Планконспект внеурочного мероприятия
Тема внеурочного мероприятия: «О святом и скверном»
Дата проведения:
Согласовано:
Зам. директора по УВР
________
Профессия (специальность):
Преподаватель:
Форма внеурочного мероприятия: Познавательное занятие
Методы: беседа с последующим обсуждением
Предварительная работа: анкетирование по теме
Межпредметрные связи: русский язык, литература, биология, физика ,химия, обществознание, право, ОБЖ.
Цель и задачи:
образовательная (просветительская): Формирование интереса к русскому языку. Основополагающий вопрос: что представляет собой
сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке)?
развивающая (ориентирующая): Развитие ответственности за свою устную и письменную речь. Развитие умения дискутировать,
аргументировать свою точку зрения;
воспитательная (направляющая): воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.
План внеурочного мероприятия:
Набор модулей
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Средства обучения
№
п/п
1.
12 мин
Организационный
момент
Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу
поговорить с вами о нашем русском языке и
вашем отношении к нему.
Слушают
Слово педагога,
презентация. 2.
23
мин.
Актуализация
внимания
студентов
Основная часть
3.
3035
мин
Для начала хочу задать вам вопрос, знаете ли
вы, что такое «деградация»?
А у какие люди могут деградировать, как вы
думаете?
К чему может привести деградация личности?
Оказалось, что есть и еще одна беда у
русского народа, и она пострашнее или
наравне со СПИДом – Злословие, Зломыслие,
Сквернословие.
С самого раннего детства и до глубокой
старости вся жизнь человека неразрывно
связана с языком. Ребёнок ещё не научился
как следует говорить, а он уже слышит
мамины песенки и прибаутки, бабушкины
сказки. А это язык.
Мы врастаем, идём учиться в школу, в
институт – целое море слов, океан речи
подхватывает нас. Через слова мы впервые
узнаём о том, чего ещё не видели (и,
возможно, никогда не увидим). Через слова
мы узнаём, какие мысли были у наших
предков. Мы имеем возможность обращаться
к нашим правнукам, которые будут жить
спустя века после нас. И всё это благодаря
языку.
Сейчас я хочу показать вам одну легенду,
посмотрите, послушайте, подумайте…
( Коротко об Эзопе)
Отвечают
Ответы: это утрата ценных свойств и
качеств, т.е. упадок.
Деградация обычно наблюдается у
личностей слабых, незрелых, лишенных
какихлибо четких социальных установок.
И все это ведет к распаду личности
(сначала в умственном плане, затем и в
физическом).
Слушают
Смотрят, слушают, думают
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 – Какой вывод можно сделать на основании
данной легенды?
Ключевые фразы: язык – самое лучшее и
самое худшее, что есть на свете
– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?
Данная легенда свидетельствует о том, что
наш “великий, могучий русский язык” –
явление уникальное: в нём уживаются и тесно
переплетаются и скверное, и святое.
В названии темы представлено сочетание
лексически не сочетаемых,
взаимоисключающих друг друга понятий:
“святое” и “скверное”.
– К какой категории слов относятся подобные
слова?
Антонимы
Слайд 6
Слайд 7
Сейчас я хочу провести небольшой
эксперимент со словам.
– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки.
Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы
относите к категории “святых” (записать их в
порядке уменьшения значимости); во 2–10
слов из разряда “скверных”.
Прочитайте. (затем учащиеся оглашают
списки слов).
– Почему вы спокойно перечисляли слова 1
группы и “стушевались”, называя слова
другой группы? (Неловко, неприлично
употреблять подобные слова на уроке, хотя в
неофициальной обстановке, в кругу своих
сверстников, ребята часто употребляют такую
Слушают. Пишут
Слайд 8
Читают. Отвечают. “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).
Мною было проведено анкетирование
студентов 1 курса.
Вопросы анкеты и ответы перед вами.
– Чьи аргументы показались вам более
убедительными? Есть ли у вас какиенибудь
мысли по этому поводу?
