Данная учебная презентация по русскому языку предлагает учителю и учащимся подобранный и детально классифицированный материал (теоретический с приведением примеров) по одной из программных тем - "Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях" для классной и внеклассной работы по изучению очередного раздела школьной программы.Первый слайд.
Взаимодействие знаков
Презентация
препинания
в сложных конструкциях
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русского языка
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
В разных частях
сложных синтаксических
конструкций по условиям
контекста могут оказаться
два двоеточия ,
двоеточие и тире .
При расстановке
этих знаков учитываются
их смысловая значимость
их возможная замена,
которая создает условия
для передачи
смысловых оттенков
и
и
для вариантного
употребления
знаков.
Если несколько частей сложного
предложения последовательно
связаны значениями причины,
пояснения (возможна подстановка
союзов потому что, а именно ),
то, вопреки общему правилу (и в том
и в другом случае правила предусмат
Правило № 1
ривают постановку двоеточия),
возможна замена одного из двоеточи
й знаком тире для передачи разных
оттенков значения.
лучшее в детстве и всегда казалось: из
всех людей на свете нет лучше и
нет роднее Гуська (М. Пришвин).
– Было жалко Алпатову Гуська: с
этим стариком связывалось всё
лучшее в детстве и всегда казалось – из
всех людей на свете нет лучше и нет
Сравнить примеры:
Было жалко Алпатову Гуська: с
этим стариком связывалось всё
роднее Гуська.
(двоеточие указывает на основное
членение предложения, а тире является
внутренним знаком).
Фрол хорошо знал Степана. Случилось
так, как он, наверно, ждал: нервы Степана
напряглись до предела, он не выдержал:
заслышав шаги казака, стремительно
вышагнул навстречу ему (В. Шукшин).
внутренним знаком).
– …Случилось так, как он, наверно, ждал:
нервы Степана напряглись до предела, он
не выдержал – заслышав шаги казака,
стремительно вышагнул навстречу ему
(двоеточие указывает на основное
членение предложения, а тире является
Правило № 2
. Если в разных частях
сложного предложения
употребляются знаки
двоеточие и тире,
то при желании изменить
смысловые акценты
между частями возможно
поменять местами эти знаки.
Сравнить:
Вечером я зажигаю его [фонарь] и даже
читаю в палатке, но читаю обыкновенно не
долго – на Прорве слишком много
помех: то за соседним кустом начнет
кричать коростель, то с пушечным гулом у
дарит пудовая рыба, то оглушительно
выстрелит в костре ивовый прут
обыкновенно недолго: на Прорве слишко
м много помех – то за соседним кустом
начнет кричать коростель, то…
– Вечером я зажигаю его и даже читаю в
(К. Паустовский).
палатке, но читаю
Однако
по условиям контекста
взаимозаменяемость знаков
не всегда возможна.
Взаимозаменяемость двоеточия и тире
невозможна, когда связь между основным
и частями сложной конструкции
подчинительная (вторая часть поясняет
первую часть):
В бывших соляных складах теперь
ревниво поддерживается нужная
температура: интеллектуальные
машины капризны – отзываются на
малейшее охлаждение и потепление
(В. Тендряков) – тире стоит между частями
предложения, тесно связанными по
смыслу (речь идет об одном предмете:
машины капризны и машины отзываются).
Двоеточие же членит всю
сложную конструкцию на две
части.
Сравнить:
В бывших соляных складах
теперь ревниво поддерживается
нужная температура:
интеллектуальные машины
капризны, так как (и потому )
отзываются на малейшее
охлаждение и потепление .
Если же связь между основными
частями сложной конструкции
взаимозаменяемость двоеточия
и тире возможна.
сочинительная, а
взаимоотношения внутри одной
из частей допускают варианты в
их осмыслении, то
Сравнить:
Сколько времени у нас проходит
между последним клочком снега в
лесу и тем днем замечательным,
когда из шоколадного цвета
напряженных березовых почек
выглянут зеленые подкрыльники, и
кажется тогда – почки эти, как
жучки: поднимутся и вдруг все
улетят (М. Пришвин). – …и кажется
тогда: почки эти, как жучки, –
поднимутся и вдруг все улетят .
