В презентации представлены группы новых педагогических технологий. Рассмотрены различные виды педагогических технологий, особенности применения, инструментарий, показаны достоинства и недостатки каждой пед.технологии. Отмечена целесообразность использования каждой педагогической технологии на практике в зависимости от особенностей класса в целом и особенностей каждого ребенка.
Технология - это
- это
Технология
совокупность форм,
совокупность форм,
методов, приемов и
методов, приемов и
средств, применяемых в
средств, применяемых в
какой-либо деятельности
какой-либо деятельности
Педагогическая технология ̶
это содержательная техника
реализации учебного процесса
(В.П. Беспалько)
В структуру педагогической
технологии входят:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной
деятельности учащихся;
• деятельность учителя по управлению
процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Классификация
Классификация
педагогических
педагогических
технологий
технологий
Традиционные технологии
Традиционные технологии
Инновационные технологи
Инновационные технологи
ии
Инновационные технологии
Инновационные технологии
классифицируются по 4 критериям:
классифицируются по 4 критериям:
Педагогические технологии на основе акти
Педагогические технологии на основе акти
визации и интенсификации деятельности уч
визации и интенсификации деятельности уч
ащихся;
ащихся;
Альтернативные технологии;
Альтернативные технологии;
Природосообразные технологии
Природосообразные технологии;;
Технологии развивающего обучения
Технологии развивающего обучения..
Педагогические технологии на основе
Педагогические технологии на основе
активизации и интенсификации деятельности
активизации и интенсификации деятельности
учащихся
учащихся
• Игровые технологии;
• Технология проблемного обучения;
•Технология модульного обучения(В.Ф.Шаталов
);
• Технология уровневой дифференциации;
• Технология индивидуализации обучения
(Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков);
• Технология программированного обучения;
• Информационные технологии обучения;
• Интерактивные технологии (дискуссии,
• Технология решения интеллектуальных
дебаты, соревнования);
задач (ТРИЗ).
Альтернативные
Альтернативные
технологии
технологии
Технология свободного труда
Технология свободного труда
(С.Френе);
(С.Френе);
Технология проектного обучения;
Технология проектного обучения;
Технология мастерских;
Технология мастерских;
Дальтон-технология;
Дальтон-технология;
Кейс-технология;
Кейс-технология;
Интернет-технология.
Интернет-технология.
Природосообразные
Природосообразные
технологии
технологии
Здоровьесберегающая
Здоровьесберегающая
технология;
технология;
Технология обучения
Технология обучения
одарённых детей
одарённых детей
Технологии развивающего
Технологии развивающего
обучения
обучения
Технология развивающего
Технология развивающего
обучения Л.В.Занкова (для
обучения Л.В.Занкова (для
начальной школы);
начальной школы);
Личностно-ориентированное разв
Личностно-ориентированное разв
ивающее обучение (И.С.Якиманск
ивающее обучение (И.С.Якиманск
ая);
ая);
Технология саморазвивающего
Технология саморазвивающего
обучения (Г.К.Селевко);
обучения (Г.К.Селевко);
Технология критического мышлен
Технология критического мышлен
ия. ия.
–
Главные методы данного обучения
–
Главные методы данного обучения
объяснение в сочетании с наглядностью, а
объяснение в сочетании с наглядностью, а
виды деятельности учащихся – слушание и
виды деятельности учащихся – слушание и
запоминание.
запоминание.
Преимущества: экономит время, сберегает
силы учителей и учащихся, облегчает
последним понимание
знаний,
обеспечивает
эффективное
управление процессом.
достаточно
сложных
преподнесение
“готовых”
Недостатки:
учащихся от
знаний и освобождение
необходимости
и
продуктивно мыслить при их освоении, а
также
возможности
дифференциации
индивидуализации
учебного процесса.
незначительные
самостоятельно
и
Сущность проблемного обучения
состоит в том, что учащиеся
систематически включаются учителем
в процесс поиска доказательного
решения новых для них проблем,
благодаря чему они научаются
самостоятельно добывать знания,
применять ранее усвоенные и
овладевают опытом творческой
деятельности.
правильно
обеспечивает
у
созданная
возникновение
Методически
проблемная
ситуация
них
познавательного интереса, раскрывает противоречие
между познавательной потребностью и невозможностью
ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного
запаса
способов действия, помогает
определить основную проблему, осмыслить ее и найти
выход из затруднения.
знаний и
Достоинства
развивает мыслительные
способности,
вызывает интерес к
учению, пробуждает
творческие силы.
