В данной презентации рассматриваются вопросы теории и практики по весьма актуальной на сегодняшний день теме "Рефлексивные технологии обучения на уроках географии как средство успешной социализации суворовцев". Приводятся многочисленные примеры из практики преподавания географии в разных курсах географии, начиная с 6 по 11 класс.
Рефлексивные технологии обучения
на уроках географии
как средство успешной социализации суворовцев
Что такое рефлексия?
•Обращение назад (по
лат.)
•Размышление о
внутреннем
состоянии,
самопознание
(словарь иностранных
слов)
•Самоанализ
(толковый словарь
Рефлексия может осуществляться на
любом этапе урока.
Рефлексия направлена
на осознание пройденного пути,
на сбор в общую копилку замеченного
обдуманного, понятого каждым.
Её цель:
не просто уйти с урока с
зафиксированным результатом,
а выстроить смысловую цепочку,
сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается
следующая классификация
Классификация приёмов
рефлексии:
1. Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
целесообразна в начале
урока с целью
установления
эмоционального контакта
с группой и в конце
деятельности
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Что это?
Рельеф и
полезные ископаемые
5
Л
И
Т
О
С
Ф
Е
Р
А
4
Ш
Е
Л
Ь
Ф
6
Н
Е
Ф
Т
Ь
1. Выпуклая форма рельефа
2. Длинное узкое понижение
дна океана
3. Огнедышащая гора
4. Материковая отмель с
глубиной не более 200м
5. Твердая оболочка Земли
6. Полезное ископаемое
осадочного
происхождения
1
Г
О
Р
Ы
3
В
У
Л
К
А
Н
2
Ж
Е
Л
О
Б
Как велика моя страна,
Как широки ее
просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю
весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся
спать сейчас,
Луна глядит в оконце
Дальневосточник в тот
же час Встает,
встречая солнце.
Наталья Забила
Эпиграф
«По свету ходит картина
Японии: мужчина и
женщина в кимоно
кланяются друг другу в
тени пагод.
обольстительные гейши
играют на древних
музыкальных
инструментах, прерываясь
лишь для того, чтобы
блеснуть изысканным
остроумием. Маленькие
застенчивые люди спешат
с чайной церемонии на
аранжировку цветов, в то
время как на заднем плане
обиженные самураи
совершают над собой
обряд харакири». Микеш.
Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
Веселый мишка
Грустный мишка
Проанализируйте,
пожалуйста, ваше
настроение.
Плохое среднее хорошее
Классификация приёмов
рефлексии:
2. Рефлексия
деятельности
дает возможность осмысления способов и приемов работы
с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания,
защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии
в конце урока дает возможность оценить активность
каждого на разных этапах урока
Классификация приёмов
рефлексии:
3. Рефлексия
содержания учебного
материала.
используется для выявления
уровня осознания содержания
пройденного
Решение задач
• Высота населённого пункта 2000 м над уровнем моря.
Высчитайте атмосферное давление на этой высоте.
• Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное
давление воздуха на этой высоте, если у поверхности
Земли оно равнялось 750 мм рт. ст.?
• По карте определите на какой высоте над уровнем
моря находится наш населённый пункт? Высчитайте,
какое атмосферное давление можно считать
нормальным для нашей местности.
• Определите, чему равна приблизительно
относительная высота горной вершины, если у подошвы
горы барометр показывает 740 мм, а на вершине 440
мм.
правильный ход температуры воздуха
нарушают
Кластер
правильный ход температуры воздуха
нарушают
Воздушные Массы
С Атлантического
океана
С Северного
Ледовитого
Зимой –потепление
Летом похолодание
Всегда похолодание
«Слепое письмо»
Ночной бриз
ночью суша ….. ….. , чем вода.
Воздух над ней …..,…..., ……… и у
поверхности земли давление –……..
Вода начинает ……,накопленное за день,
воздух над ней ….., ….., давление над
водой ………
ветер возникает с …….. на ……..
Расставьте цифры соответствующим на рисунке
процессам
Мирового круговорота воды
испарение –
выпадение осадков –
подземные воды –
перенос влаги –
сток с суши
Что такое река?
Река – водный поток, текущий в
выработанном им углублении
Исток–
начало реки
а
к
е
р
я
а
н
в
а
л
Г
Длина реки
Левый приток
П
р
а
в
ы
й
п
р
и
т
о
к
Т е ч е н и е р е к и
Устье– место впадения реки в океан, море, озеро, реку
Речная система – это главная река со всеми притоками
Мировой круговорот воды
Расставь
те
в
ом
правильн
порядке
Просачивание вглубь Земли и сток с
суши в океан
Конденсация водяного пара
И выпадение осадков
Перенос воды на сушу воздушными
потоками
Испарение с поверхности
Мирового океана
Испарение с поверхности
Мирового океана
Название ветра
Особенности ветра
Бора
Установите соответствие
Этот ветер – суховей, зарождается в Африканских
пустынях. Там где он пролетает, засыхает все
живое
Самум
Муссоны
Холодный северный ветер, господствующий над
озером Байкал и в Новороссийске
Спиралевидные воздушные вихри, с большой
скоростью вращения вокруг своей оси, могут
достигать скорости 300км/ч
Бризы
Это ветры, меняющие свое направление два раза в
год. Зимой дуют с материка на океан, а летом – с
океана на материк
Торнадо,
ураган, смерч
Ветры, меняющие свое направление дважды в
течении суток. Днем дуют с моря на сушу, а ночью с
суши на море.
Питание рек
1.Таяние снега
2.Осадки (дождь)
3.Подземные источники
4. Ледники
5. Смешанное питание
Кроссворд по Японии.
1
1
2
2
4
3
4
3 5
5
По гор: Мегаполис, от
Тихоокеанского до Осакского
залива.2 Япониястрана
технически передового…
3.Положительное качество
японцев. 4.Город и
порт.5.Ураганы,происходящие
во время осенней смены
муссонов.
По верт: 1.Высший
законодательный орган
Японии.2.Центр
автомобилестроения,электрони
ки,металлургии.3.Индустриальн
ый центр страны. 4.Подводный
туннель Японии.5.Любимая еда
японцев..
Синквейн
Правила составления синквейна.
правая строка – одно слово, обычно существительное,
отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные,
описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы,
описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка фраза из нескольких слов,
показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым,
отражающие сущность темы.
Задание
Составьте синквейн к слову Христофор Колумб.
Христофор Колумб
Отважный, Целеустремлённый
Добивался, Путешествовал,
Открывал
Нашёл материк доселе неизвестный!
Мореплаватель.
обсуждение того, что узнали, и того, как работали
– т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою
активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм
работы. Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
рефлексии
содержания
учебного
материала
Своей работой на уроке я...
доволен
Не совсем доволен
Я не доволен, потому что
Сегодня на уроке
Я научился
было интересно
было трудно
мои ощущения
больше всего понравилось...
Рефлексия
• Если тебе понравился
урок и ты успешно
справился со всеми
заданиями – раскрась
флаг зелёным цветом;
• Если тебе на уроке
было трудно, но ты смог
прийти к верному ответу,
раскрась флаг жёлтым
цветом;
• Если тебе было трудно
на уроке справляться с
заданиями и тебе требуется
помощь учителя – раскрась
красным цветом.
Если пожелаешь, ты можешь раскрасить весь кораблик.
ЦВЕТОГРАММА
актуальность
новизна
полезность
интерес
высокая оценка
средняя оценка
низкая оценка
рефлексия на
уроке
это совместная
деятельность
учащихся и
учителя,
позволяющая
совершенствовать
учебный процесс,
ориентируясь
на личность
каждого ученика