Если в предложении
употребляется несколько тире,
то необходимо учитывать
функцию каждого из знаков
.
Тире может повторяться только в
равнозначной позиции:
а) при усилении значения каждого из
перечисляющихся членов:
Памятник свободе – неволе – стихии –
судьбе и конечной победе
гения: Пушкину, восставшему из
цепей (М. Цветаева);
б) при параллелизме строения частей с
ложного предложения:
Но в радости моей – всегда тоска, в тоске
всегда – таинственная сладость! (И.Бунин)
Нежелательно (даже при авторском
употреблении) повторение знака тире,
когда знаки ставятся на разном
основании:
– А это – грот, – поясняет Володя,
глядя себе под ноги, – тоже наш грот, зде
сь все наше, – хочешь, полезем!
(М. Цветаева) –
здесь первое тире стоит между
подлежащим и сказуемым,
второе и третье –
выделяют авторские слова,
четвертое – в бессоюзном сложном
предложении в составе прямой речи.
Возможны варианты в
расстановке знаков при
использовании
точки с запятой и тире ,
точки с запятой и двоеточия .
В каждом конкретном случае
варианты отличаются
смысловыми оттенками.
Сравнить:
Деревья тут валятся, и вода, как
испуганная, бросается в сторону; там она
опять подмывает деревья (М. Пришвин).
– Деревья тут валятся, и вода, как испуган
ная, бросается в сторону – там она опять п
одмывает деревья
(точка с запятой указывает на
равнозначность частей предложения, тире
подчеркивает смысловую зависимость
последней части от предыдущей).
Сравнить:
Вскоре дорога наша определилась, мы
едем по правому высокому берегу реки;
сквозь неодетые лиственные и разные
хвойные деревья виднеется внизу
широкая долина Тоймы (М. Пришвин).
– Мы едем по правому высокому берегу
реки: сквозь <…> деревья виднеется
внизу <…> долина Тоймы
(двоеточие подчеркивает пояснительный
характер последней части предложения).
При сочетании тире с запятой
в середине предложения вначале
ставится запятая
(запятая закрывает впереди стоя
щую конструкцию),
затем тире:
Тропинка отвернула вправо, но он, по совет
у пастушонка,
продолжал идти по скошенному
лугу, пока не натолкнулся на
прясло, огибавшее мужицкие огороды, да
льше пошел задами (Ф.).
При оформлении
вставной конструкции к абзацу
(вставка не включается в состав
предложения) все знаки
препинания, оказавшиеся в конце пре
дложения перед ней,
сохраняются.
Знак конца предложения,
заканчивающий конструкцию,
ставится перед закрывающей
скобкой.
А день взойдет, хоть ты тресни с
досады... (Он опять озабоченно
взглянул на записку и смял ее.)
Признаюсь вам, товарищи, мне не
весело (А. Толстой).
Не зная человека, довериться нельзя,
да еще в таком важном деле.
Согласен? (Рощин кивнул.)
(А. Толстой).
При пунктуационном оформлении
текста.
письменной речи важно
учитывать оптимальные
комбинации знаков препинания в
пределах сложных синтаксически
х конструкций и даже отрезков
Например,
по условиям контекста в одном
сложном предложении могут
оказаться двоеточие и тире.
При выборе знаков препинания и
места их расположения следует
учитывать смысловую
значимость и возможные
взаимные отношения знаков.
И как только заснул увидел сон,
снившийся ему и прежде: по бурому полю,
по высокой стерне идут цепи
красноармейцев (Ш.) –
Например:
в таком предложении, даже при учете
современной тенденции к замене
двоеточия тире в значении разъяснения,
замена эта невозможна, так как внутри
предложения есть тире, и, дважды
употребленное, оно разрушит конструкцию (з
аключенная в тире часть предложения
примет характер вставной конструкции).