Недостатки
не всегда можно
применять изза
характера изучаемого
материала,
неподготовленности
учащихся,
квалификации учителя.
Дифференцированное обучение – это
форма организации учебного
процесса, при которой педагог
работает с группой учащихся,
составленной с учетом наличия у них
каких- либо значимых для учебного
процессе общих качеств.
Достоинства:
1.Обучение каждого на уровне его
возможностей и способностей;
2. Исключаются не оправданные и
нецелесообразные для общества
уравниловка и усреднения детей;
3. У педагога появляется возможность
помогать слабому, уделять внимание
сильному;
4. Отсутствие в классе отстающих снимает
необходимость в снижении общего уровня
преподавания;
5. Появляется возможность более
эффективно работать с трудными
учащимися;
6. Повышается уровень мотивации ученья в
сильных группах;
7. В группе, где собраны одинаковые дети,
ребенку легче учиться.
Недостатки:
1. Деление детей по уровню развития не
гуманно;
2. Высвечивается социально-экономическое
неравенство;
3. Слабые лишаются возможности тянуться за
более сильными, получать от них помощь,
соревноваться с ними;
4. Перевод в слабые группы воспринимается
детьми как унижение их достоинства;
5. Понижается уровень мотивации ученья в
слабых группах.
Индивидуализация обучения – форма, модель
организации учебного процесса, при которой: педагог
взаимодействует лишь с одним учеником; а один
учащийся взаимодействует лишь со средствами
обучения.
подход
Индивидуальный
позволяет
ориентироваться на индивидуальные особенности
ребенка в общении с ним и в процессе обучения.
Достоинства
позволяет полностью
адаптировать содержание, методы
и темпы учебной деятельности
ребенка к его особенностям;
следить за его продвижением от
незнания к знанию.
Недостатки
не формируется чувство
коллективизма,
взаимопомощи.
Информационные технологии обучения –
это процессы подготовки и передачи
информации обучающему, средством
осуществления которых является компьютер.
Формы использования ИТ разнообразны: от
демонстрации на уроке до дистанционного
образования.
Информационные технологии включают
гипертекст и мультимедиа, программируемое
тестирование и контроль, имитационное
обучение, демонстрации.
Достоинства
Недостатки
требует большого времени
педагога для подготовки;
необходима соответствующая
квалификация для работы на ПК;
подготовленность учащихся к
использованию ИТ.
наглядность учебного материала;
возможность моделирования
процессов и явлений, которые
нельзя в реальности получить;
объективность контроля;
демонстрация динамических
процессов, явлений;
возможность самостоятельно
учащимся выбирать скорость
обучения;
углубление межпредметных
связей за счет интеграции
информационной и предметной
подготовки
Особенности программированного
обучения, которое тесно связано с
информационными технологиями (часто
учащиеся самостоятельно осваивают
учебный материал с помощью компьютера)
заключаются в следующем:
1. учебный материал разделяется на
отдельные порции;
2. учебный процесс состоит из
последовательных шагов, содержащих
порцию знаний и мыслительных действий по
их усвоению;
3. каждый шаг завершается контролем
(вопросом, заданием и т.д.);
4. при правильном выполнении
контрольных заданий учащийся получает
новую порцию материала и выполняет
следующий шаг обучения;
5. при неправильном ответе учащийся
получает помощь и дополнительные
разъяснения;
6. каждый учащийся работает
самостоятельно и овладевает учебным
материалом в посильном для него темпе;
7. результаты выполнения всех контрольных
заданий фиксируется, они становятся
известными как самим учащимся (внутренняя
обратная связь), так и педагогу (внешняя
обратная связь).
Программированный учебный материал
представляет собой серию сравнительно
небольших порций учебной информации
(«слайдов», «файлов», «шагов»), подаваемых
в определённой логической
последовательности.
Модульное обучение — способ организации
учебного процесса на основе блочно-
модульного представления учебной
информации
I модуль - устное изложение учителем
основных вопросов темы, раскрытие узловых
понятий;
II модуль - самостоятельные и
практические работы. Ученики работают с
различными источниками информации,
отрабатывают материал темы. На этом этапе
проводятся уроки-практикумы, семинары,
игры;
III модуль - повторение и обобщение
материала темы;
IV модуль- контроль знаний учащихся по
всей теме.
Игровое обучение — это форма учебного
процесса в условных ситуациях,
— обучение.
