку  чаще всего использовали в свадебном обряде.  Чарку с вином предлагал новобрачным  священник после венчания. По очереди они  отпивали из этой чарки по три глотка. Допив  вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее  одновременно с женой, приговаривая: "Пусть  так под ногами нашими будут потоптаны те,  которые станут посевать между нами раздор и  нелюбовь". Считалось, что кто из супругов  первым наступит на нее, тот и будет  главенствовать в семье. Первую чарку с водкой  хозяин подносил на свадебном пиру колдуну,  которого приглашали на свадьбу в качестве  почетного гостя, чтобы избавить молодых от  порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь  после этого начинал защищать новобрачных от  недобрых сил.
• Кочерга ­ это короткий толстый  железный прут с загнутым концом,  который служил для размешивания  углей в печи и сгребания жара. С   помощью ухвата передвигали горшки  и чугунки в печи, их также можно  было вынуть или установить в печь.  Он представляет собой  металлическую дужку, укрепленную  на длинной деревянной рукояти.  Перед посадкой хлебов в печь под  печи очищали от угля и золы,  подметая его помелом. Помело  представляет собой длинную  деревянную рукоять, к концу которой  привязывались сосновые,  можжевеловые ветки, солома, мочало  или тряпка. При помощи хлебной  лопаты в печь сажали хлеба и пироги,  а также вынимали их оттуда. Вся эта  утварь участвовала в тех или иных  обрядовых действиях.
• Решето – не только предмет  кухонной утвари, известный с  древнейших времен, а вещь  весьма почитаемая некогда у  славян, да и не только у них.  • Решето, сито ­ предметы  домашней утвари,  воплощающие идею  достатка и плодородия и  связанные с мотивами  дождя, неба и солнца.  Используются в ритуалах как  вместилище даров, а также  чудес и нелепого, в  народной медицине играют  роль оберега и роль оракула  — в гаданиях.
• • • • • • Решето, сито ­ предметы домашней утвари, воплощающие идею достатка и плодородия и связанные с  мотивами дождя, неба и солнца. Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в  народной медицине играют роль оберега и роль оракула — в гаданиях. Одно из наиболее устойчивых и архаических значений РЕШЕТА основано на то уподоблении небесному своду, ср.  русскую загадку «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля). По поверью Житомирского уезда, радуга «тянет  воду из моря на небо; на небе устроено как бы РЕШЕТО, но оно всегда задвинуто: когда радуга натянет  воды, оно отодвигается и идет дождь». Белорусы Слуцкого уезда полагали, что вода просеивается через облака,  как сквозь сито; иногда облака продерутся, и тогда дождь польет как из ведра. Поверье о том что туча пропускает  воду через свои поры, как через РЕШЕТО, отмечалось также у украинцев Подольской губернии, в Прикарпатье,  Болгарии и имеет параллели у других народов мира. В связи с этим у восточных и южных славян лили воду через  РЕШЕТО, чтобы вызвать дождь, а в Гомельской области, наоборот, переворачивали РЕШЕТО, стремясь остановить  дождь. В Брестской области во время засухи вдова зачерпывала из какой ­ нибудь канавы или лужи на поле или рядом с  ним воду решетом и несла ее в реку: чтобы вода не пролилась, в РЕШЕТО постилали клеенку или замазывали его  глиной. В народной медицине вода, пропущенная через РЕШЕТО или через сеть, могла заменять собой дождевую  воду. В Витебской губернии считали, что если беременная подвергалась опасности, ее нужно три раза напоить  дождевой водой или водой, пролитой через РЕШЕТО или сеть. Воду, пролитую через РЕШЕТО, наделяли целебными свойствами и использовали в народной медицине. В Полесье с  лечебными или профилактическими целями поливали водой через РЕШЕТО ребенка или домашних животных:  брызгали через РЕШЕТО воду на корову и теленка после отела; от испуга обмывали ребенка водой, пропущенной  предварительно через перевернутое РЕШЕТО, и давали ребенку попить ее; трижды обходили больную корову,  поливая вокруг нее водой через РЕШЕТО; при эпидемии или эпизоотии таким же способом поливали улицу. В  Вологодской губернии в Великий четверг брызгали через РЕШЕТО воду на овец, «чтобы в заборах дыры казались  им меньше». В Курской губернии при детской болезни «сушец» сажали на окно под РЕШЕТО кошку и над РЕШЕТОМ  купали ребенка; считалось, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же останется в живых. Мотив ношения воды РЕШЕТЕ известен в сказках и песнях. С особой устойчивостью он встречается в сказке о  мачехе, ее дочери и падчерице. В сказке из Тульской губернии мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к  Бабе Яге: «Баба Яга дала ей РЕШЕТО, да и говорит: ступай топи баню и воду этим РЕШЕТОМ таскай. Она  затопила баню, стала воду таскать РЕШЕТОМ. А сорока прилетела: чики­чики, девица — глинкой, глинкой!  Она замазала глинкой, насилу натаскала». Когда Баба Яга дает то же задание мачехиной дочери, та прогоняет  птичку, которая хотела дать ей добрый совет. Верование в то, что в награду за целомудрие дается чудесная  способность носить воду РЕШЕТЕ, известно не только в Европе, но и в Индии и является большой индоевропейской  древностью.  Ношение воды решетом и литье воды через него известны не только как фольклорные мотивы, но и как ритуальные  действия. Так, например, в Полесье утром после свадьбы молодую в шутку посылали принести воду решетом; на  свадьбе лили воду через решето на землю, «чтобы все велося, родилося». В Вятской обл. с помощью решета  унимали тоску; для этого лили воду через решето со словами: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, рабы  Божьей (имя), по рабу Божьему (имя) тоска не держалась».
• Сито • Деревянные ложки • Самовар  • Туесок  • Плошки • Розетки • Глиняные горшки • Ухваты (маленькие) • Кадушки  • Ступки •  Полотенце • Кочерга  • Противень  • Чугунные сковородки • Хлебница
­ Бодня ­ Лопата для хлеба ­ Большие ухваты ­ Чугунки ­ Ларь  ­ Кадушки ­ Крынки ­ Светец ­ Керосиновые лампы ­ Прялка ­ Рушники  ­ Веретено ­ Деревянные  весы   ­ Берду – часть  ручного ткацкого    станка   ­Коромысло  ­и другие
• Каждый предмет народного быта имеет важное  значение в  доме и в жизни человека. Самые древние предметы домашней  утвари в семье изготавливались самостоятельно, а потому  каждый из них имел свою уникальную форму, неся на себя  отпечаток личности её хозяина. К таким предметам можно  отнести ложки, вырезанные из дерева миски или чаши. Люди  побогаче могли позволить себе посуду из металла.  • Предметы хранили, берегли, относились уважительно, как к  членам семьи, передавали по наследству. Некоторые виды  посуды и вовсе вышли из употребления. Но есть предметы,  которыми люди пользуются и в наши дни. Любите и берегите  историю нашего народа!