Инклюзия, несмотря на широкое освящение ее сути и целей в специализированной литературе и средствах массовой информации, по-прежнему вызывает много вопросов, в том числе и у преподавателей. Представляя собой совместное обучение детей с сохранным здоровьем и с особенностями развития, инклюзия воплощает прекрасную идею одинаковых условий для каждого учащегося.
В тоже время, будучи равными в своем праве учиться, дети имеют разные возможности и потребности, обусловленные состоянием здоровья. Учитель инклюзивного образования должен уметь выстроить комфортный и эффективный воспитательный процесс для своих учеников. Умение разработать индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ и при этом создать атмосферу общности для учащихся – показатель высокого педагогического мастерства, к которому нужно стремиться.
«Психолого-педагогическое
«Психолого-педагогическое
сопровождение учащихся с ОВЗ в
сопровождение учащихся с ОВЗ в
условиях Красноярской
условиях Красноярской
коррекционной
коррекционной
общеобразовательной школы VII VII
общеобразовательной школы
вида №7»
вида №7»
Галочкина Т.Ю.
Зам. директора по УВР Красноярской
коррекционной общеобразовательной
школы VII вида №7
Цель концепции развития
Цель концепции развития
Красноярской коррекционной
Красноярской коррекционной
общеобразовательной школы VIIVII вида №7
вида №7
общеобразовательной школы
«Обеспечение качественного учебно
«Обеспечение качественного учебно
воспитательного и коррекционно
воспитательного и коррекционно
развивающего процесса детям дошкольного и
развивающего процесса детям дошкольного и
младшего школьного возраста с задержкой
младшего школьного возраста с задержкой
психического развития в соответствии с
психического развития в соответствии с
ФГОС НОО».
ФГОС НОО».
Образовательные направления Красноярской
Образовательные направления Красноярской
коррекционной общеобразовательной школы
коррекционной общеобразовательной школы
VIIVII вида №7
вида №7
группы кратковременного пребывания (4,66,6лет)
группы кратковременного пребывания (4,66,6лет)
группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»
группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»
Предшкольная подготовка:
Предшкольная подготовка:
•
•
Начальная школа:
Начальная школа:
•
начальные классы школы (14).
начальные классы школы (14).
Контингент учащихся:
Контингент учащихся:
•
дети с хроническими заболеваниями и соматически ослабленные;
дети с хроническими заболеваниями и соматически ослабленные;
•
•
•
дети с недостаточным уровнем готовности к школе;
дети с недостаточным уровнем готовности к школе;
дети с проблемами личностного развития;
дети с проблемами личностного развития;
дети с негрубыми недостатками речевой деятельности.
дети с негрубыми недостатками речевой деятельности.
учебный план
начального общего образования
Количество часов в неделю
Вариант 1
Предметные области
Филология
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы духовно
нравственной культуры
народов России
Искусство
Учебные
Предметы
Классы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы духовно
нравственной
культуры народов
России
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
I
II
III
IV
Всего
5
4
–
4
2
–
1
1
1
3
21
–
21
10
5
4
2
4
2
–
1
1
1
3
23
3
23
10
5
4
2
4
2
–
1
1
1
3
23
3
23
10
5
4
2
4
2
1
1
1
1
3
23
2
23
10
20
16
6
16
8
1
4
4
4
8
86,5
8
95
40
Технология
Физическая культура Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность (кружки, секции,
учебный план начального общего образования Вариант 1
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
• Обязательные занятия:
• Английский язык
• Информатика
• Занимательная математика
• Программы внеурочной деятельности:
Валеология
Игротерапия
Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия узких
специалистов
Вокальное пение
Программа коррекционной
работы
«Программа коррекционной работы предусматривает
создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса» (из ФГОС
НОО)
Программа коррекционной работы должна
быть составлена в каждом образовательном
учреждении, независимо от статуса и типа;
учитывать образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья»;
предусматривать интеграцию любого ребенка в
общеобразовательное учреждение.
