Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь — особый дом, посвященный Богу. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.
Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь — особый дом, посвященный Богу. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.
Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.
«Церкви и часовни Казанского
района»
Выполнила ученица 2 «А» класса
Фалькова Арина
Руководитель учитель начальных классов
Черенцева Лариса Анатольевна
Цель исследовательской работы – изучить
историческое прошлое и сегодняшний день храмов
Казанского района и показать историческую
значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Найти сведения о возникновении и строительстве
православных церквей и часовень в Казанском районе.
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней
рассматривается тема изучения наших духовных и
исторических корней.
Новизна исследовательской работы заключается в том,
что предметом исследования избрана фактически
малоизученная тема.
Чудеса света есть в каждом месте ,
главное
найти и раскрыть глаза на их красоту ,
великую историю , значимость.
На нашей Казанской земле тоже есть
чудесные места. Высокие , с великой
свои
историй
и все
часовни и церкви. Каждая часовня , как
архитектурные постройки , были
построены с
большим вложением сил ,
старательности,
бережливости и конечно же любви .
Мы живем в провинции, а она глубока и значима для православных людей, потому что именно в таких
местах создавались великолепные храмы, часовни, церкви. Не зря говорят, что основные высоты
русской
культуры связаны с православием
Каждый закрытый, сожженный храм - это хаос в душе человека. В период Советской власти
священники подвергались гонениям, а храмы уничтожались. Сейчас русский народ снова обратился к
вере, поэтому меня интересует данная тема, особенно история церквей и храмов в нашем Казанском
районе.
Дом Божий… Так называют христиане
храм или церковь — особый дом,
посвященный Богу. Церковь обычно
ставили на возвышенном месте,
чтобы отовсюду она была видна,
чтобы далеко-далеко разносился
звон ее колоколов.
Архитектуру часто называют музыкой
в камне или застывшей музыкой.
Возможно, эти слова возникли
именно тогда, когда человек глядел
на прекрасный, величественный
храм.
Знание и вера — тайны нашего внутреннего
мира, нашей души, где рядом уживаются
счастье и горе, доброта и жестокость, любовь и
ненависть. И еще — вера и надежда, которые
не покидают человека в самые трудные и даже
безнадежные мгновения жизни.
Вера — спутник человека от первого мгновения
жизни до конца. Она освящает рождение,
любовь, добрые дела и вместе с
родственниками оплакивает смерть.
Без веры немыслимы нравственное развитие,
укрепление сил добра в борьбе со злом, победа
совести над бессовестностью, любовь к своей
родине и ее защита. Но любовь к Родине
невозможна без любви к родине малой, без
знания ее истории, развития. Поэтому данная
работа — дань уважения моему родному краю.
Церковь Рождества Христова
с. Афонькино
• Церковь Рождества Христова
была заложена на средства
прихожан в 1870 году «по
плану и фасаду», выданному
Тобольской духовной
консисторией, окончена в 1880
году.
• Первые настоятель – о. Иаков
Карпов, впоследствии здесь же
служил его сын о. Гавриил
Карпов. Он был арестован в
1937 году. Церковь закрыли и
устроили в ней сначала
зерносклад, а потом – пекарню.
В 1960-х разобрали
колокольню. С 1980-х здание
стоит разоренным.
В 2003 году церковь была закрыта крышей, рядом с церковью поставлен крест.
Общине было выделено помещение для совершения богослужений в здании рядом с
церковью. Назначена староста — Винярских Нина Васильевна. В настоящее время в
церкви совершаются молебны на Рождество Христово и Пасху священником из села
Казанское. В 2004 г устроены кровля и купол.
Храм во имя пророка Илии
с. Ильинка
Храм во имя пророка Илии
в селе Ильинка,
Тюменской области, была
возведена на месте
деревянной ветхой
церквушки. К нашему
времени сохранилось
прошение о разрешении
постройки новой церкви,
датируемое 1 сентябрем
1796 года.
Строительство церкви
было закончено после
войны 1812 года.
В тридцатых годах прошлого столетия церковь чудом уцелела после
коммунистического вандализма, ее священнослужители были репрессированы.
Однако жители смогли добиться открытия прихода во время войны. В 1961 году
церковь вновь закрыли, ее имущество было описано и изъято, а помещения
использовались под хозяйственные нужды.
Церковь закрыта в 1935 году и использовалась как зерносклад. 7 июня 1944 года
постановлением Омского облисполкома было удовлетворено ходатайство верующих
об открытии храма
В 1960 году храм повторно закрыт. Использовался как зерносклад, школьные
мастерские и под другие нужды. В конце 1970-х – начале 1980-х здание пустовало и
разорялось, – была разрушена и каменная ограда.