«Нам не дано предугадать, Как наше слово
отзовется». Серьезная проблема
сегодняшнего дня – неправильная речь очень
наболевшая тема… Она волнует всех, кто
хочет сберечь наш богатый и прекрасный язык
от порчи.
Давайте послушаем стихотворение раздатку
«Дикарь»
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Смотрят. Отвечают. Обсуждают.
Читает один обучающийся, остальные
слушают.
Анатолий Лысов
Дикарь
Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым, Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.
Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.
И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “математик”.
Думают. Отвечают. Подбирают синонимы
скабрёзный” (неприличный, непристойный,
нецензурный, матерный, скверный).
Слайд 12
Давайте подберем словасинонимы к слову ,
которое есть в этом стихотворении
«скабрёзный».
Слово – это… Слово – это не просто набор
звуков ( или букв), закрепленное за тем или
иным действием или предметом. Слово –
Слушают. Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слушают.
уникальное явление нашей жизни.
Чтобы понять и осмыслить сущность
сквернословия как языкового явления, нам
нужно обратиться к его истории, этимологии.
Лекция: “Из истории русского мата”
(отрывок) зачитывает преподаватель
Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя”
отмечал: “Народ сквернословит зря, и часто
не об этом совсем говоря. Народ наш не
развратен, а очень даже целомудрен, несмотря
на то, что это, бесспорно, самый
сквернословный народ в целом мире, – и об
этой противоположности, право, стоит хоть
немножко подумать”.
Что имеет в виду Достоевский, говоря о
целомудренности русского народа?
Он отметил тем самым такую особенность
разговорной речи: употребляя непристойные
слова, говорящий не имеет в виду, в
сущности, ничего плохого, непристойного, т.е.
не связывает данные слова с конкретным их
содержанием (матерщинные слова в основе
своей имеют ярко выраженную сексуальную
семантику).
Матерная ругань широко представлена в
разного рода обрядах явно языческого
происхождения – свадебных,
сельскохозяйственных – т.е. в обрядах,
связанных так или иначе с плодородием. В древнерусской письменности – в условиях
христианскоязыческого двоемирия –
матерщина закономерно рассматривается как
черта бесовского поведения. Борьба с
матерной руганью велась на Руси под знаком
борьбы с язычеством. Матерщинник считался
не христианином, а язычником.
Для выяснения роли матерной брани в
языческом культе особый интерес
представляет поучение против матерщины –
“Повесть святой отец о пользе душевной всем
православным христианам”, приписываемое
Иоанну Златоусту, в котором говорится, что
матерным словом оскорбляется, вопервых,
Матерь Божия, вовторых, родная мать
человека и, наконец, “третья мать” – Мать
Земля:
В одном из вариантов этого поучения
утверждается, что матерная брань
наказывается стихийными бедствиями,
которые, повидимому, могли осмысляться
как гнев земли: “…и за то Бог спущает казни,
мор, кровопролитие, в воде потопление,
многие беды и напасти, болезни и скорби”.
В древнерусской литературе говорится о том,
что матерная брань поносит не только и не
столько мать собеседника, к которому
обращено ругательство, но прежде всего –
родную мать самого бранящегося. Так как по
своему первоначальному смыслу матерная
брань является не оскорблением, а скорее
заклинанием, заклятием, проклятием.
Таким образом, слова “проклятие” и “заклинание” – слова однокоренные,
говорящие о том, что творить добро или зло
на земле можно и с помощью магии слова.
Отношение матерной брани к земле
соотносится с культом мёртвых. Поскольку
земля воспринимается как место обитания
предков (родителей), культ земли связывается
вообще с культом предков. Очень характерно
убеждение, например, что матерщина
тревожит покоящихся в земле “родителей”.
В древнерусских текстах подчёркивается, что
матерная брань, оскорбляя родителей
говорящего, оскорбляет тем самым и его
самого как представителя и продолжателя
рода.
Поэтому, думайте, ЧТО говорите.
