Данный материал содержит презентацию, технологическую карту комбинированного урока-практикума с текстовым, музыкальным и видео-приложениями. В ходе урока идет отработка различных умений и навыков на основе диалогового общения с элементами проектно-исследовательской работы, которая опирается на краеведческий материал. Интерактивное обучение соединяется с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств.
Этап урока
1. Организационный момент.
Деятельность учителя
1. Активизация внимания
2. Мотивация. Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
2. Постановка проблемной ситуации.
Деятельность учащихся
1. Ответ на вопрос
2. Возможные варианты решения.
3. Анализ исторической ситуации:
сельскохозяйственный кризис 1927 года и
пути выхода.
3.Характеристика кризиса и варианты путей
выхода.
3. Индивидуальное сообщение. Решение
проблемы на основе анализа информации.
4. Работа с понятиями:
4.1.цели коллективизации, ее задачи.
4.2.этапы коллективизации.
4.3.методы коллективизации.
4. Исторический комментарий.
4. Работа с терминами.
5. Моделирование исторической ситуации
5. Постановка проблемы
5. Решение проблемы в условиях игры.
«Сельский сход»,
Применение элементов ролевой игры.
«Заседание политбюро ЦК ВКП (б)».
Умения участвовать в дискуссии, отстаивать
и аргументировать свою позицию,
оппонировать иному мнению.6. Методы раскулачивания.
6. Тьютерское сопровождение проектов.
Исследование понятия «кулак».
6.1. Мини проект учащегося «Кого считали
кулаком?»
6.2. Видеофильм.
6.3. Краеведческий мини – проект
обучающегося «Раскулачивание в селе
Чиганак.
6.3. Анализ исторического источника.
Умения подготовить устное сообщение,
излагать свои мысли определенно,
последовательно, обоснованно.
Навыки публичного выступления.
7.Итоги и принципы коллективизации.
7. Работа с таблицей
7.1.Обобщение и заполнение таблицы.
7.2. Анализ диаграммы.
8.Голод 1932 – 1933 гг.
8. Краткий рассказ.
«Закон о трёх колосках», среди осужденных
много женщин.
8. Анализируют причины голода.
«Мозговой штурм»9. Общие выводы, подведение итогов.
9. Беседа.
9. Работа с таблицей, ответы на вопросы.
10. Проверка усвоения и рефлексия
11. Домашнее задание
10. 1.Организация проверки.
10.2. Организация дискуссии: решение
проблемы, заявленной в начале урока.
11. Комментарий задания.
10. 1.Электронный тесттренажер
10.2. Умения участвовать в дискуссии
11. Запись д/з в дневник.
Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства в СССР. Как это было?».
Цели урока:
обобщить и закрепить знания обучающихся по проблеме коллективизации;
развивать умения обучающихся работать с различными видами источников, анализировать, сравнивать, мыслительные и
коммуникативные навыки;
воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Тип урока: урок выработки различных умений и навыков на основе диалогового общения с элементами проектноисследовательской работы.
Форма урока: комбинированный урок практикум
Методическая цель: Моделирование исторической ситуации с использованием интерактивных методов обучения.
Оборудование:
ПК, проектор,
Карточки с терминами в рубриках «Вспомни», «Запомни»;
Иллюстрации: репродукции картин о коллективизации в СССР. Рабочий лист обучающегося: исторические документы, диаграммы, таблица.
1. Организационный момент.
2. Мотивационная беседа. Актуализация знаний обучающихся.
До сих пор многие из нас пытаются ответить на вопросы: почему наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить
страну. Почему мы до сих пор закупаем за границей продукты питания? Почему так трудно приживается фермерство, почему так
неэффективно российское с/х производство?
Ответы на многие из этих вопросов следует искать в 1930х годах нашей истории, когда была проведена коллективизация. Это и есть
тема нашего урока. Вы сегодня выступаете в роли исследователей, я предлагаю вам некоторые факты, которые, может быть. Помогут
воссоздать картину коллективизации. Смотрите, анализируйте и делайте выводы…
Постановка проблемы. К середине 1930х годов жизнь в деревне стала улучшаться, чем не преминул воспользоваться Сталин,
объявивший на всю страну: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Была ли такая оценка объективной это предстоит нам узнать на
уроке.