Требования к составлению программы
коррекционной работы (ПКР)
• ПКР не должна зависеть от выбранных для использования комплектов
учебников. Она должны зависеть от контингента учащихся, контингента
педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении;
• ПКР не должна осуществляться посредством программного материала
предметных курсов, дополнительных образовательных программ;
• для реализации ПКР в школе нужно работать не с каждым учащимся, а
только с теми, кто нуждается в коррекционноразвивающей работе;
• для определения содержания ПКР педагогическому коллективу важно
знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для
создания условий для их компенсации;
• невозможно осуществлять коррекционную работу в школе без
взаимодействия педагогов со специальными педагогами, так как
учителя не имеют соответствующего образования и не обладают
компетенциями в осуществлении такой работы в школе;
• поскольку все рекомендации имеют различную структуру, то
необходимо выработать универсальный инструмент для составления
рабочей ПКР.
ПМПк
Врачпедиатр,
психиатр
Педагог
психолог
Учительлогопед
Администрация школы
Формирование
информационного потока
(получение информации о
психологическом статусе
ребенка)
Психологопедагогический
консилиум школы
Родители ребенка
Классный
руководитель
Учителя
предметники
Воспитатели
Комплексная психодиагностика
(врач, психиатр, психолог, логопед)
Педагогическая диагностика (классный руководитель,
воспитатели, учителяпредметники)
Построение модели сопровождения каждого конкретного ребенка
Согласование системы взаимодействия на всех уровнях
Реализация программы сопровождения
Работа узких
специалистов
Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия
Учебный
процесс
Воспитательный
процесс (ДО)
П
о п
с р
т о
а б
н л
о е
в м
к ы
а
У
т
о
ч
н
е
н
и
е
Р
е
ш
е
н
и
е
Психологомедикопедагогическое
сопровождение
• «осуществление индивидуально ориентированной психологомедико
педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии)»
• «определение особенностей организации образовательного процесса
для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности»
• Наличие индивидуальной образовательной программы и составленного
на ее базе индивидуального коррекционного плана ребенка –
специалистами ОУ, координатором, специалистами сопровождения
• Наличие в штатном расписании специалистов
• Консультации специалистов для учителей, реализующих образование
детей с ОВЗ
• Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной
образовательной программой ( ЛФК и т.д.)
ПМПконсилиум
•организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с
использованием диагностических методик психологического, педагогического,
клинического обследования;
•выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти,
внимания, работоспособности, эмоциональноличностной зрелости, уровня развития
речи воспитанников;
•выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям
(учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в
процессе обучения и воспитания;
•выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции
недостатков развития и для организации коррекционноразвивающего процесса;
•выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ,
соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья,
индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению
или адаптация образовательной программы образовательного учреждения;
•выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционноразвивающей
работы;
•обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса;
•формирование у обучающих адекватного понимания ограничений ребенка;
•консультативная помощь семье в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и
обучения.
Механизмы в ПП сопровождении
Механизмы в ПП сопровождении
• Составление
рабочих программ педагогов и индивидуальных
образовательных программ для учащихся;
• Составление индивидуальных карт развития на основе заключений
специалистов школы и специалистов КПМПК с целью сбора
результатов
информации
о
эффективности психологопедагогического и медикосоциального
сопровождения
ребенка,
коррекционноразвивающей работы;
ребенке и, как итог,
в школе,
обучающихся
анализа
адаптации
• Учебно – воспитательный, коррекционно развивающий процессы
( через планирование уроков и воспитательских занятий, мероприятий
с учетом рекомендаций, указанных в индивидуальной карте развития и
сопровождения ребенка, индивидуальной образовательной программе с
учетом индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
воспитании, а также занятия со специалистами школы);
• Мониторинг достижений учебно – воспитательного и коррекционно
развивающего процесса через ВШК, ПМПк, КПМПК.
Индивидуальная карта отражает психолого – педагогический фон
развития учащегося с момента поступления в школу и до окончания
обучения.