направленная на воссоздание и усвоение
общественного опыта во всех его
проявлениях: знаниях, навыках, умениях,
эмоционально-оценочной деятельности.
Игра обучает, развивает, воспитывает,
социализирует, развлекает и дает отдых.
Но исторически одна из первых ее задач
коммуникативная
релаксационная
самореализация
диагностическая
социокультурная
Эмоциональная
терапевтическая
ИГРА
сюже
т
правила
участники
хронотоп
реквизит
Итог игры
Кейс-технология основана на предоставлении
обучающимся информационных
образовательных ресурсов в виде
специализированных наборов учебно-
методических комплексов, предназначенных
для самостоятельного изучения (кейсов) с
использованием различных видов носителей
информации. Применяются
телекоммуникационные средства для
обеспечения контактов обучающихся с
преподавателем и членами учебной группы,
а также для обеспечения их
дополнительными информационными
ресурсами. Существенная роль отводится
организации очных занятий (консультаций) в
составе группы обучающихся и
индивидуально, проводимых специально
подготовленным преподавателем –
консультации.
Основными этапами кейс-технологии на
уроках :
1) подготовка и предоставление учителем
учебно-методического материала по
изучаемой теме каждому ученику;
2) планомерная и последовательная
работа с учащимися по проработке каждого
вопроса темы, предполагающая как
самостоятельное изучение ребенком
отдельных вопросов, так и работу в классе
или индивидуальные консультации;
3) обязательное обобщение изучаемой
темы учителем, выявление пробелов в
изучении отдельных вопросов темы и их
устранение;
4) диагностика по окончании изучения
темы или раздела.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИИ:
1) ученик видит сразу весь объем
материала, который необходимо знать по
данной теме;
2) даже в случае болезни ребенок видит
пропущенные им вопросы и может поработать
над ними самостоятельно;
3) ребенок может планировать время
работы над данной темой;
4) у части учащихся появляется желание
подготовиться к обобщающему уроку как
можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли
консультанта для одноклассников, что
непременно оценивается учителем;
5) к концу учебного года у ученика
набирается полный набор учебно-
методических материалов по всем изученным
за год темам, который он может использовать
для повторения и подготовки к экзаменам.
Интернет – технология основана на
использовании глобальных и локальных
компьютерных сетей для обеспечения
доступа обучающихся к информационным
образовательным ресурсам и для
формирования совокупности методических,
организационных, технических и
программных средств реализации и
управления учебным процессом независимо
от местонахождения его субъектов.
Важным этапом в реализации Интернет
технологии является наличие
автоматизированного электронного сервиса,
обеспечивающего возможность постоянного
удаленного доступа к учебно - методическим
материалам, получения текущей информации
о процессе обучения, (off- line) общения с
преподавателями – консультантами и т.д.
Дальтон-технология основывается на
принципах свободы, самостоятельности,
сотрудничества. Реализуется эта технология
через систему индивидуальных творческих
заданий (дальтон - задания), лабораторную
успеха.
работу (индивидуальная и коллективная
учебно-познавательная самостоятельная
деятельность), создание атмосферы
доверия, ответственности,
Исходные идеи:
Исходные идеи:
Принцип свободы
Принцип свободы
Принцип самостоятельности
Принцип самостоятельности
Принцип сотрудничества
Принцип сотрудничества
Принцип свободы
Принцип свободы
Свобода – это право выбора
Свобода – это право выбора
учеником предмета, темы,
учеником предмета, темы,
партнера, источников знаний,
партнера, источников знаний,
темпа, форм и способов работы.
темпа, форм и способов работы.
Принцип
Принцип
самостоятельности
самостоятельности
Самостоятельность – это выбор учеником
Самостоятельность – это выбор учеником
уровня самостоятельности познавательной
уровня самостоятельности познавательной
деятельности и маршрута своего развития,
деятельности и маршрута своего развития,
самостоятельность действий принятия
самостоятельность действий принятия
решения и ответственности за этот выбор.
решения и ответственности за этот выбор.
Принцип
Принцип
сотрудничества
сотрудничества
Сотрудничество – это выбор формы
Сотрудничество – это выбор формы
деятельности: индивидуальной,
деятельности: индивидуальной,
парной, в малой группе. Ученик
парной, в малой группе. Ученик
учебно-познавательной
учебно-познавательной
имеет право обращаться за
имеет право обращаться за
помощью к кому угодно: к
к кому угодно: к
помощью
учащимся, родителям, учителю.
