Презентация "Социально – педагогическое сопровождение семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации"

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 30.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья, сталкиваясь с проблемами, нуждается в своевременной помощи или поддержке, что и обеспечивается социально-педагогическим сопровождением.Презентация поможет социальному педагогу выстроить работу с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации. Рассматриваются проблемы, причины проблем и пути решения проблем.Главное, что должны помнить - приоритетное направление - защита прав и личного достоинства детей из таких семей.
Иконка файла материала Таня.pptx
Социально –  педагогическое  сопровождение семьи,   находящейся  в трудной жизненной  ситуации
Социально – психологической службе в школе необходимо: •знать сущность и особенности социально­педагогического  сопровождения (поддержки) различных категорий семей в  трудной жизненной ситуации; •уметь  обеспечивать реализацию социально­педагогического  сопровождения (поддержки) различных категорий семей в  трудной жизненной ситуации; •владеть  методами обеспечения социально­педагогического  сопровождения (поддержки) различных категорий семей в  трудной жизненной ситуации.
Структура анализа проблемной  ситуации семьи и способа их  разрешения: • конкретная проблема (конкретные проблемы) семьи с  детьми; • основные причины возникновения проблемы и области их  проявления в семье; • специалисты и направленность их усилий по оказанию  помощи семье в процессе социально­педагогического  сопровождения.
Многодетная семья   Основные причины возникновения проблемы в  многодетной семье и их проявления: • снижение уровня жизни,  обусловленное  перераспределением доходов в  связи с многодетностью; •  слабая включенность родителей в  трудовую деятельность;  • прогрессирующее повышение  стоимости жизни при отставании  роста заработной платы; •  недостаточный объем  государственной поддержки.
Направления социально­педагогического  сопровождения,  поддержки многодетной семьи: • социально­правовое консультирование по вопросам,  связанным с получением льгот и пособий, которые  предусмотрены для этой категории семей на федеральном,  региональном и муниципальном уровнях; • предоставление информации о социальных магазинах, такси,  других социальных службах, рассчитанных на обслуживание  данной категории семей по специальным ценам; • помощь родителям в поиске работы, имеющей гибкий  график и обеспечивающей возможность получения  дополнительного заработка; • поиск совместных решений в определении детей из  многодетной семьи в учреждениях дополнительного  образования на основе частичной или компенсируемой  оплаты, а также в их обучении в кадетских корпусах,  организации летнего отдыха детей или их временной  трудовой занятости;
• содействие деятельности некоммерческих юридических лиц,  действующих в социальной сфере и осуществляющих функции  социальной помощи гражданам (медицинских, воспитательных,  образовательных, просветительских, реабилитационных,  благотворительных, социального обслуживания); • профилактика внутрисемейных конфликтов, которые могут  быть вызваны неудовлетворенностью детей и их родителями  низким уровнем жизни; • преодоление самоощущения психологической ущербности в  связи со сниженным уровнем материального достатка в семье;  мобилизация внутрисемейного потенциала при решении задач  повседневной жизнедеятельности, что предусматривает  обучение родителей и детей технологиям взаимопомощи; • • формирование у членов семьи, включая детей, устойчивой  ориентации на саморазвитие и успешную самореализацию, что  позволяет создать условия для преодоления возникающих  проблем собственными усилиями, а при необходимости – с  опорой на помощь внешних по отношению к семье социальных  институтов.
Неполная семья,  семья с внебрачным ребенком  Проблемы неполной семьи с детьми  • феминизация мальчика в отсутствии  образца мужского поведения; • повышенная нагрузка на  единственного родителя; •  ощущение ущербности членов семьи  в целом и детей в особенности.
