ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП:
1. Личностные (мотивация, ценности, межличностных отношения и т.д.);
2. Метапредметные (межпредметные понятия и УУД);
3. Предметные (специфические умения для конкретной предметной области).
Культурно-исторический подход
Изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода Л. С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ ВПФ личности.
Выготский Л.С.: «Речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.
Деятельностный подход
Личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека
Внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.
Через деятельность отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством
Деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта)
Системно-деятельностный подход
Психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода
Представление о содержании образования определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей (система взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук), но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.
Человек – биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.
Личность – особое качество человека, приобретаемое им в процессе социокультурной деятельности и общения
Индивид – самостоятельно существующий организм.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, организма, человека
Личность –
Участник исторического эволюционного процесса
Носитель социальных ролей
Человек, обладающий возможность выбора жизненного пути
Преобразователь природы, общества и самого себя
Особое качество человека
Человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества
Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности
Определенная включенность человека в общественные отношения
Индивидуальность – это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
Быть личностью – (по Л.Д.Столяренко)
иметь активную позицию
осуществлять выбор
иметь свободу
Функции теории личности:
Обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязей и событий;
Предсказание событий и связей, до сих пор неизучавшихся
Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки.
В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).
Наиболее значимыми для формирования личности Фрейд называл сексуальные инстинкты, основную энергию которых он определял как либидо (половое влечение к лицу противоположного пола). Позже он стал использовать данный термин для обозначения в целом жизненной энергии инстинктов.
Стадия | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо (половое влечение к лицу противоположного пола) | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
Оральная | 0 – 18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5 – 3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3 – 6 лет | Половые органы | Идентификация (отождествление) со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6 – 12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление интимных отношений или влюбленность. Внесение своего трудового вклада в общество |
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия.
Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы.
Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе.
сам себя развлекает себя на протяжении длительного времени;
истощен после празднований или общественных мероприятий, требует отдыха;
имеет одного или двух близких друзей и не испытывает необходимости в большем количестве;
вытягиваете из него информацию о том, как прошел день, или хорошо ли он провел время с друзьями;
высоко развито чувство личного пространства, его беспокоит, когда границы нарушаются;
не любит принимать участие в групповых обсуждениях;
ненавидит ошибаться в общественных местах;
не понимает необходимости вести светскую беседу;
быстро устает в больших группах или толпах;
отказывается от посещения крупных общественных мероприятий.
Признаки того, что ребенок – интроверт
сложно усидеть на месте, хочется постоянно двигаться и что-то делать;
не любит тишину и одиночество, стремится туда, где много людей, пусть даже незнакомых;
постоянно проявляет свои эмоции;
громко и много говорит;
берется за несколько дел одновременно, постоянно пробует что-то новое, но при этом быстро теряет к этому интерес и не доводит начатое до конца;
любит бывать в незнакомых местах, заводить знакомства, постоянно ищет приключений;
в свободное время предпочтет веселую компанию;
способен оставаться активным и жизнерадостным в течение всего дня. Даже к вечеру у него много нерастраченной энергии;
любит учиться: общаться с одноклассниками, педагогами, отвечать у доски, привлекая к себе всеобщее внимание, задавать вопросы;
часто озвучивает то, о чем думает – проговаривает мысли вслух
Признаки того, что ребенок – экстраверт
Стадия развития (по Э. Эриксону) | Область социальных отношений | Полярные качества личности | Результат прогрессивного развития |
Младенчество (0 – 1 год) | Мать или замещающее ее лицо | Доверие к миру – недоверие к миру | Энергия и жизненная радость |
Ранее детство (1 – 3 года) | Родители | Самостоятельность – стыд, сомнения | Независимость |
Детство (3 – 6 лет) | Родители, братья, сестры | Инициатива – пассивность, вина | Целеустремленность |
Школьный возраст (6 – 12 лет) | Школа, соседи | Компетентность – неполноценность | Овладение знаниями и умениями |
Отрочество и юность (12 – 20 лет) | Группы сверстников | Идентичность личности – непризнание | Самоопределение, преданность и верность |
Ранняя зрелость (20 – 25 лет) | Друзья, любимые | Близость – изоляция | Сотрудничество, любовь |
Средний возраст (25 – 65 лет) | Профессия, родной дом | Продуктивность – застой | Творчество и заботы |
Поздняя зрелость (после 65 лет) | Человечество, ближние | Целостность личности – отчаяние | Мудрость |
Сначала был приверженцем теории Фрейда, но затем избрал путь создания собственной оригинальной теории.