учащимся, родителям, учителю.
Формы реализации
Формы реализации
Идеи Дальтон-технологии
Идеи Дальтон-технологии
реализуется через Дальтон-
реализуется через Дальтон-
план, включающий:
план, включающий:
задания;
1)1) задания;
лабораторию;
2)2) лабораторию;
«дом».
3)3) «дом».
Задания составляют
Задания составляют
содержательную основу
содержательную основу
технологии
технологии
Требования к заданиям:
Требования к заданиям:
Носят уровневый характер;
Носят уровневый характер;
Охватывают достаточный объем
Охватывают достаточный объем
учебного материала;
учебного материала;
Четко формулируется цель задания,
Четко формулируется цель задания,
а значит и результат его выполнения;
а значит и результат его выполнения;
Должны носить творческий характер,
Должны носить творческий характер,
быть понятными и интересными
быть понятными и интересными
ученику.
ученику.
Задание рассчитано на возможность
Задание рассчитано на возможность
ученика самостоятельно справиться с
ученика самостоятельно справиться с
ним;
ним;
В задании даются указания, литература,
В задании даются указания, литература,
сроки выполнения;
сроки выполнения;
Задания предполагают различные
Задания предполагают различные
формы их выполнения, возможность
формы их выполнения, возможность
сотрудничества с другими;
сотрудничества с другими;
Предусматривается возможность для
Предусматривается возможность для
учета, самоконтроля и контроля;
учета, самоконтроля и контроля;
Содержание задания предполагает
Содержание задания предполагает
предварительное и последующее
предварительное и последующее
обсуждение.
обсуждение.
Выполнение задания не только
Выполнение задания не только
проверяется учителем
проверяется учителем
индивидуально у каждого
индивидуально у каждого
ученика, но и дается
ученика, но и дается
проверочная работа для всех;
проверочная работа для всех;
Именно результаты этой работы
Именно результаты этой работы
и оцениваются.
и оцениваются.
Лаборатория
Лаборатория
Это время в расписании
Это время в расписании
ученика, отведенное для
ученика, отведенное для
самостоятельной работы над
самостоятельной работы над
заданием, а также для
заданием, а также для
участия в учебных занятиях
участия в учебных занятиях
«Дом»
«Дом»
Это условия, приближенные к
Это условия, приближенные к
домашней свободе: наличие
домашней свободе: наличие
места, где ученику комфортно
места, где ученику комфортно
работать; свобода выбора, с кем
работать; свобода выбора, с кем
выполнять работу; наличие
выполнять работу; наличие
группы консультантов
группы консультантов
Результаты Дальтон – технологии:
Результаты Дальтон – технологии:
Развитие познавательной
Развитие познавательной
самостоятельности ученика, навыков
самостоятельности ученика, навыков
сотрудничества, овладение
сотрудничества, овладение
исследовательскими умениями;
исследовательскими умениями;
Снижение перегрузки учащихся за
Снижение перегрузки учащихся за
счет усвоения с интересом в условиях
счет усвоения с интересом в условиях
индивидуального темпа работы;
индивидуального темпа работы;
Личностное развитие за счет
Личностное развитие за счет
обогащения социальным опытом
обогащения социальным опытом
других учащихся и взрослых.
других учащихся и взрослых.
Мастерская - это одна из основных
обучающих, развивающих и воспитывающих
форм. Педагогическая мастерская - это
продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для
учеников и учителя.
Основные принципы:
1) отношение учителя к ученику как к
равному;
2) не простое сообщение знаний как
неоспоримых истин, а самостоятельное
“строительство” знания учеником с помощью
критического мышления к изучаемой
информации, самостоятельность решения
творческих задач;
3) умение работать в команде;
4) критичность мышления;
5) выступление в роли лидера.
Сочетание индивидуальной и коллективной
работы создаёт атмосферу сотрудничества,
взаимопонимания.
Личностно-ориентированное обучение — это
такое обучение, где во главу угла ставится
личность ребенка, ее самобытность,
самоценность, субъектный опыт каждого
сначала раскрывается, а затем
«слышу» — «чувствую»
согласовывается с содержанием образования.
Одним из продуктивных путей реализации
личностно-ориентированного обучения
является обучение с использованием
групповых форм, построенных по принципу
сотрудничества и взаимной поддержки.
Результатом такого обучения является снятие
уровня тревожности и напряженности.
Обучение необходимо строить, используя все
сенсорные системы восприятия: «вижу» —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.