Презентация "Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки" является иллюстрированным материалом, которая помогает познакомиться с методом проектов: какая есть типология форм организации проектной деятельности (проектов), даны этапы проектирования: чем нужно заниматься на каждом этапе проектной деятельности, затем этапы исследовательской деятельности. Дана сравнительная характеристика преимущества и недостатков проектной деятельности.Презентация состоит из 32 слайдов. Особое место в презентации уделено итоговому индивидуальному проекту, который выполняют обучающиеся 9-х классов: требования к организации проекта, к содержанию направленности проекта, к результату (продукту проектной деятельности).
Тема:
«Учебно-исследовательская и
проектная деятельность
на уроках музыки»
Авторсоставитель:
Киргизова Любовь Васильевна,
учитель музыки
МБОУ «СШ №35» города
Смоленска
Основные типы
творческих работ учащихся
• Реферативные
• Проектные
• Исследовательские
Тезаурус
(специальная терминология)
• Исследование – процесс поиска новых
знаний, один их видов познавательной
деятельности.
• Учебноисследовательская
деятельность – вид познавательной
деятельности, направленный на
самостоятельное получение новых и
личностнозначимых для конкретного
учащегося знаний с целью получения
образовательного результата.
Исследовательская
деятельность
обучающихся —
деятельность учащихся, связанная
с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи
с заранее неизвестным решением
(в отличие
от практикума, служащего для
иллюстрации тех или иных законов
природы).
Проект (лат. projegtus – брошенный
вперед) – 1) какойлибо замысел и план
(Савенков А.И. Исследовательское
обучение и проектирование в
современном образовании// Школьные
технологии. – 2004. №4),
2) целенаправленное управляемое
изменение, фиксированное во времени
(Поливанова К.Н. Проектная
деятельность школьников. – М.:
Просвещение, 2011).
Проектная деятельность
обучающихся — форма организации
совместной деятельности учителя и
обучающихся, совокупность
приемов и действий в их определенной
последовательности, направленной на
достижение поставленной цели – решение
конкретной проблемы, значимой для
обучающихся и оформленной в виде
конечного продукта. (Примерная основная
образовательная программа
образовательного
учреждения. Основная школа. – М.:
Просвещение, 2011).
Метод проектов
Метод проектов относится к
группе
методов организации и
осуществления
учебно-познавательной
деятельности,
принадлежит к виду проблемного
обучения. Каждый проект
обязательно
требует исследовательской работы
учащихся. Отличительная черта
проектной деятельности - поиск
информации, которая затем будет
обработана, осмыслена и
определёнными
Проект – замысел, план.
Метод - это система приёмов и способов
Овладения
практическими и
Теоретическими знаниями.
Метод проектов
приёмов,
которые
приобретать
и
знания
планирования и
самостоятельного
определённых
практических заданий с обязательным
представлением результатов.
позволяют
- это совокупность
учащимся
умения
в
процессе
выполнения
Участвуя в проектной
деятельности, учащиеся
показывают:
Владение основными
исследовательскими методами.
Компьютерную грамотность.
Умение работать с аудио, видео,
мультимедийной техникой.
Умение применять знания для
решения познавательных задач.
Проектная деятельность на уроках
музыки позволяет:
•Систематизировать
и
углубить
полученные
учащимися знания.
•Обогатить художественные интересы
обучающихся за счёт самостоятельного
поиска новой информации.
•Расширить опыт музыкально – творческой
деятельности.
•Научить школьников применять интернет
–
ресурсы, музыкальные словари для
музыкального самообразования.
Типология форм организации
проектной деятельности
(проектов)
По видам проектов:
1.Информационные
(поисковые) проекты –
направлены на добывание
информации, её анализ и
обобщение.
2. Исследовательские –
предполагают аргументацию
актуальности взятой для
исследования
темы,
формулирование
проблемы
исследования,
выдвижение
гипотезы решения обозначенной
проблемы с последующей её
проверкой.
полученных
результатов.
3. Творческие - подразумевают
разработку и представление
творческого продукта.
Обсуждение
содержанием
4. Ролевые, игровые - участники
таких проектов принимают на себя
роли,
определенные
обусловленные
характером
проекта.
5. Прикладные (практико -
ориентированные) – результат
деятельности
обязательно
ориентирован
интересы самих учащихся.
6. Социальные
7. Инновационные
учащихся
и
на
социальные
По основным видам деятель
ности детей при работе над
проектами:
• исследовательский,
• информационный,
• социальный,
• игровой,
• творческий.
По результату:
Проекты, нацеленные на разработку и
создание изделий.
Проекты, нацеленные на создание
информационной продукции.
Проекты, нацеленные на проведение
мероприятий.
Проекты, нацеленные на решение
проблем.
Проекты, нацеленные на
самостоятельное
обучение (учебные проекты).
Исследовательские проекты.
Социальные проекты.
