Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""
Оценка 4.8

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
история
8 кл
30.05.2017
Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""
Публикация является частью публикации:
Урок 14. Сословия России в 1 пол. 19 в..docx
Урок 14. Сословия России в первой половине ХIХ в. Цели:  дать   представление   о   сути   социальной   структуры   страны;   рассказать  о сословиях, в наибольшей мере заинтересованных в быстром развитии страны; объяснить, что крепостничество — главная причина бедственного положения крестьян; рассказать об отличительных   чертах   каждого   сословия;   охарактеризовать   категории   городского населения; выяснить роль духовенства в истории России.  Планируемые результаты:  учащиеся научатся обобщать сведения о социальном развитии   России;   давать   сравнительную   характеристику   сословий   и   классов   России   и Запада; обосновывать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; участвовать ~ в проектной деятельности.  Отношения,   ценности,   внутренние   установки:  дать   оценку   и   выразить   свое отношение к отдельным сословиям российского общества.  О6орудование: схемы, мультимедийная презентация.  Форма урока: исследование.                                           Ход урока  I. Организационный момент  II. Мотивационно­целевой этап  Сегодня   мы   поговорим   о   сословиях   России.   М.М.   Сперанский   ~побил   повторять китайскую мудрость: «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий — она течет;   плотина   —   она   остановится;   прорвется   плотина   —   она   снова   потечет;   в четырехугольном   сосуде   она   четырехугольна,   в   круглом   —   кругла.   Оттого,   что   она уступчива, она нужнее всего и сильнее всего».  В конце урока определим, девизом какого сословия населения Российской империи могли бы стать эти слова.  Тема нашего урока: «Сословия России в первой половине ХIХ в.». (Презентация.)  План урока  1. Дворянство.  2. Духовенство.  3. Купечество.  4. Мещанство.  5. Крестьянство.  III. Работа по теме урока  В России подданные делились на сословия. Все вместе они составляли социальную структуру   общества.   Разделения   на   сословия   было   связано   с   происхождением, имущественным положением и занятиями человека.  — Внимательно изучите предложенную схему и прокомментируйте ее. (Проверка выполнения задания. Класс делится на творческие группы, которые исследуют и характеризуют российские сословия первой половины ХIХ в.).  Задание   для   первой   группы:      работая   с   текстом   пункта   1   §13,   исследовать   и охарактеризовать положение дворянства.  Задание   для   второй   группы:      работая   с   текстом   пункта   2   §13,   исследовать   и охарактеризовать положение духовенства.  Задание  для  третьей  группы:     охарактеризовать положение купечества.  Задание для четвертой группы:     охарактеризовать положение мещанства.   работая   с   текстом   пункта   3   §13,   исследовать   и  работая с текстом пункта 4 §13, исследовать и Задание   для   пятой   группы:      работая   с   текстом   пункта   5   §13,   исследовать   и охарактеризовать положение крестьянства.  (Группы составляют рассказы.)  Первая группа пришла к следующим выводам.  1. В 1858 г. один миллион дворян.  2.   2/3   из   них   обладали   личным   дворянством,   которое   не   давало   права   владеть крепостными.  3. Потомственным дворянством гордились около 600 тыс. человек.  4.   В   финансовом   отношении   лишь   18   тыс.   дворян   обладали   достаточно   высоким уровнем доходов от имений. Были дворяне, жизнь которых мало чем отличались от быта крестьян.   Сенатские   ревизии   20­х   гг.   докладывали   о   помещиках,   вынужденных   пахать землю вместе со своими крепостными.  5. Средний слой русского дворянства отличал довольно высокий уровень культурной активности.   Его   представители   хорошо   знали   французский   язык,   посещали   Европу, интересовались   литературой,   театром,   живописью,   музыкой,   историей,   экономикой, политическими учениями.  6. Веками в дворянах укоренялось сознание, что они могут распоряжаться жизнью и судьбой своих крепостных. Для большинства помещиков понятия благородства, чести и добродетели были применимы только в кругу людей своего сословия.  7. Шел процесс расслоения дворянства, подрывалось политическое положение этого сословия как главной опоры самодержавной власти.  Вторая группа пришла к следующим выводам.  1. Духовенство — привилегированное сословие.  2.   Состав   духовенства   —   представители   различных   конфессий:   православия, католичества, мусульманства и др.  3.   Представители   православной   церкви   находились   под   защитой   Святейшего Правительствующего Синода и пользовались особыми правами. 4. Духовенство делилось на:  ° черное — из него назначались епископы, архиепископы и митрополиты;  ° белое — приходские священники, дьяконы — большинство служителей церкви.  5.   Среди   монахов   было   немало   людей   —   носителей   высокой   нравственности   и духовной чистоты.  6.   Образование   служители   церкви   получали   в   семинариях   и   высших   духовных академиях.  7. Духовенство оставалось опорой самодержавной власти.  Третья группа пришла к следующим выводам.  1. Купечество имело ряд сословных привилегий:  ° освобождалось от податей;  ° освобождались от рекрутчины. 2. Купечество делилось на три гильдии.  Первая гильдия —  богатые купцы, имевшие право ведения  внутренней  и внешней оптовой торговли. Они селились в городах, и собственных каменных домах.  Вторая гильдия — купцы, занимавшиеся торговлей в розницу, но обладавшие рядом привилегий в крупной внутренней торговле.  Третья гильдия — купцы, которые вели мелкую торговлю.  3.   