Сравнить иной вариант:
И как только заснул, увидел сон,
снившийся ему и прежде, по
бурому полю, по высокой стерне
идут цепи красноармейцев.
В предложении
Тутто я опомнился, и радость моя стала
еще больше: я понял, что свершилось
величайшее открытие в моей жизни мне
нечего бояться себя и своего одиночества
(М.Пришвин)
перед последней частью по правилам
необходимо двоеточие, так как эта часть
имеет разъяснительный смысл (а именно).
Однако
по условиям контекста
двоеточие неудобно, поскольку
впереди уже стоит знак и именно
двоеточие делит все предложение
на две логико смысловые части
(тире оказывается внутренним
знаком).
При дважды употребленном
двоеточии эти отношения будут
затемнены, как, например, в
предложении:
Было жалко Алпатову Гуська: с этим
стариком связывалось все лучшее в
детстве и всегда казалось: из всех
людей на свете нет лучше и нет
роднее Гуська
(М. Пришвин).
Те же неудобства возникают и
при повторных употреблениях
тире, когда они поставлены на
разных основаниях:
А это грот, поясняет Володя,
глядя себе под ноги, тоже наш
грот, здесь все наше, хочешь,
полезем! (М. Цветаева).
Нечеткость
смысловых отношений
между компонентами высказывания
выявляется и в предложении:
Черносиние сосны светлосиняя
луна черносиние тучи – светло
синий столб от луны и по бокам
этого столба такой уж черной
синевы, что ничего не видно, море
(М. Цветаева).
Другое дело,
когда тире употребляется в
равнозначной позиции,
усиливает значение каждого из
перечисляющихся членов:
Памятник свободе неволе стихии –
судьбе и конечной победе гения:
Пушкину, восставшему из цепей
(М. Цветаева),
или
когда тире четко занимает свои
позиции между членами
предложения, подчеркивая
особую значимость парного
сочетания:
У кого из народов такая
любовная героиня: смелая – и
достойная, влюбленная и
непреклонная, ясновидящая и
любящая (М. Цветаева).
При комбинации знаков препинания
часто приходится учитывать общую
«весомость» знаков, их
иерархическую зависимость.
Вот, например, как для выражения
одинакового значения (детальное
описание внешнего вида герой)
используются разные знаки
(двоеточие и тире) с учетом всего
контекста:
Однажды к нему на прием пришел
мужчина необычайно благородного
вида: осанистая фигура, одет строго
черная тройка, университетский
значок на лацкане, черный галстук с
жемчужиной, падающая на плечи
грива седых волос, глянцево
выбритое лицо, белые холеные руки, н
а безымянном пальце массивное
обручальное кольцо и глаза –
крупные, светлокарие, влиятельные, с
покойные (Ард.).
«Борьба» знаков идет не с точки
зрения полного «захвата позиций», а
с точки зрения создания
пунктуационных вариантов.
Это необходимо при сочетании в
контексте схожих ситуаций.
В таком случае четко выражается
иерархия в употреблении знаков:
внутренним знаком становится тире,
основное же членение конструкции
осуществляется традиционным
двоеточием.
Сравнить
то же при причинных отношениях:
В бывших соляных складах
теперь ревниво поддерживается
нужная температура:
интеллектуальные машины
капризны отзываются на
малейшее охлаждение и
потепление (В. Тендряков).
Вопросительный и
восклицательный знаки передают
высшую степень взволнованности и
употребляются чаще всего в речи
персонажей:
Я ли это слышал? я ли дожил до этого пос
леднего бесчестия? (Дост.)
Господи! почему это зол человек? по
чему я так часто бываю зол, когда так
хорошо, так прекрасно быть добрым?
(Дост.)
Конечно, можно бы заметить, что в
доме есть много других занятий,
кроме продолжительных поцелуев и
сюрпризов, и много бы можно
сделать разных запросов.