По содержанию:
монопредметные проект в рамках
одного учебного предмета (урочная
деятельность)
межпредметные проекты,
объединяющие от двух и больше
предметных областей (внеурочная
деятельность)
метапредметные внепредметный
проект, выполняется на стыках
областей знаний, выходит за рамки
школьных предметов.
По количеству участников
:
индивидуальный,
парный,
малогрупповой (до 5 человек),
групповой (до 15 человек),
коллективный (класс и более в
рамках школы),
муниципальный, городской,
всероссийский, международный,
сетевой
По длительности
(продолжительности) проек
та
Мини-проекты укладываются в один
урок.
Краткосрочные проекты по музыке
занимают 3-6 уроков.
Недельные проекты выполняются в
группах, работа идёт под руководством
учителя, на их
выполнение требуется 30-40 учебных
часов,
возможно сочетание классных форм
работы с внеклассными.
Многолетние проекты.
По дидактической цели
:
Ознакомление обучающихся с
методами и технологиями проектной
деятельности.
Обеспечение индивидуализации и
дифференциации обучения.
Поддержка мотивации в обучении.
Реализация потенциала личности.
Этапы проектирования
Подготовительный этап.
o постановка проблемы –
обоснование
актуальности заявленного проекта;
o конкретизация проблемы;
o определение задач проекта,
доступных и оптимальных ресурсов
деятельности;
o выдвижение гипотез решения
проблемы;
o определение критериев
результативности;
o прогнозирование последствий.
2. Выполнение
(реализация проекта)
o разработка плана выполнения
проекта;
o подбор способов решения,
методов,
ресурсов, четкое определение
временных границ;
o реализация плана, при
необходимости – его корректировка:
o сбор и обработка информации,
фиксация полученный сведений;
o анализ, сравнение, обобщение
полученных данных.
3. Этап подготовки
итогового продукта
o обсуждение способов
оформления
конечных результатов;
o подведение итогов, оформление
результатов;
o представление проекта;
o оценка эффективности и
результативности – общая оценка
достигнутого результата, его
сравнение с первоначальным
замыслом;
o оценка собственных достижений.
Этапы исследовательской
деятельности
1. Подготовка к проведению
исследования
o. определить на материале какой
науки будет проведено
исследование;
o. актуализация проблемы;
o. постановка цели исследования;
o. выработка гипотезы;
o. выбор методов и методик
исследования;
o. определение
последовательности
действий для проведения
2. Проведение исследования
o сбор и обработка информации
(проведение эксперимента), фиксация
полученных сведений;
o анализ, сравнение, обобщение
полученных данных (придать
собранным сведениям нужную
структуру);
o соотнесение гипотезы с полученными
выводами.
3. Оформление результатов
исследования
o подготовка и защита результатов
(сообщение, доклад, макет);
o оценка собственных достижений
(Чему я научился? Что у меня
получилось хорошо и почему? Что у
меня не получилось (получилось
плохо) и почему? Что я должен
сделать, чтобы у меня все
получилось?).
Недостатки
Проектная деятельность
Преимущества
Высокая
мотивация,
заинтересованно
сть детей, связь
полученных
знаний с
реальной
жизнью,
развитие
научной
пытливости,
самоконтроль.
Большие
затраты
времени на
достижение
запроектированн
ых целей,
невозможность
уложить все
требуемые
учебные знания
в проект.
Итоговый индивидуальный
проект
представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках
одного
или нескольких учебных предметов с
целью
продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и
методов избранных областей знаний
и/или
видов деятельности и способствовать
проектировать и осуществлять
результативную деятельность (учебно-
познавательную,
конструкторскую, социальную,
Требования к организации
проектной деятельности
включают положения о том,
что
обучающиеся сами выбирают
как
тему проекта, так и
руководителя
проекта; тема должна быть
утверждена методическим
советом школы; план
реализации проекта
разрабатывается
Требования к содержанию и
направленности проекта
предполагают, что результат проектной
деятельности обязательно должен
иметь практическую направленность, и
определяют:
а) возможные типы работ и формы их
представления;
б) состав материалов, которые должны
быть подготовлены по завершении
проекта для его защиты.
Результат (продукт)
проектной деятельности
a)письменная работа;
b)художественная
творческая
работа;
c)материальный объект,
макет, иное
конструкторское изделие;
d)отчетные материалы по
социальному проекту.
Состав материалов
1) выносимый на защиту продукт
проектной деятельности;
2) подготовленная обучающимся
краткая пояснительная записка к
проекту с указанием для всех
проектов: а) исходного замысла, цели
и назначения проекта; б) краткого
описания хода выполнения проекта и
полученных результатов; в) списка
использованных источников.
3) краткий отзыв руководителя.
Критерии индивидуального
проекта
1. Способность к
самостоятельному
приобретению знаний и
решению проблем.
2. Сформированность
предметных
знаний и способов действий.
3. Сформированность
регулятивных действий.
4. Сформированность
коммуникативных действий.