Критиковал Фрейда за придание чрезмерно большого значения сексуальности и агрессии.
Адлер выделял социальные детерминанты личности:
Творить свою судьбу;
Преодолевать примитивные побуждения в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
Совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
Постулаты А. Адлера:
1. Признание изначально социальной природы человека;
2. Стремление человека к совершенству;
3. Понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.
Индивидуальная психология – теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям
Комплекс неполноценности – сильная неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное ощущение полной собственной никчемности, беспомощности, превосходства всех над собой.
Комплекс неполноценности
неуверенность в себе,
низкая самооценка,
ощущение собственной никчемности,
беспомощность,
превосходство всех над собой,
недостаточность контактов,
боязнь людей,
боязнь сделать ошибку,
постоянное напряжение,
иногда дефекты речи.
Причины комплекса неполноценности
- неблагополучное детство,
- критика и негативные внушения от окружающих,
- неуспешность в делах и невезучесть по жизни,
- отсутствие привычки к уверенному поведению,
- негативные самовнушения.
Как избавиться от комплекса неполноценности?
перестаньте делать то, что Вы обычно делаете
проанализируйте свои чувства, чтобы понять ваши проблемы
можно посоветоваться с хорошим психологом
не отказывайтесь от предлагаемой должности, боясь, что вы не справитесь
делайте упор именно на ваши позитивные качества
прислушивайтесь, за что вас хвалят другие
не бойтесь удивлять
любите себя и цените !!!
Порядок рождения
А. Адлер считает:
«Важную роль в формировании стиля жизни
играет порядок рождения ребенка в семье».
Самый старший
Скорее консервативен, стремится к власти и лидерству.
Хранитель семейных установок. При рождении второго
ребенка его положение – «монарх, лишенный трона».
Единственный
Никогда не делил своего центрального положения.
Не боролся с братьями и сестрами. Могут возникать
трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Средний
Характерна ориентация на достижения.
Использует как прямые, так и окольные методы.
Ставит перед собой высокие цели.
Младший
Обладает одним преимуществом: у него высокая
мотивация превзойти старших. В результате чего
добивается высоких результатов.
Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения.
У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе – «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует «Идеальное Я».
К этому «Идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих.
Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Ступень 1 – низшие, управляемые органами тела потребности (как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите).
Ступень 2 – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
Ступень 3 – потребности в общении, ласке, понимании людьми.
Ступень 4 – осознание собственного достоинства, уважение, престиж, социальном успехе.
Л. С. Выготский выделил два уровня (зоны) развития.
Зона актуального развития – характеризует наличные особенности психических функций ребенка на сегодняшний день.
Зона ближайшего развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказки со стороны окружающих людей.
Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития.
Л.С. Выготский разработал теорию культурно-исторического развития психики.
Искал новый путь в объяснении психических явлений. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой.
Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым
Высшие психические функции
ВПФ – функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.
Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:
- резкие изменения в короткие отрезки времени;
- неотчетливость границ кризиса;
- конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка; выпадение его из системы педагогического воздействия;
- наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».
Психологический кризис – состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.
Возрастные кризисы
1) кризис новорожденного
недостаточность эмоционального общения. Это переход от одной формы существования к другой. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.
2)кризис 1 года жизни
негативизм, упрямство, самоуправство, желания не совпадают с возможностями.
3)кризис 3х лет
потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок в это возрасте настаивает на своем мнении, Я сам!
цепь неудач или успехов в учебе приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.
4)кризис 7 лет
тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды. Бунтуют против отношения к ним взрослых. Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается.
5)кризис 13 лет
плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитии, общение со сверстниками и родственниками. Много планов, но не может их решить.
