В современном обществе растет интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека.
В связи с этим активизировалось внимание к проблеме всестороннего развития человека, которое невозможно без умственного прогресса.
Именно школе отводится первоочередная роль в закладывании основ самостоятельно думающего гражданина, стремящегося к открытию нового, желающего проникнуть в самые сокровенные тайны бытия.
Любой учитель стремится вырастить интересные, грамотные, любознательные личности. Поэтому старается сделать свою работу увлекательной и нестандартной, применяя много занимательных моментов, используя исторические факты, необычные приемы подхода к теме.
Общаясь с педагогом вне урока, ребенок раскрепощается и по-другому воспринимает сказанное. Именно использование внеурочной деятельности дает возможность обыграть любой материал, показать тему с неожиданной стороны, подробнее и не торопясь рассмотреть ее тайные моменты, дать возможность ребенку самому поучаствовать в тематическом диспуте или в исследовательской работе.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и ответственности, искренности и открытости в реальной жизни, интереса к совместным мероприятиям.
Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
повышать качество обучения школьников;
развивать устойчивый интерес к математике;
расширять и углублять знания по математике;
развивать у учащихся способности самостоятельного мышления;
развивать умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели, добиваться результата, оценивать проделанную работу;
создавать условия для реализации приобретенных знаний.
Благотворно на весь учебный процесс влияют принципы внеурочной деятельности:
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
развитие умения учиться, самостоятельно думать;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Имея математическую направленность, внеурочная работа прививает интерес к предмету, расширяет кругозор, развивает обще интеллектуальные, творческие и познавательные способности.
Ребенок на таких мероприятиях чувствует себя более раскованно, чем на уроке; не боится рассуждать, пробовать, экспериментировать.
Рассматривая ту или иную задачу можно неторопливо и вдумчиво высказать свою гипотезу, выслушать и обсудить мнения других учащихся.
В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок учится выделять непригодный способ решения проблемы, логически подтверждая свой выбор.
Пример деловой игры
«Производственное совещание» на тему «Проценты».
Здесь прослеживается тесная связь математики с экологией и медициной.
Учащиеся учатся четко и масштабно высказывать свои доводы в защиту животных и растений.
При этом развивается их речь и мировоззрение, формируются элементы культуры общения, приобретаются навыки совместной деятельности, растет интерес к изучению охраны природы и улучшению окружающей среды.
Конечно, не обойтись на такой игре без математических расчетов.
И пусть сильный ученик предложит ход решения задачи, зато слабый может проявить свои знания о заповедниках или интересно рассказать о жизни животного.
Игровые моменты помогают использовать различные математические приемы, которые уже были изучены ранее.
Важно побуждать учащихся самостоятельно выбирать нужное мыслительное действие к решению данного вопроса.
Мы приучаем не просто слушать и запоминать, а обдумывать ход решения, устанавливать взаимосвязи, составлять мысленно схемы и действовать по ним.
Ребенок видит то, что он может использовать полученные знания в реальной жизни.
И это его всегда очень радует!
Не упускаю возможности даже в пришкольном лагере постоянно проводить логические конкурсы, математические фокусы, викторины и загадки на развитие памяти и внимания, мышления и интуиции.
Ответы всегда прячу в черном ящике, шкатулке или комнате, что придаёт загадочность и повышает интерес.
А как счастлив ребёнок, который первым сумел найти верный путь к поставленному вопросу!
Решая нестандартные задачи, фантазируя, дети, которые хорошо успевают, еще в большей степени могут развивать свои умственные способности, а слабоуспевающие – учатся управлять своими действиями, учатся планировать, искать пути решения и ответы на поставленный вопрос.
Здесь важно чаще хвалить и тех и других за правильный ход рассуждения, за поиск нужного пути, подбадривать и радоваться вместе с каждым ребенком их успехами.
Педагогу важно умело построить свою деятельность так, чтобы каждый ребенок почувствовал уверенность в своих силах. Разными способами управлять ситуацией, сглаживать острые углы, подбирать каждому нужное слово, быть доброжелательными.
Никакой, даже самый слабый ученик не должен чувствовать себя беспомощным, не подвергаться насмешкам одноклассников и упрекам взрослого.
Именно мастерству и такту учителя здесь отводится главная роль. Изучение математики, как и любого другого предмета должно приносить радость и удовлетворение.
Имея больше возможностей в индивидуальном подходе во внеурочной работе, учитель приучает ребенка излагать свою мысль кратко, последовательно и полноценно, развивает умение систематизировать отдельные факты.
Все эти качества пригодятся каждому ребенку во взрослой жизни, неважно какую профессию он изберет.
И пусть многое забудется и не используется, но останется умение рассуждать, объяснять и доказывать не только другим, но и самому себе какие-то истины.
Главное, ребенок во взрослой жизни сможет делать это самостоятельно!
Дорогие УЧИТЕЛЯ!
Хочу Вам нежно пожелать
Здоровья, радости и счастья!
Чтобы минули Вас ненастья,
В душе лишь были мир и благодать!
Пусть иногда задуманное не сбывалось,
Но Вы всегда полны надежд,
идей и оптимизма!
Благодаря таким, как Вы
Жива Россия, славится Отчизна!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.