Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Оценка 4.6
Лекции
pptx
математика +2
1 кл—4 кл
25.04.2018
В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.В презентации представлена технология проблемно-диалогического обучения, разработанная Е. Л. Мельниковой.
Технология проблемно-диалогического обучения.pptx
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Технология
проблемно
диалогического
обучения
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Технология проблемнодиалогического обучения
разработана Е.Л.Мельниковой.
В определении «проблемнодиалогическое»
первая часть означает, что на уроке изучения нового
материала должны быть проработаны два звена:
постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Слово «диалогическое» означает, что
постановку учебной проблемы и поиск решения
ученики осуществляют в ходе специально
выстроенного диалога.
Используется два вида диалога: побуждающий и
подводящий
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
При организации урока проблемного обучения я соблюдаю
следующую последовательность шагов (алгоритм):
1. Постановка проблемы.
2. Осознание, обсуждение проблемы..
3. Выработка возможных путей решения проблемы
4. Выработка плана решения проблемы.
5. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы,
полное теоретическое определение знаний, соединение их с
практикой.
Ключевым звеном в проблемном обучении является создание
проблемной ситуации.
В зависимости от типа и темы урока применяю проблемные
ситуации с удивлением или затруднением.
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий
от проблемной
ситуации
диалог
Подводящий
к теме
диалог
Сообщение
темы с
мотивирующим
приёмом
Методы постановки учебной проблемыПобуждающий от проблемной ситуации диалогПодводящий к теме диалогСообщение темы с мотивирующим приёмом
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Тип
проблемной
ситуации
Тип
противоречия
С удивлением Между двумя
( или более)
положениями
Приёмы создания проблемной
ситуации.
1. Одновременно предъявить противоречивые факты,
теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или
практическим заданием
С
затруднением
Между
житейским
представлением
учащихся и
научным фактом
3. Шаг1. Обнажить житейское представление
учащихся вопросом или практическим заданием «на
ошибку»
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением,
экспериментом или наглядностью.
Между
необходимостью
и
невозможностью
выполнить
задание учителя
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с
предыдущим.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание,
сходное с предыдущим.
Шаг 2. Доказать, что задание ученика не выполнено.
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Побуждения к осознанию
противоречия
теорий
существует
Прием 1. о фактах: Что вас удивило?
Что интересного
заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: Что вас удивило?
Сколько
(точек
зрения)?
Прием 2. Вопрос (задание) был один?
Сколько в нашем классе мнений?
Почему так получилось? Чего мы еще не
знаем?
Прием 3. Вы сначала как думали? А как
на самом деле?
Прием 4. Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение?
Прием 5. Вы смогли выполнить задание?
Почему не получается? Чем это задание
похоже на предыдущее?
Прием 6. Какое было дано задание?
Побуждение к
формулирован
ию учебной
проблемы
Выбрать
подходяще
е:
Какой
возникает
вопрос?
Какова
будет тема
урока?
Сформулир
уйте
проблему!
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет
классу противоречивые факты, научные теории или
взаимоисключающие точки зрения.
Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись
2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 =
21.
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления).
Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах
получились разные ответы?
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а
не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу
предлагается вопрос или практическое задание на новый материал.
Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у
школьников удивление.
Русский язык, 3 класс.
Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте
новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-
(Класс разбивается на группы. Завершив работу,
каждая группа записывает ответ на отдельном
листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как
группы выполнили задание. Прочитайте, какие
слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и
буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам
дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к
осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего
мы не знаем? (Условий выбора того или иного
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет
представление обучающихся с помощью вопроса или практического
задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде
сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в
пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из
научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении
растений пустыни в апреле - шаг 2. Обучающиеся
испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли
представлять себе пустыню? А как на самом деле?
Что узнали из текста? Какая же возникает
проблема? В чем мы должны разобраться? Как
растения приспосабливаются (выживают) в
пустыне?
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое
вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Русский язык, 3 класс.
Учитель: Прочитайте слова и образуйте от них
существительные с помощью суффикса -ник-.
(Выполнимое задание. Обучающиеся образуют
существительные: пожар - пожарник, сапог -
сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель -
ельник.)
задание.
затруднение?
Проделайте то же самое с другим столбиком слов.
(Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое
Обучающие испытывают затруднение.) В чем
Ученики: От этих слов нельзя образовать
существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых слов нельзя
образовать существительные с помощью суффикса
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым
ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е.
задание, не похожее на предыдущее.
Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за
числа? Выпишите в столбик однозначные числа
и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко
справляются с заданием, способ выполнения
которого уже известен.) Выпишите в другой
столбик двузначные числа и тоже умножьте их
на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы
смогли выполнить мое задание? Почему же это
задание не получилось? Чем оно отличается от
предыдущего? (Побуждение к осознанию
противоречия.) Какова же будет тема нашего
Ученики: Умножение двузначного числа на
урока?
однозначное.
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два
шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на
предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя
уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется
аргументированно доказать, что задание школьниками всетаки не
выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение.
Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
Русский язык, 4 класс.
Ученики: Спряжение глаголов.
Учитель: Поупражняемся в определении спряжения
глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий,
применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь
определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить".
(Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол
второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим.
Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить -
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило
применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к
осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой
первого.
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Преимущества технологии проблемного диалога
•Проблемный диалог является мощным источником
мотивации познавательной деятельности учащихся.
•Проблемный диалог реализуется на любой ступени
обучения.
•Проблемный диалог дает учителю широкие возможности
выбора методов, форм и средств обучения.
•В работу включается практически весь класс, что
гарантирует усвоение нового материала большинством
учеников.
•Обеспечивает более качественное усвоение знаний,
приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные
способности и активность.
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно
диалогическая технология?
Регулятивные: умение решать проблемы.
Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка
и самооценка и т.п
Коммуникативные: умение вести диалог.
Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и
взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация
и т.д.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение
и т.д.
Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки
ситуации, гражданского выбора.
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, оценивание
ситуации, моральный выбор и т.д.
Получается, что технология проблемного диалога действительно
обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Сравнительная характеристика диалогов
Подводящий
Система посильных ученику
вопросов и заданий,
подводящих его к открытию
мысли
-Пошаговое жесткое
ведение мысли ученика,
-Переживание учеником
удивления от открытия в
конце диалога,
-Почти невозможны
неожиданные ответы
учеников,
-Не может быть прекращен,
идет до последнего вопроса
на обобщение.
Структу
ра
Призна
ки
Побуждающи
й
Отдельные вопросы и
побудительные
предложения,
подталкивающие мысль
ученика.
-Мысль ученика делает
скачок к неизвестному,
- Переживание учеником
чувства риска,
- Возможны неожиданные
ответы учеников,
-Прекращается с
появлением нужной
мысли ученика.
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" ( разработанная Е. Л. Мельниковой).
Побуждающий
диалог
Вопросы учителя,
побуждающие детей
высказывать
различные версии
решения проблемы
+ Развивает
творческое мышление
+ Максимально близок
к жизненным
ситуациям
- Ученики могут увести
в сторону от темы
- Невозможно
рассчитать время на
уроке
Подводящий диалог
Цепочка вопросов,
последовательно
приводящих к
правильному ответу,
запланированному
учителем
+ Развивает логическое
мышление
+ Просчитывается по
времени
+ Ведет к нужному
результату коротким
путем
- В меньшей степени
развивает творчество и
16
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.