В 1978 г. директор совхоза «Ильинский» заказал проект реставрации храма,
который начал осуществляться только в 1985 году директором В.А.Абрамовым. В
здании разместился краеведческий музей. В 1990 г. церковь передали
верующим.
В июле 1996 г. проведен большой ремонт, в результате которого был убран
потолок в купольной части храма.
Основные затраты взял на себя предприниматель Г.Б. Вашакидзе. После ремонта храм
был вновь освящен. Архиепископ Димитрий подарил для звонницы 5 колоколов. В 2001 г.
настоятелем назначен иерей Евгений Пуртов (до 2007 г.). В настоящее время приход
окормляется духовенством с. Казанское.
В конце 20 столетия храм начали реконструировать и восстановлять. 1996 год стал
юбилейным: прихожане церкви отпраздновали двухсотлетие церкви во имя пророка Илии.
Храм в честь Святителя Николая Чудотворца
О первом храме в селе Казанском
почти ничего неизвестно, хотя он
был снесен в 50-60-х годах
прошлого века. Известно только,
что в конце XIX века был построен
деревянный храм во имя
Святителя Николая Чудотворца, а
в 1810 году на месте деревянного
был возведен каменный храм.
Годом духовного
возрождения для села
Казанского стал 2000-й
год. Верующие не
оставляли мечты о
строительстве
православного храма. По
просьбе христиан в
районной газете «Наша
жизнь» была напечатана
статья Нины Никулиной
«Церкви – быть!».
Православная община в
Казанском создавалась с
большим трудом.
Верующих было много, но
не было желающих стать
старостой прихода,
который бы взял на себя
труды по организации
прихода и строительству
храма.
И только 23 декабря 2000 года, в очередной
приезд настоятеля Свято-Никольской церкви
города Ишима иерея Михаила (Денисова),
после Богослужения в Доме культуры было
проведено собрание православных жителей
села. Но лишь третий сход смог завершить
начатое еще в начале года дело: образовать
общину с избранием приходного старосты и
Совета.
После образования общины районной
Администрацией была удовлетворена просьба
верующих о передаче приходу здания в центре
села Казанского, в котором раньше находилось
общество охотников. Прихожане были рады и
этому уголку, хотя здание было ветхим и
требовало капитального ремонта.
В сельском храме
стала быстро
налаживаться
церковная жизнь.
Долго и тщательно
готовился Совет
общины к празднику
Крещения Господня,
вернее, к Великому
освящению воды в
реке Алабуга.
Впервые за многие
десятилетия
состоялось
водосвятие. Оно
помнится казанцем
до сих пор.
При приходе
Казанской иконы
Божией Матери с
2008 года
действует
Воскресная школа.
Первый
преподаватель
Воскресной школы
– Рыбина Татьяна
Валентиновна. В
настоящее время в
трех классах школы
обучается около 30
детей.
22 мая, на
празднование памяти
святителя Николая,
после Божественной
литургии в храме
Казанской иконы
Божией Матери иерей
Евгений сообщил
присутствующим, что
прежде
существовавший храм
в селе Казанском был
освящен в честь
Святителя Николая,
поэтому и новый храм
будет освящен в
честь этого святого.
Весной 2008 года по
благословению
Владыки Димитрия
начался сбор
средств на
колокола.
Собирали всем
миром. 19 декабря
2008 года
колокола были
освящены и 27
декабря
установлены на
колокольню.
К сожалению, летом
финансирование храма
приостановилось. В августе
2009 года село Казанское
посетил Губернатор
Тюменской области В.В.
Якушев, к которому
обратился Глава Казанского
района И.В. Денисов с
просьбой о продолжении
строительства храма.
Просьба была удовлетворена.
Строительство храма во имя
Святителя Николая
завершено осенью 2010 года.
С 4 ноября 2010 года в нем
совершаются Богослужения
по благословению Правящего
Архиерея
Церковь Димитрия Солунского Мироточивого с. Дубынка
Каменная
однопрестольная
церковь во имя св.
Димитрия
Мироточивого
(Солунского)
построена в 1849-1857
гг. В советское время
закрыта и частично
разобрана
(уничтожена
колокольня, алтарная
апсида, купол).
Передана верующим в
1990-х гг.
Жизнь православной общины в селе стала возрождаться в 1999 году иереем
Сергием Глухаревым. К 25 января 2000 года церковь была побелена, вставлены и
утеплены окна, проведено электричество, для обогрева установлены две печки.
Иерей Сергий проводил первое Богослужение.