Направления  деятельности учреждений и  организаций социальной сферы, ориентированных на  социально­педагогическое сопровождение,  поддержку неполной семьи • • •  по отношении к семье: укрепление семейных ценностей; установление,  поддержание и развитие устойчивых внутренних связей и добрых,  уважительных отношений; повышение мотивации на гармонизацию  внутрисемейных ресурсов для решения своих проблем; расширение  социального окружения за счет включения в различные межсемейные  объединения; по отношению к матери: содействие в преодолении неуверенности за всю  полноту ответственности за воспитание ребенка и решение проблем,  связанных с ним; психолого­педагогическая подготовка к принятию на себя  ответственности и восполнению возникшего дефицита воспитательного  влияния на детей; активизация усилий, необходимых для решения  материальных и бытовых проблем; консультирование, помогающее  избавиться от искаженных стереотипов жизнедеятельности в неполной  семье; по отношению к ребенку: оказание помощи в преодолении чувства  неполноценности, ущербности, болезненных переживаний, вызванных  отсутствием одного из родителей; обучение практике принятия на себя  осознанной ответственности за принимаемые решения, поступки.
. Семьи группы риска Причины возникновения проблем • несоблюдение законов о защите детей и их прав; • несформированность установок на создание  благоприятной для развития ребенка социальной  среды (микро­ и макро­); • отсутствие ориентации на восстановление здоровых  сил семьи, способствующих ее выходу из кризиса,  вызванного алкоголизацией, наркотизацией и  маргинализацией образа жизни.
Имеющиеся в семьях группы риска проблемы относятся к  сфере: • правовой (нарушение требований законов, прав ребенка,  противоправное поведение); • медицинской (разрушение здоровья, рост числа и  разнообразия заболеваний, их передача контакторам); • психологической (разрушение личности, выражающееся в  деформации сознания, эмоций и чувств, воли и поведения,  всех компонентов деятельности и общения); • социально­педагогической (деформация внутрисемейных  связей и разрушение социальных связей семьи, принятие в  качестве доминирующих искаженных социальных ценностей).
Направленность социально­педагогического  сопровождения семей группы риска : •  реализация правовых мер по предупреждению  правонарушений, которые могут быть совершены  членами семьи; •  медицинская и социально­медицинская профилактика  и лечение алкоголизма и наркомании; •  педагогическая помощь в формировании понимания  наличия иных – действительно социально значимых –  ценностей семейной жизни; • ограничение прав родителей, а в отдельных случаях  лишение их родительских прав.
Семьи с детьми, оказавшейся  в экстремальной жизненной ситуации   Проблемы: • отсутствие материальных, юридических,  медицинских и психологических условий для  продолжения семейной жизни на основе  привычного уклада; • разрушение межсемейных и социальных связей  среды жизнедеятельности; •  психологический стресс от пережитых событий,  приведших к конкретной социально­ педагогической ситуации, иных условий обитания,  а также страх перед неизвестным будущим.
Проблемы проявляются в следующих сферах: • правовой (внезапность возникновения ситуаций,  зачастую не позволяют сохранить необходимые  документы и впоследствии восстановить  юридические права и статус семьи); •  материальной (потеря имущества, жилья, одежды  и продуктов питания, источников существования); • психологической (неизвестность ожидаемого  будущего, безразличие); • социально­педагогической (утрата привычного  окружения, незнание условий и специфики  жизнедеятельности в новых условиях  существования; отрыв от образовательных и  культурно­просветительных учреждений).
Содержанием деятельности : •  восстановление материальных, юридических, медицинских и  психологических условий для продолжения нормальной  жизнедеятельности на основе привычного уклада,  воссоздания и укрепления социальных связей; • оказание помощи (материальной, финансовой, правовой) в  обеспечении первичных потребностей (жилье, питание,  одежда); компенсаций. • психологическая, медицинская и медико­социальная помощь  в преодолении последствий (в том числе и стрессовой и  постстрессовой реакции); • поддержка усилий семьи в восстановлении утраченных  контактов с родственниками, друзьями или членами своей  семьи; • правовая поддержка при получении льгот, субсидий,
Приоритетным  направлением  является  защита прав и  личного  достоинства  детей из таких  семей