6)кризис 17 лет
в психологии кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Не умеет применить знания, не умеет рассчитать свои силы, усталость, апатия к работе. Конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь считает себя прогрессивной, другие считают неопытной, самонадеянной, проблема: отсутствие четких критериев качества оценки деятельности молодого специалиста. Начало семейной жизни.
7)кризис 21-23 года
несоответствие возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте.
8)кризис 30 лет
кризис «середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины). Формируется реалистичная самооценка основанная на реальных достижениях. Карьерный рост, руководят обществом. Болезненно относятся к скрытым стрессам как потеря родителей, роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение человека не всегда обозначает счастливую жизнь.
9)кризис 40 лет
кризис и стресс. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности, возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии?
особый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию.
10)кризис 50 лет
11)кризис выхода на пенсию
Личность как субъект жизни имеет три уровня организации:
1) психический склад – индивидуальные особенности протекания психических процессов;
2) личностный склад – качества характера и способности;
3) жизненный склад – нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.
Асмолов утверждает, что многообразные виды деятельности индивида пересекаются и образуют узлы объективных общественных отношений, в которые вступает субъект. Данные узлы, их иерархии и образуют тот «центр личности», или «Я», который находится не в индивиде, а в его бытии.
Говорит об определении ориентиров психологии XXI века и рождения вариативного образовательного пространства России. В связи с тем, что психология разных течений и школ XX века превратилась в различные отрасли, которые в реальной жизни современной школы не применимы, изолированы друг от друга, автор утверждает, что они не могут помочь реальному ученику.
Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции – это выразительные движения лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне смены функционального состояния организма.
Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности.
Интуиция – чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо.
Развитие эмоционально-волевой сферы
0 – 3 года
Эмоциональная возбудимость
3 – 7 лет
Негативизм, оппозиционность, страх, испуг
7 – 11 лет
Формируется самооценка, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность
12 – 15 лет
Обидчивость, раздражительность, смена настроения, конфликтность
16 – 18 лет
Самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, умение выходить из сложных ситуаций
Нарушения эмоционально волевой сферы личности проявляется:
неуверенностью в себе;
неадекватной самооценкой;
увеличенной тревожностью;
проблемами во взаимодействии с другими людьми;
эмоциональным напряжением;
нежеланием что-либо делать;
увеличенной импульсивностью
Лошадь. Символизирует ваше отношение к семье. То каким вы себя видите в семье, какую роль в ней выполняете.
Корова расскажет вам о вашем отношении к работе и карьере.
Овца символизирует ваше отношение к любви. То, на каком она месте, показывает, насколько для вас любовь важна.
Свинья говорит о вашем отношении к деньгам и материальным ценностям вообще.
Тигр символизирует уровень вашего честолюбия и эгоцентризма. Это ваше «Я», а так же отношение к власти, славе и уровень агрессии.
В основу ФГОС ОО положен системно-деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
В современных мире человек существует в условиях постоянного обновления знаний: телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, который требует новых способов ее освоения.
В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции ФГОС второго поколения, приоритетным направлением, которых является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения.
Системно-деятельностный подход
Воспитание и развитие качеств личности
Ориентация на результаты образования
Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся
Учет роли и значения видов деятельности и форм общения
Преемственность (наследование) образования
Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в т ч одаренных и детей с ОВЗ)
Принцип деятельности – формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Младший школьный возраст
- внутренняя позиция школьника, учебная деятельность, общение.
- произвольность поведения и всех психических процессов, их осознанность и «интеллектуализация»,
- словесно-логическое мышление, теоретическое мышление,
- внутренний и внешний план действий,
- мотив, внушаемость, мотивация достижений и мотивация избегания неудачи,
- произвольная регуляция, самооценка,
- уровень притязаний, развитие рефлексии.
Особенности детей младшего школьного возраста
безграничное доверие взрослым, главным образом учителям,
подчинение и подражание им,
признание авторитета взрослого,
принятие его оценки,
собственная самооценка складывается из
оценок взрослого.