Зачем, например, глупо и без толку
готовиться на кухне? зачем довольно пуст
о в кладовой? зачем воровка
ключница? зачем нечистоплотны и
пьяницы слуги? зачем вся дворня
спит немилосердным образом и
повесничает всё остальное время? (Г.)
«Веди его! тащи его! сюда его!
силою притащи его!» закричал
дядя, топая ногами (Дост.).
Вот оно, ваше письмо! вот оно! Я рву
это письмо, я плюю на это
письмо! я топчу ногами своими
ваше письмо и исполняю тем
священный долг человечества!
Вот что я делаю, если вы силой
принуждаете меня к объяснениям!
Видите! видите! видите!.. (Дост.)
Для передачи эмоциональной речи
писатели XIXXX вв. использовали
многоточие, вопросительный и
восклицательный знаки в
бессоюзном сложном предложении.
Между частями такого бессоюзного
сложного предложения обычно
перечислительные смысловые
отношения. Названные знаки
препинания различаются
характером передаваемой эмоции.
Многоточие обычно ставится для
передачи замедленности,
прерывистости речи,
се молчали (Т.)
неуверенности в высказываемом:
Не сегодня, прошу вас ... уезжайте
сегодня ... завтра вечером приходите к кал
итке сада, возле озера (Т.).
Его убийца хладнокровно навёл
удар ... спасенья нет... (Л.)
Кузнечик кричал в углу ... дождик
стучал по крыше и скользил по окнам; мы в
Там письма пишутся средь ночи:
опасность ... трепет ... поперёк листа
рука бежит... (Наб.)
Вдруг мне почудилось ... ты,
вероятно, заметил, что глаза анфас
всегда кажутся устремлёнными прямо
на зрителя ... но на этот раз мне,
право, почудилось, что старуха с
укоризной обратила их на меня... (Т.)
Я там буду, я приду ...я клянусь тебе,
что приду... (Т.)
Найти сочетания знаков препинания.
Определить условия употребления знаков, порядок их
расположения.
Первая половина XX века была эпохой невстреч,
что нашло отражение в литературе, особенно в
поэзии. Эта тема возникает почти беспечно у
юной Цветаевой («...за наши негулянья под
луной, за солнце не у нас над головами») и
раскрывается печально и умиротворенно у
поздней Ахматовой («Но в память той невстречи
шиповник посажу»). Она достигает ликующей
трагической мощи в известных ахматовских
стихах: «Сюда принесла я блаженную память
последней невстречи с тобой холодное, чистое,
легкое пламя победы моей над судьбой». Эта же
тема живет в странном названии стихов: «При
непосылке поэмы».
В последнюю четверть нашего века в
жизнь вошла тема старости и тема встречи.
Столетие как бы награждает, врачует тех,
кто уцелел.
Вы когданибудь задумывались, читатель,
над тем, что такое человеческая жизнь?
На этот философский вопрос можно
ответить одной нефилософской строкой:
человеческая жизнь это серия встреч и
невстреч. Именно они формируют Судьбу.
Эпоха наша, в частности,
замечательна тем и это, возможно,
удивит потомков, что установлены
духовные контакты со всеми
выдающимися личностями минувших
веков и разработана оптимальная
стратегия установления контактов с
внеземными цивилизациями, и
оказалось (кто бы подумал!), что это
легче, чем установить контакт
современника с современником...
Однажды в письме ко мне читательинтеллектуал
воодушевленно поведал, что вычитал у Томаса
Манна рассказ о человеке, которому удалось об
щаться и с Гете, и с Львом Толстым.
Мальчиком он говорил с Гете в Веймаре, а через
тридцать три года он был тогда уже учителем Л
ев Толстой побывал на его уроке в школе.
(Толстой совершал поездку по Европе и
особенно интересовался педагогикой...)
Ссылаясь на удивительную емкость жизни этого
человека, читатель высказывал не лишенную
остроумия идею: измерять жизнь человечества
не веками, а человеческими жизнями, живыми
верстами.