. С 2008 года приход окормляется иереем Вадимом Овчинниковым.
Часовня в честь Святой Троицы в селе Гагарье
Построена трудами
депутата
Тюменской
областной думы
В.В. Завьялова и
директора
агрофирмы
"Маяк" В.Л.
Ташланова.
3 июля 2004 года в
часовне был
отслужен первый
водосвятный
молебен.
Часовня окормляется священником прихода в честь Казанской иконы Божией
Матери. В часовне совершается Литургия и молебны, Таинство Крещения. Каждый
год в праздник Святой Троицы совершается паломничество из райцентра
Казанского в с. Гагарье.
Часовня в честь святого праведного иоанна Кронштадского с.
Чирки
16 февраля 2014 года епископ
Ишимский и Аромашевский
Тихон благословил
наименовать храм-часовню в
селе Чирки Казанского
района в честь святого
праведного Иоанна
Кронштадского (день памяти
его совершается 2 января).
Любимым делом этого святого
пастыря было совершать
Литургию. И вот 29 марта в
селе Чирки состоялась первая
Божественная Литургия.
На богослужении
присутствовало
небольшое
количество
прихожан, но
слова Христовы
остаются
непреложны:
«Где двое или
трое собраны во
имя Мое, там Я
посреди их». Тем
временем за
суетой и заботой
жизни многие
жители Чирков и
не заметили, что
Сам Христос
посетил их село.
Андреевская часовня в с. Огнево
Часовня в честь
апостола Андрея
была открыта в селе
Огнево в 2013 году.
Часовня находится в
центре села, рядом
с домом культуры и
школой, образуя
вместе с ними
сосредоточие и очаг
жизни в селе.
Конечно, традиция
праздновать престольные
праздники для этого села
очень нова, и со временем,
надо думать, приживётся.
Вырастут девочки,
посещающие службы,
приведут в храм на
Причастие своих деток.
Родятся в селе новые
Андрейки, обогатят и
прославят село… И кто
знает, быть может, один из
них станет священником, и
так как уже маленькая
часовня не вместит всех
желающих причаститься на
службе, он возьмётся за
труды по возведению
большого храма? А вот
такой закон жизни, Пока
возносится молитва – живёт
и растёт село.
Высоко ценил
подвиг святого
Андрея
российский
император Пётр
Первый, он
учинил орден
Андрея
Первозванного с
девизом «За
веру и
верность», на
российских
кораблях до сих
пор гордо реет
сине-белый
Андреевский
флаг.
Часовня в честь равноапостольной княгини Ольги с. Грачи
Состоялось открытие часовни в
честь равноапостольной
княгини Ольги. Она правила
Киевской Русью с 945 по 962
годы. Ольга первая из русских
правителей приняла
христианство ещё до
крещения Руси.
Каменное красивое строение с
кованой изгородью и уютное
внутри возвела на свои
средства местная жительница
предприниматель Ольга
Александровна Еньшина.
Много добрых слов в её адрес
звучало в тот день.
Освящение новой часовни и
первое богослужение в ней
провёл настоятель
Казанского храма в честь
Святителя Николая
Чудотворца иерей Вадим
Овчинников.
Грачёвцы связывают
строительство часовни с
возрождением их деревни.
Как сказала О.А. Еньшина,
«это не только моё детище,
это достояние всех моих
земляков». Теперь они
смогут прийти сюда, чтобы
помолиться, поставить
свечи за здравие и упокой,
отпеть умерших.
Кстати, жители
деревни приняли
активное участие в
обустройстве
часовни. На общие,
собранные всем
миром деньги они
купили иконы. Кто-
то подарил новый
ковёр, кто-то –
ажурные накидки,
кто-то смастерил
лавочки. И в день
открытия часовни
жители приносили
в дар из дому или
купленные иконы.
Стояла церковь на пригорке,
Как страж порядка и добра,
Блестели купола на зорьке,
Резвилась всюду детвора.
Бывало, в праздник, день
престольный,
Здесь люду было – всех не счесть.
Народ съезжался хлебосольный,
Всегда имел он совесть, честь.
И колокольный звон далёко
За много вёрст было слыхать.
Душа российская широка –
Умеет жить, любить, пахать!
Но времена пришли лихие,
Антихрист выполз, как змея…
За что страдания такие,
Ответь мне, родина моя?
…
Мимо места святого проходишь,
Сердце ноет, невольно щемит:
Ничего уже, друг, не воротишь –
Здесь бурьян лишь под ветром
шумит…
П.И. Галганов
Крест памяти в Б-Ярках
Почти сто лет тому назад
в Больших Ярках был
разрушен сельский храм в
честь Святой Троицы.