К концу младшего школьного возраста обнаруживаются:
способности к каким-либо видам деятельности,
значимость отношений со сверстниками,
трудолюбие и развитая способность к саморегуляции.
Учителю при работе с детьми младшего школьного возраста необходимо:
стимулировать и максимально использовать мотивацию достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей;
формировать положительную самооценку;
помочь в преодолении трудностей в адаптации к первому классу;
использовать потребность в межличностном общении детей в учебно-воспитательных целях;
обеспечивать ребенка различными дидактическими играми.
Средний школьный (Подростковый) возраст
Развитие самосознания, формирование самооценки,
Интенсивное формирование характера,
Чувство взрослости, маскулинность, феминность,
Развитие интимно-личностного общения (группы),
Потребность в самоутверждении, девиантное поведение, делинквентное (антиобщественное, преступное) поведение,
Потребность в активности и социально значимой деятельности,
Критическое мышление, любознательность и жажда проверки себя,
Повышенная эмоциональность.
Особенности подросткового возраста
неравномерность физического и физиологического развития подростков;
повышенная чувствительность подростка в отношении изменений собственной внешности;
ярко выраженная потребность подростка быть «значимым» в глазах сверстников, утвердиться среди них;
частое возникновение отклонений самооценки;
склонность к немотивированному риску, к неадекватному реагированию (вплоть до попыток суицида) по, казалось бы, незначительным поводам, неумение предвидеть последствия своих поступков.
Для детей пятого класса характерно повышенное внимание к тому положению, которое они
занимают в классе среди сверстников.
Шестиклассники начинают проявлять
определенный интерес к своей внешности,
к детям противоположного пола и
взаимоотношениям с ними.
У семиклассников возникают общие
увлечения делового характера, проявляется особый интерес к развитию своих способностей в разных видах практической деятельности и к своей будущей профессии.
Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества.
Учителю при работе с подростками необходимо:
Проявить особое внимание к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком;
Проявлять особую гибкость педагогического такта, огромное терпение;
Уметь видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка;
Подобрать взаимоприемлемые способы признания повзросления подростка;
Опираясь на интересы подростков, активно
развивать у них нужные волевые, деловые и
другие полезные качества.
Старший школьный (Юношеский) возраст
ведущая деятельность: учебно-профессиональная;
жизненные планы, самоопределение (профессиональное, нравственное);
становление нравственного самосознания, максимализм, мировоззрение;
повышенное внимание к внутреннему миру человека;
относительная интеллектуальная зрелость, самовоспитание;
нравственно-мировоззренческая готовность ставить и решать различные жизненные задачи.
Задание на концентрацию внимания
Задание: назовите цвет, которым написаны слова. Постарайтесь дать ответы как можно быстрее
Развивает межполушарные связи, восприятие, концентрацию внимания, активизирует творческое мышление. Тест используется для определения гибкости когнитивного мышления.
левое полушарие | правое полушарие |
-хронологический порядок; | -текущее время; |
http://www.tiande-tiande.ru/index/za_chto_quot_otvechajut_quot_levoe_i_pravoe_polusharie_nashego_mozga/0-150
левое полушарие | правое полушарие |
-хронологический порядок; | -текущее время; |
http://www.tiande-tiande.ru/index/za_chto_quot_otvechajut_quot_levoe_i_pravoe_polusharie_nashego_mozga/0-150
Светлана Александровна Изюмова выделяет 2 модели развития интеллекта школьника: «литераторов» и «математиков»
Литераторы
- целостное схватывание материала;
- делают больше ошибок при слуховом предъявлении информации;
- затрачивают больше времени на решение словесно-логических заданий;
- больше нравятся гуманитарные предметы;
- мечтатели, с яркими фантазиями и воображением;
- склонны полагаться на интуицию, следовать чувству;
- нетерпеливы и эмоциональны.
Математики
- лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух);
- делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала;
- больше развит вербальный и общий интеллект;
- высокая потребность в постоянной умственной деятельности, желание решать трудные, необычные задачи;
- больше нравятся предметы физико-математического цикла;
- выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств;
- реалистичны, в поступках больше
подчиняются рассудку и логике;
- спокойны и уравновешенны.