3. Изучение нового материала ( на основе общей презентации).
3.1. Работа с рубрикой «Вспомни». Анализ исторической ситуации: «Сельскохозяйственный кризис 1927 года и пути выхода».
4. Работа с понятиями:
4.1.цели коллективизации, ее задачи.4.2.этапы коллективизации.
4.3.методы коллективизации.
Коллективизация – обобществление средств производства и создание коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения
средств на индустриализацию.
Как мы уже рассмотрели, целью создания колхозов было получение средств на индустриализацию, перекачивание ресурсов из города в
деревню.
5. Моделирование исторической ситуации
«Сельский сход»,
«Заседание политбюро ЦК ВКП (б)».
Встаёт вопрос как эти средства получить и как создать колхоз.
Рассмотрим ситуацию на селе.
Выясним какими средствами располагали крестьяне в своём частном хозяйстве.
Делимся условно на 4 группы и получаем ресурсы которыми располагали крестьяне.
Каждая группа получает пакет карточек.
Первая группа – «кулаки»
Вторая группа – «середняки»
Третья группа –
Четвёртая группа – «батраки»
51 20 десятин пахотной,
разработанной земли
Покосы и выпасы
Наёмные работники
Тягловый скот (3 лошади)
Домашний скот (коровы,
козы, овцы, куры)
Зерновой фонд
Сельскохозяйственная
техника (сеялки, веялки,
молотилки)
Крепкая усадьба (жилой
дом, хозяйственные
постройки)
5 десятин пахотной земли
5 десятин целинной земли
(не обработанной)
Покосы и выпасы
Одна лошадь
Домашний скот (куры,
овцы и корова с телёнком)
Орудия труда (косы,
грабли, мотыги и пр.)
Усадьба средних размеров
(дом и не большие
хозяйственные постройки)
Огород
Огород
Куры
Дом с сараем
Рабочие руки
Заброшенная и заросшая
сорняком земля
1 десятина пахотной земли
6 десятин заброшенной
земли
Орудия труда (косы,
грабли, мотыги и пр.)
Домашний скот (куры,
овцы)
Небольшая усадьба (дом и
пара сараев)
Огород
Орудия сельхоз труда
(косы, грабли и пр.)
Огород
Перечень ресурсов оглашается и выясняется имущественное положение разных групп крестьян.
Теперь поставьте себя на место крестьян и представьте ситуацию.
В ваше село приехал уполномоченный, созвал сельский сход и предложил объединить все ваши ресурсы по принципу.
1.
2.
3.
4.
5.
Земля – общая, колхозная.
Тягловый и домашний скот отправляется на колхозную ферму и конюшню.
Орудия труда и инвентарь переходит в общественную собственность.
Запасы зерна переходят в общественный фонд.
В колхозе трудимся сообща и на равных условиях.(принципы обозначаются на доске или презентации)
Поднимите, руки кто пойдёт в колхоз? Почему?
Поднимите, руки кто не пойдёт в колхоз? Почему? А каких крестьян больше?
В ком больше заинтересованно государство и Вы что бы они вступили в колхоз? Как их заставить разберём чуть позднее.
А пока изберём местную власть – председателя сельского совета и председателя колхоза? Из числа каких крестьян их изберут?
Проголосуйте кто за вступление в колхоз.
Итак, колхоз на ранее названных принципах создан.
Теперь из села Вы оказываетесь на заседании политбюро ЦК ВКП (б),
где необходимо продумать как получить с колхоза прибыль и рабочую силу на нужды индустриализации.
Проводим заседание политбюро.
Крестьяне в колхозе, средства производства общие. Задача – перекачивание средств из села в город на нужды индустриализации.
Средства на индустриализацию.
1.