Долгое время место, где
некогда он располагался,
пустовало. Потом участок
земли расчистили и
собирались застраивать, но
благодаря молитвам
верующих и
разъяснительной работе
представителей власти
святое место решили не
трогать, а память о храме
увековечить воздвижением
большого поклонного
креста.
Освещение поклонного креста в селе Большие Ярки произошло
3 мая 2015 года
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы c.Кугаево
Храм Благовещения Пресвятой
Богородицы был возведен в
1803 году на месте
первоначальной деревянной
церкви.
В тридцатые годы прошлого
столетия храм был закрыт,
его кресты снесены, а
священники расстреляны.
Помещения храма
использовались под склад и
производственные цели.
Храм Благовещения
Пресвятой Богородицы в
настоящее время находится в
полуразрушенном состоянии.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большая
Ченчерь
Храм Покрова Божьей Матери оставили наши предки-
ченчерцы в тридцать четвёртом году двадцатого века. В
марте 1970-го, почти сразу после организации здешнего
совхоза, начали ломать церковные купола и перестраивать
крышу под будущую МТМ. Притащили в помещение станки.
«А некуда было больше», – объясняют очевидцы
произошедшего почти полвека назад. «Нас же из
Челюскинцев выпихнули почитай на голое место. Ни машин,
ни тракторов, ни гаражей — приткнуться негде было».
Совсем недавно место, где раньше был храм, опознавалось
лишь по остаткам фундамента и обгорелых брёвен,
ушедших в землю. Рядом всё ещё торчат осыпающиеся
зубья развалин совхозных гаража и котельной – построек
более позднего времени, времени расположившейся в
церковных стенах МТМ. Которая сгорела по неизвестным
причинам в восьмидесятом году.
Конец 1950-х гг. Этот храм уничтожен.
Теперь сакральная площадка заботливо огорожена невысоким заборчиком из штакетника, а посреди
ограждения возвышается деревянный крест. Как оказалось, навёл здесь порядок житель Малой
Ченчери Павел Ильич Галганов. Он уроженец деревни Вознесенка.
огороженную площадку, засадив её деревцами, батюшка
осторожно намекает, чтобы место всё-таки оставили под…
часовню? Или будущий храм? Осталось найти не менее
инициативных ченчерцев, которые могли бы для начала
поставить сруб. А если совсем уж для начала – неплохо бы
возродить в Ченчери православную общину. И совместную
молитвенную жизнь.
в пятидесятых, старый погост распахали и засеяли. Говорят,
председателя вызвали в район, пожурили, на том дело и
кончилось.
Воскресным днём двадцать девятого июня 2014 г. был освящён поклонный крест над Большой
Ченчерью и окрестными весями – теперь оттуда, с пригорка, он освящает жизнь этого восточного
уголка нашего района.
Церковь во имя Вознесения Господня. с. Ново-Александровка
Ново-Александровская
однопрестольная церковь во имя
Вознесения Господня. Привезена
переселенцами из Воронежской
губернии на подводах. Поставлена
прихожанами в 1865 году.
Деревянная, на каменном
фундаменте.
До 1958 г. Церковь сохранялась в
первоначальном виде. Затем, когда
началась антирелигиозная
компания, купола разрушили.
Церковь была приспособлена под
складское помещение.
В 2001г. Церковь решили перевезти в
райцентр и собрать, как когда то
это сделали переселенцы 150 лет
назад. Раскатали по бревнам, а
собрать не смогли.
В октябре 2004г. Раскатанный храм
сожгли, не оставив даже
бревнышка на памятный крест.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Смирное
Смирновская церковь –
деревянная одноэтажная
с одним престолом во
имя Покрова пресвятой
Богородицы. Построена
прихожанами в 1864г. В
том же году в селе
открыт самостоятельный
приход.
В здании бывшей церкви
долгое время была
школа, затем интернат. В
1980г. Ее разобрали.
Заключение
Без прошлого нет
будущего. Изучив
множество источников, я
пришли к выводу, что
для возрождения
духовности
подрастающего
поколения необходимо,
чтобы дети лучше знали
историю своего народа.
Уважение к памятникам
старины, бережное
отношение к вере своих
предков – одна из сторон
нравственной
характеристики
человека. Она позволяет
молодому поколению
ощущать себя
наследниками прошлого
и сознавать свою
ответственность перед
будущим.
В храм зайдите! Не
ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех
Православных наших
Кто в родную землю
других
братьев,
лег…
хватит,
Бог!
Для молитвы неба
Потому что в небе –