Тест на определение доминирующего полушария
Сплетите пальцы рук в замок. Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».
Прицельтесь в невидимую мишень.Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».
Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».
Поаплодируйте. Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».
http://psychojournal.ru/tests/83-test-na-opredelenie-dominiruyuschego-polushariya.html
Оцените получившийся результат по данной схеме:
«ПППП» (100 % правша) – ориентация на стереотипы, консерватизм, бесконфликтность, нет желания ссориться и спорить. «ПППЛ» – одна из самых ярких черт характера – нерешительность. «ППЛП» – это довольно ярко проявленный контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…) «ППЛЛ» – такое сочетание не часто встречается. Характер приближен к предыдущему, только более мягкий. «ПЛПП» – аналитик, с одновременной мягкостью. Привыкает медленно, осторожен в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин…) «ПЛПЛ» – очень редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различным влияниям. (Чаще у женщин…) «ЛППП» – это сочетание встречается часто. Эмоциональность, не достает упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужим влияниям, хорошая приспособляемость, лёгкое вхождение в контакт, дружелюбие. «ЛППЛ» – более значительная, чем в предыдущем случае, мягкость характера и наивность. «ЛЛПП» – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу. «ЛЛПЛ» – мягкость, простодушие, доверчивость. «ЛЛЛП» – энергичность, эмоциональность, решительность. «ЛЛЛЛ» (100 % левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность по-новому взглянуть на старое. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм до эгоизма, упрямство, иногда доходящее до замкнутости. «ЛПЛП» – очень сильный тип характера. Но неспособность менять свою точку зрения. А также упорство в достижении поставленных целей и энергичность. «ЛПЛЛ» – подобие предыдущего типа, только не так неустойчив и склонен к самоанализу. Испытывает некоторые трудности в приобретении друзей. «ПЛЛП» – характер легкий, умение избегать конфликты, лёгкость же в заведении знакомств и общении, частая смена увлечений.«ПЛЛЛ» – независимость и непостоянство, желание всё делать самому.Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.
Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Главными целями введения проектной деятельности являются:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
- развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Эрик Эриксон выделяет 8 стадий:
1) младенчество (1-ый год жизни)
2) ранее детство (1 – 3 года)
3) игровой возраст (3 – 6 лет)
4) школьный возраст (6 – 12 лет)
5) юность (12-19 лет)
6) ранняя зрелость (20 – 25 лет)
7) средняя зрелость (26 – 64 года)
8) поздняя зрелость (после 64 лет)
Младенчество
Доверие или недоверие
Позитивный полюс | Негативный полюс |
получает все, что хочет и в чем нуждается (потребности быстро удовлетворяются) | в центре внимания мамы не ребенок, а механистический уход за ним и воспитательные меры, собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги |
большая привязанность к матери, доверие | формируется отсутствие поддержки, недоверие, подозрительность |
мир – это уютное место, где людям можно доверять | боязливость к миру и людям |
способность формировать теплые, глубокие, эмоциональные отношения со своим окружением | пессимизм |
«Я любим», «Я чувствую заботу», «Мне безопасно» |
1-ый год жизни
Раннее детство
Стыд и сомнение
Позитивный полюс | Негативный полюс |
самостоятельность | родители ограничивают действия ребенка, стыдят ребенка за нечаянные проступки (разбитые чашки); |
свободное самовыражение и сотрудничество; самоконтроль; воля | нерешительность и неуверенность; сомнение; зависимость от других |
родители не ограничивают его активность, поощряют. | стыд перед другими |
«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя». | «Мне стыдно предъявлять свои желания», «Я недостаточно хорош (ая)», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю», «У меня не получится», «Я какая-то не такая», «Я какой-то не такой». |
1 – 3 года
Игровой возраст
Инициативность – вина
Позитивный полюс | Негативный полюс |
бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках - вырабатывают и закрепляют предприимчивость. | Если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни. |
готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость); фантазия и затея игры | Реплики родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась», и т.д. |
3 – 6 лет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.