У поэта Э.Асадова есть свое отношение к
нецензурной лексике, выраженное в
стихотворении « О скверном и святом».
Прочитайте внимательно и выразительно
это стихотворение.
Слайд 16
Один обучающийся читает выразительно,
остальные слушают.
О скверном и святом. Э.Асадов.
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давнымдавно,
Но в первый раз ведь было кемто, гдето
В кощунственную брань обращено. Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда комуто очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всётаки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.
В названии стихотворения лежит такой
художественный приём, как оксюморон – Какие слова, с точки зрения автора,
относятся к понятиям: “самое святое”,
“сквернейшее”?
– Какие слова и словосочетания подбирает
Асадов, чтобы выразить своё отношение к
русскому мату?
– Что вызывает особый гнев поэта?
«Словом можно убить, Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!» В.
Шефнер.
Слово обладает огромной силой. Слово может
Творить, может Утешить, Вдохновить,
Исцелить… Ранить, Разрушить, и …Убить.
Все это подвластно Слову.
Ученые проводили опыты с водой и словом.
Точнее с тем, как слово воздействует на
структуру воды. Давайте посмотрим.
Человек на 7090 процентов состоит из
воды. Сейчас вы видели, как слова влияют
на формулу воды, подумайте, как же
влияют ваши слова на ваш организм в
целом. Следите за своей речью, своими
мыслями.
Ученые зафиксировали, если человек
– сочетание лексически не сочетаемых слов.
“Мать” – “мат”
Кощунственная брань, площадная брань,
сквернейшее слово, непристойные слова.
Оскорбление имени и чести матерей.
Слушают
Смотрят, слушают
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19 постоянно употребляет в своей речи бранные
слова, его хромосомы начинают активно
менять свою структуру, в молекулах ДНК
вырабатывается “отрицательная” программа.
Как считают многие современные ученые,
человеческие гены “слышат” мысли и слова,
воспринимают их и фиксируют в
генетическом коде, передавая мутацию
следующему поколению.
Таким образом, самый большой вред
сквернослов наносит себе и своему
потомству.
Общество также осуждает такое поведение
на законном уровне. Статья 20.1. КоАП
РФ предусматривает штраф за
нецензурную брань в общественном месте, а
в некоторых случаях даже арест.
Данная беседа не является панацеей лечения
от болезни века, но все – таки не
сомневаемся, что в душе каждый чтото
обдумает для себя, особенно каждую
строчку Эдуарда Асадова “О скверном и
святом”. Когда прозвучало стихотворение,
все догадались, почему данная тема названа
“О скверном и святом.
И говоря строками из стихотворения:“Что
слово “мат” идет от слова “Мать”,
сквернейшее от самого святого”, каждый
сделает для себя соответствующие выводы.
Слушают
Слушают
Обобщение
4.
710
мин
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22 Язык наш очень богат, есть из чего выбирать.
Но, выбирая, нужно помнить о такте, о
чувстве меры, о бережном отношении к
окружающим и уважении к самому себе.
Нужно помнить, что язык – “это мостик, по
которому наше земное начало переходит в
духовное
Чтение учителем стихотворения “Слова”
(автор не известен).
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
– Давайте же дарить друг другу букеты
только из мудрых, добрых слов!
Спасибо всем за внимание, а теперь я бы
хотела послушать вас…ваши мысли, ваши
Слайд 23 впечатления, ваши выводы.
Рефлексия
5.
57
мин
Вам понравилось занятие?
Что вы узнали нового для себя?
Хотите ли вы поделиться этими
знаниями с ровесниками?
Отвечают.
6.
Окончание занятия.
Спасибо всем за внимание и за работу!
Удачи всем и доброты!
Слайд 24
Слайд 25
(др.греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэтбаснописец. Предположительно жил около 600 г. до н. э. Был рабом
Эз поо
философа Ксанфа.
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Презентация. Разработка. Внеклассное мероприятие по русскому языку "О Святом и скверном"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.