Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"
Оценка 5

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Оценка 5
Педсоветы
docx
русский язык +1
Взрослым
06.01.2019
Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"
Презентация является дополнением к моей работе "Реализация технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения" (3 класс), ОС "Школа 2100" Работая над презентацией я старалась подобрать для образца как художественные тексты из учебника "Литературное чтение", так и учебные тексты из учебника "Русский язык."
технология продуктивного чтения.docx
Реализация технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. С каждым годом школьная практика подтверждает, что в досуге современного   ребенка   чтение   художественной  литературы   занимает одну из последних позиций и не вызывает интереса. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Но ведь кем бы ни   был   современный   человек   он   должен   и   обязан   оставаться читателем, т. к. наше общество утопает в изобилии информации. Задача   нас   —   как   учителей   не   учить   литературе,   а   увлекать ребёнка чтением, с первых классов читать вместе с ним, обсуждать прочитанное,   так,   чтобы   они   понимали,   что   книга   –   это   часть   их жизни.  В   начальной   школе   необходимо   заложить   основы формирования   грамотного   читателя,   у   которого   есть   стойкая привычка   к   чтению,   знающий   книги,   умеющий   их   самостоятельно выбирать. В   Образовательной   системе   «Школа   2100»  существует  единая для   всех   уроков   технология   чтения   текста,   основанная   на природосообразной   технологии   формирования   типа   правильной читательской деятельности­это технология продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором    имеет   ведущее   значение   и   способствует Н.Светловской, формированию УУД, о которых говорится в новых стандартах. Поэтому,   чаще   всего   на   уроках,   я   стараюсь   использовать технологию продуктивного чтения, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Цель  данной   технологии:   формирование   читательской компетенции школьника. Достижение   этой   цели   предполагает   решение   следующих задач: 1.  Формирование   техники   чтения   и   приемов   понимания   и   анализа текста; Одновременное   развитие   интереса   к   самому   процессу   чтения, потребности читать; 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно­этических   ценностей;   формирование   эстетического вкуса; 3.   Развитие   устной   и   письменной   речи,   овладение   речевой   и коммуникативной   культурой;   развитие   творческих   способностей детей; 4.   Приобщение   к   литературе   как   искусству   слова   и   практическое ознакомление с теоретико­литературными понятиями. Вторая   и   четвёртая   задача   решается   в   основном   на   уроках литературы, внеурочной деятельности, первая и третья решаются на всех   уроках   без   исключения.   Дело   в   том,   что   на   таких   уроках используются не только, вернее не столько художественные тексты, а учащимся предлагаются учебные тексты.   Такие тексты становятся для   детей   средством   для   осуществления   различных   мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде   выполненных   заданий,   составленных   учеником   собственных конструкций.   Техника   чтения   таких   текстов   называется   активно­ продуктивной.  Главное её преимущество – активная позиция ученика к   содержанию   текста.   Именно   она   помогает   добиться   наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, делает так, чтобы за   минимум   отведённого   времени   можно   было   добиться   наиболее эффективного результата. Например,   на   уроках   русского   языка   тема   «Определение   имени существительного». Фрагмент урока. 1. Наблюдение за именами существительными. 1) – Что такое имя существительное? а)   –   Как   вы   думаете,   почему   слова­предметы   называются   именами существительными? Прочитайте, как это объясняет учёный­лингвист Лев Успенский (упр. 211). ­ На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название? Используйте при ответе слова, фразы из текста. (Существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее). б) Упр. 212 – развивается умение вычленять главную информацию из учебно­научного текста о признаках существительного как части речи. – Сколько в тексте частей? Как определили? (Два абзаца. Две части.) – Какая главная мысль передана в 1­м абзаце? – О чём говорится во 2­м? в) Обобщающая беседа. На основе вопросов после упр. 212 ученики рассказывают, что они узнали об имени существительном. . Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения 1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего  чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной  направленности текста, выделение его героев по названию  произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей  тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной,  мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности  учащихся к работе. Главная   задача   взрослого   –   вызвать   у   ребёнка   желание, мотивацию прочитать книгу. Пример. 1. Работа с текстом до чтения. –   Как   называется   произведение?   Кто   его   герои?   (Дети предполагают по иллюстрации.)  ­ Где будут происходить события? Как догадались? – А какой след в лесу может оставить человек? – По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки? II этап. Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение­слушание, или  комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с  особенностями текста, возрастными и индивидуальными  возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации  первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор  учителя).  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с  содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Пример. II. Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение текста (вслух, комбинированное). По ходу чтения 1­й части ведем диалог с автором.  Борис Емельянов ИГРА (из книги «Рассказы о Гайдаре») 1 Слава приходит к человеку по­разному. (Что это значит –  «приходит слава»? ….То есть известным, знаменитым человек  может стать по­разному.) Много книг написал Аркадий Гайдар,  но и сам он не знал – хорошей или плохой получилась книга о  Тимуре. Когда повесть стала печататься в «Пионерской правде»,  Гайдар уехал из Москвы. (Как вы думаете почему?) Он устал.  (Вот ответ на наш вопрос.) Ему хотелось отдыхать: лежать,  гулять, ни о чём не думать.  2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его  отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором  через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному,  выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Пример. Вопросы после чтения 1­й части: – Как вы думаете, как будут дальше развиваться события? – Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару? 3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих  вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам  текста. Пример. Выявление первичного восприятия. – Что вас удивило в этом рассказе? – Что показалось самым интересным? 4.Выразительное чтение. Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста. III этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения  с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Пример. Повторное выборочное чтение, составление цитатного плана  рассказа. Задание: найти и прочитать в каждой части рассказа эпизоды,  которые совпадают с текстом книги «Тимур и его команда». По ходу чтения составляем цитатный план (тетрадь, задание 1, с. 8). План. 1) «А тебе приношение делаю за добро, за указку». 2) «Игра начиналась всерьёз, игра становилась жизнью». 3) «Мы тимуровцы. Мы делаем своё дело». Обобщающая беседа. а) Перечитайте 2­е предложение рассказа. Так плохой или хорошей  получилась книга о Тимуре? б) Почему свой рассказ Б. Емельянов назвал «Игра»? Ответ  содержится в тексте. («Игра начиналась всерьёз, игра становилась  жизнью». Писатель придумал для ребят игру «в хороших людей»,  которая на самом деле была настоящим делом – нужным,  полезным…) в) «Слава приходит к человеку по­разному». Как же она пришла к  писателю А. Гайдару? (В виде благодарности от людей, которым  помогали тимуровцы.) г) Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское  движение? д) Почему рассказ «Игра» включён именно в этот раздел учебника? 2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности  писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными  источниками. Пример. – Каким человеком вам представляется автор рассказа? О Борисе Емельянове. Есть точная и умная русская пословица: «Скажи мне, кто твой  друг, – и я скажу, кто ты!» Автор этой книги Б. Емельянов был одним из лучших друзей  Аркадия Гайдара, а Гайдар мог поверять свои творческие замыслы,  делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком  добрым, благородным, мужественным. Таков и есть Борис  Александрович Емельянов. Вот как писал о нём  С.Михалков: «...Емельянов подарил и вам, дорогие ребята, и всем  нам чудесные рассказы, проникнутые глубочайшим уважением к  литературному и гражданскому, к творческому и фронтовому  подвигу Гайдара». 3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла  заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением. Пример. – Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (С. 69.) А  при чём здесь коза? 4.Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу  читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение,  осмысление содержания, художественной формы). Пример. А)  В. Бианки «По следам» а) игра «Внимательный читатель» (работа в парах) ­ В лесу отец Егорки увидит много следов, отгадайте их и назовите  этого зверя.               Задание: Чьи это следы? (подписать). Доказать словами  текста. 1. 3. 2. 4. Учитель загадывает загадки, которые помогают учащимся сделать  выбор. Б) Задание 2 Исправь деформированный текст. (работа в парах) 1ч. 1. Скучно Егорке целый день за компьютером сидеть.(В избе ) 2. Загорелось Егорке­ сейчас в магазин бежать! (В лес) 3. Отец знает: «Айфон» для Егорки­ первая вещь на свете.  (Бердана) Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не   только   к   будущему,   но   и   воспитывается   жизнью,   он   учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном   обществе.   Перед   учителем   стоит   огромная   задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра». Литература. Журнал «Начальная школа плюс До и после.» Сайт «Школа 2100» Методическое пособие. Уроки литературного чтения по учебнику «В одном счастливом детстве». Литературное   чтение.   Учебник   3   класс.   В   одном   счастливом детстве. Бородин «Учим читать» Сметанникова Н.Н. «Подходы и модели обучения чтению и письму» (грамотности)

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"

Презентация "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019