2.
3.
Обязать крестьян сдавать продукцию государству.
Дать план сдачи продукции.
Установим цену закупки (заниженную)4.
Государство продаёт сельхоз продукцию по завышенным ценам («ножницы цен»)
(карточки на доску)
Как либо, поможем колхозу?
1.
2.
3.
Дадим ссуду.
Поможем техникой (МТС)
Спишем долги.
А как крестьяне будут получать плату за свой труд? Пояснение учителя.
Оплата по трудодням добавить к принципам.
Учитывая вышесказанное, все крестьяне пойдут в колхоз?
Но власть приняла план 100 % коллективизации. Куда деваться крестьянам не желающим идти в колхоз.
В город на предприятие, появятся свободная рабочая сила для строек индустриализации. Добавляем к средствам – привлечение рабочей
силы.
А как сделать чтобы все крестьяне не разбежались из колхозов?
Отобрать паспорта – добавить к принципам.Итак, мы создали колхоз и получили средства с него.
6. «Методы раскулачивания»
Прошла сплошная коллективизация.
Будет ли часть крестьян сопротивляться вступлению в колхоз? Кто и почему? ВИДЕОФИЛЬМ + МИНИПРОЕКТ
А надо ли их заставлять?
Какими способами будут сопротивляться кулаки и приписанные к ним середняки?
Заполним таблицу (на доске или презентация)
Активные способы
Пассивные способы
1.
2.
Убийство сельских активистов
1. Спрятать хлеб.
2. Забить скот
Выступления против властей
3. Всё продать и уйти в город
Таким образом задача власти подавить сопротивление крестьян и заставить кулаков пойти в колхоз.
Как это сделать? Методы раскулачивания.
1.
Арест.2.
3.
Изъятие земли.
Конфискация имущество.
А что сделать что бы односельчане не возмущались и не жалели соседей?
Создать образ врага. Как?
4. Создание образа врага через СМИ (газеты)
5. Выселение.
Как назвать меры принимаемые против кулаков? Запись в тетрадь
Раскулачивание – уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию. МИНИПРОЕКТ
7.Итоги и принципы коллективизации. ( Оформление таблицу на доске )
Что такое коллективизация? С какой целью она проводилась? Каковы принципы создания колхозов?
Как власть получила средства с колхозов? Каковы итоги коллективизации? Какова цена коллективизацииПринципы создания
колхоза
1. Земля – общая, колхозная.
2. Тягловый и домашний скот
отправляется на колхозную
ферму и конюшню.
3.Орудия труда и инвентарь
переходит в общественную
собственность.
4.Запасы зерна переходят в
общественный фонд.
5. В колхозе трудятся сообща
и на равных условиях
6. Оплата по трудодням
Получение средств
Итоги коллективизации.
1. Обязать крестьян сдавать
продукцию государству.
2. Дать план сколько сдавать.
3.Установить цену закупки
(заниженную)
1. Получены средства на
индустриализацию.
2. Фактически ликвидировано
частное крестьянское
хозяйство.
4. Государство продаёт
сельхоз продукцию по
высокой цене («ножницы
цен»)
3. Уничтожены зажиточные
крестьянские хозяйства.
4. Голод 1932 – 1933 гг.
5. Рабочая сила – в города.
6. Средства на
коллективизацию полученные
с кулаков.
5. Фактическое прикрепление
крестьян к земле.7. Отсутствие паспортов.
8.Голод 1932 – 1933 гг.
9. Общие выводы, подведение итогов.
10. Проверка усвоения и рефлексия.
Последствия коллективизации – работа с распечаткой в рабочем листе – заполнить таблицу, проверить.
Решение проблемного вопроса – «Это был успех или трагедия крестьянства?!»
« Жить стало лучше, жить стало веселее?!»
11. Домашнее задание.
Задание в рабочей тетради:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Чиганак
Технологическая карта урока«Коллективизация сельского
хозяйства в СССР.
Как это было?»
Косарева И.В., учитель истории
2016 год