Купцы   —   приверженцы   традиционной   культуры:   они   были   набожны, придерживались строгой морали, носили кафтаны, сапоги и др.  4.   Молодежь   стремилась   выйти   из   купеческого   сословия,   стать   служилым дворянством.  5. Рушилось безраздельное господство купцов в торговле.  6. С развитием промышленности российское купечество стало приобретать фабрики и заводы, все чаще переходя из разряда торговцев в разряд предпринимателей.  Четвертая группа пришла к следующим выводам.  1. Мещане — самое многочисленное в России сословие после крестьянства.  2. Мещане — городские обыватели, носители городской традиции.  3.   Состав   мещан:   ремесленники,   наемные   рабочие,   мелкие   торговцы,   низшие служащие.  4. Численность мещан постоянно растет.  5. Мещане не привилегированное сословие. Они поставляли рекрутов в армию, их облагали высокой подушной податью, подвергали физическим наказаниям.  6. Условия жизни мещан зависели от достатка.  7. По уровню развития мещане более образованны, чем крестьяне. Пятая группа пришла к следующим выводам.  1. Численный состав крестьян — 30 млн человек.  2. У крестьян отсутствовали привилегии: они платили подати, отбывали рекрутчину, подвергались телесным наказаниям.  3. Основные группы сельского населения:  ° государственные крестьяне превысили крепостное население страны. К ним стали относить   крепостных,   заложенных   помещиками   за   долги   или   проданных   другому помещику.   Официально   государственные   крестьяне   считались   свободными   сельскими обывателями, но фактически они были прикреплены к чиновникам;  ° крепостные помещичьи. Особую часть крепостных составляли дворовые люди, которые служили в поместьях при господском доме; сохранялась продажа крепостных. Все чаще наблюдается явление отходничества.  Среди   помещичьих   крестьян   выделялись   дворовые,   барщинные   и   оброчные.   В наиболее тяжелом положении находились дворовые крестьяне. У них не было собственного дома и хозяйства, они работали на дворе помещика, выполняя все его капризы.  Барщинные крестьяне работали на помещичьей пашне от 3 до 6 дней в неделю. В черноземных губерниях крестьян вообще переводили на «месячину», заставляя все время трудиться   на   барской   земле   за   одежду   и   пропитание.   Кроме   того,   крестьяне   платили помещикам «столовый запас» (свинина, баранина, куры, яйца, грибы, ягоды) и выполняли подводную повинность.  Появились   «капиталистые   мужички».   Так,   оброчный   крестьянин   Шипов   бежал   от помещика, раздраженного зажиточностью собственных крестьян. Началась жизнь, полная опасностей и риска. Шипов организовывал торговые и ремесленные предприятия в Одессе, снабжал   солдат   Кавказской   армии,   жил   без   паспорта   или   по   поддельным   документам. Барин   же   его   тратил   огромные   деньги,   рассылая   во   все   концы   страны   агентов,   чтобы расправиться с беглецом;  ° удельные — крестьяне, которые принадлежали царской семье. 4. Основное занятие — труд на земле.  5. Сохранялось натуральное хозяйство.  6. И в крепостной, и в государственной деревне существовала крестьянская община — мир. Это была общественно­административная единица, которой руководили выборные от крестьян  люди.  Круговая  порука, существовавшая   в общине,  облегчала  государству управление сельским населением, сбор налогов.  7.   Крепостное   право   порождало   выступления   крестьян   против   существовавшего положения и все больше становилось тормозом на пути дальнейшего развития социальных отношений. (Проверка выполнения задания.)  IV. Подведение итогов урока  Сейчас   мы   с   вами   сыграем   в   игру.   Представьте   себе,   что   вы   оказались   в Третьяковской галерее и у вас есть определенное задание: найти картины, которые так или иначе   отражают   характерные   особенности   жизни   и   быта   отдельных   слоев   населения. Найдите их и выполните задания.  Задание   для   первой   группы:  рассмотреть   картину   П.А.  Федотова  «Завтрак аристократа»   на  с.   99  учебника   и   определить,   используя   художественный   потенциал картины, к какой группе относится ее герой. Почему приход нежданного гостя привел его и состояние растерянности? Как этот факт характеризует дворянство?  Задание   для   второй   группы:  рассмотреть   картину  П.А.  Федотова  «Сватовство майора»   на  с.   101  учебника.   О   каких   социальных   изменениях   в   жизни   купечества свидетельствует сюжет этой картины?  Задание для третьей группы:  рассмотреть картину  Л.К.  Плахова  «В столярной мастерской»   на  с.   102  учебника.   Составить   рассказ   о   быте   и   труде   ремесленников. Провести параллели с бытом и трудом крестьян.  Задание для четвертой группы: рассмотреть картину Н.В. Неврева «Торг» на с.    104 учебника. Как художник выразил свое отношение  к продаже крепостных крестьян? Дать характеристику положения этого слоя населения.  (Проверка выполнения задания.)  Вернемся к цитате, которую мы привели в начале урока. М.М. Сперанский любил повторять   китайскую   мудрость:   «Чтобы   быть   сильным,   надо   быть   как   вода.  Нет препятствий — она течет; плотина — она остановится; прорвется плотина — она снова потечет; в четырехугольном сосуде она четырехугольна, в круглом — кругла. Оттого, что она уступчива, она нужнее всего и сильнее всего».  — Определите, девизом какого слоя общества Российской империи могли бы стать эти слова.  (Выслушиваются версии учеников и подводятся итоги изучения материала урока.) Домашнее задание  1. Выучить §13.  2. Провести конкурс на лучший проект законодательного акта в отношении одного из сословий (по выбору) первой половины ХIХ в. и обсудить его возможные результаты.

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""

Презентация "Сословия в России первой половины XIX века""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017