Преимущества индивидуальной карты развития разработанная
карта отражает развитие познавательной, учебной, личностной и социальной сфер в
динамике, что позволяет прогнозировать образовательный маршрут на учащихся:
1. индивидуальная карта – это необходимый, удобный, компактный «инструмент»,
позволяющий оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты в
учебновоспитательном процессе;
2. педагог может непосредственно, через обычное обращение к карте, получать представление о
развития учащихся относительно возраста;
3. индивидуальная карта позволяет видеть как индивидуальную картину развития учащегося,
так и в целом класса, параллели, звена, школы: доминирующий уровень развития учащихся,
представление о характерологических особенностях учащегося, об индивидуальных интересах и
способностях;
4. легко можно соотносить результаты психодиагностики, наблюдения с успеваемостью
учащегося;
5. ориентируясь на особенности учащегося учитель может построить урок с определённой
подачей материала;
6. контролировать учащихся с девиантным поведение;
7. выявлять неблагополучные семьи и строить с ними работу;
8. отслеживать состояние здоровья учащегося;
9. планировать внеклассные мероприятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
Этапы составления индивидуальной карты развития ребенка
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: изучение эмоциональноличностных особенностей
ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционноразвивающего этапа:улучшение психического состояния
обучающихся, коррекция эмоциональноволевой и познавательной сфер, получение
помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно
оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого
педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся в школе
интернате, адаптации ребенка, коррекционноразвивающей работы и др.
Динамика работы
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной карты развития и сопровождения.
4. Реализация намеченной работы по сопровождению.
Примерная структура индивидуальной
Примерная структура индивидуальной
карты развития и сопровождения ребенка
карты развития и сопровождения ребенка
•
Титульный лист
Титульный лист
• Представление социального педагога
Представление социального педагога
• Медицинское представление
Медицинское представление
• Педагогическое представление
Педагогическое представление
•
Логопедическое представление
Логопедическое представление
• Дефектологическое представление
Дефектологическое представление
• Психологическое представление
Психологическое представление
•
Заключение ПМП консилиума школы
Заключение ПМП консилиума школы
• Психологопедагогическая карта учащегося
Психологопедагогическая карта учащегося
•
Карта индивидуального сопровождения ребенка по четвертям и
Карта индивидуального сопровождения ребенка по четвертям и
направлениям:
направлениям:
познавательная сфера;
познавательная сфера;
эмоциональноволевая сфера;
эмоциональноволевая сфера;
регуляторная сфера.
регуляторная сфера.
Адаптированная образовательная
Адаптированная образовательная
программа учащегося
программа учащегося
Адаптированная образовательная программа – документ, созданный на
основе примерной или авторской программы, утвержденной
Министерством образования и науки РФ, с учетом индивидуальных
психофизиологических особенностей учащихся.
Структура рабочей программы:
– титульный лист;
– пояснительная записка (с указанием психофизиологических,
эмоциональноволевых, соматических, особенностей ребенка, его
особых образовательных потребностей);
– методы и формы обучения;
– содержание программы;
– требования к уровню подготовки обучающихся;
– учебнометодическое обеспечение для реализации программы;
– календарнотематический план;
– формы/виды контроля и другие виды работы;;
– коррекционная работа;
коррекционная работа;
– Воспитательная работа.
Воспитательная работа.
• Педагогическая диагностика;
• Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении
учебного предмета;
• Анализ образовательной программы по предмету с целью
выделения наиболее важных дидактических единиц, УУД,
обязательных для освоения ребенком с ОВЗ;
• Календарнотематическое планирование по предмету,
выделения наиболее важных дидактических единиц, УУД;
сопоставление содержания темы с программами для детей с
ЛУО;
• Постановка цели и задач урока по той или иной теме в
соответствии с уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной
темы.
1. Обучающая ( как в учебной программе)
2. Диагностическая
3. Прогностическая
4. Коррекционная
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в
образовательном процессе
__________________________________________________
Определяется система психологопедагогического сопровождения
образовательного процесса
1. Планирование урока:
с учетом рекомендаций , указанных в индивидуальной
карте развития и сопровождения ребенка;
адаптированной образовательной программы .
_____________________________________________________________
Индивидуальный и дифференцированный подход
в выборе форм , методов и приемов работы