Что ж, можно и верстами живыми...
Но мало радости, если от меня до
Сократа всегонавсего двадцать пять
двадцать шесть «живых верст», а от
современника... отделяет лишь
«стометровка», но мертвая,
неодолимая.
(Е. Богат)
Определить смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения.
Указать , где запятая и тире единый знак препинания, а где это
сочетание знаков; в этом случае назовите конструкцию, которая
свернёт паруса (Гум.).
отделяется запятой.
1. Дверь балкона скрипнула, я слышал этот лёгкий скрип
(Бун.). 2. Больше всего поразила меня не радость матери,
а радость сестры, я не чаял такой прелести любви и
такой радости, с которой она, выглянув в окно, кинулась
ко мне на крыльцо (Бун.). 3. Я совсем отвык спать
почеловечески, мне даже странной показалась в ту ночь
большая, покойная и чистая кровать, темнота, тишина и
простор моего номера (Бун.). 4. Ты устанешь и
замедлишь, и на миг прервётся пенье, и уж ты не
сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, тотчас
бешеные волки в кровожадном исступленье в горло
вцепятся зубами, встанут лапами на грудь (Гум.). 5. Пусть
безумствует море и хлещет, гребни волн поднялись в
небеса, ни один пред грозой не трепещет, ни один не
Определить смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения.
Указать , где запятая и тире единый знак препинания, а где это
сочетание знаков; в этом случае назовите конструкцию, которая
1. Встанешь утром, часа в четыре, выйдешь в сад, роса
блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни одног
отделяется запятой.
о облачка... (Ч.) 2.Я пришёл вам сказать, сестра
очень больна (Ч.). 3. Она поняла и поверила мне, это я
видел по её внезапной бледности и по тому, как она
вдруг скрестила на груди руки со страхом и мольбой (Ч.).
4.Входя в столовую, она просто и дружески протянула
мне руку и улыбнулась мне так же приветливо, как и
Иван Иванович, это понравилось мне... (Ч.) 5.Когда я к
ночи приехал на почтовую станцию, то имел вид
человека, которого облепили снегом, облили водой и
сильно высекли, до того я озяб, промок и обалдел от
однообразной дорожной тряски (Ч.). 6. Захотел я, чтобы
барыня меня полюбила, она и полюбит (Ч.). 7. Да я и не
понимал, что происходило во мне, точно туман бродил
в душе (Т.).
Определить смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения.
Указать , где запятая и тире единый знак препинания, а где это
сочетание знаков; в этом случае назовите конструкцию, которая
отделяется запятой.
1. Одна тётка настоящего колдуна призывала, чтоб
отворожить, ничего не действует (А.Н.О.). 2. Не
захотелось платить тем, кому должен был, так за это
вдвое заплатил, кому и вовсе должен не был (А.Н.О.).
3. Ты разве бы не брал взятки, да не умеешь, вот что
надо сказать (А.Н.О.). 4. И опять же не его дело, на
бедность я пришла просить или нет (А.Н.О.). 5. Только
девушки видеть луну выходили походкою статной, он
подхватывал быстро одну, и взмывал, и стремился
обратно (Гум.). 6. Он бросает на меня подозрительный
взгляд, я тоже весь день привлекал к себе его внимание:
всё, мол, чтото сидит, молчит этот не то барчук, не то кто
его знает кто (Бун.).
Написать под диктовку.
Объяснить знаки препинания.
Улица наша шла через весь город. В нашей части
она была пуста, безлюдна, состояла из каменных
купеческих домов, казавшихся необитаемыми.
Зато середина её была очень оживлена, тут к
ней примыкал базар и находилось всё, что
полагается: трактиры, ряды, лучшие магазины,
лучшие гостиницы, между прочим и та, что с
тояла на углу Долгой, «Дворянская», недаром
называвшаяся так: в ней останавливались
только помещики, из окон её подвального этажа
прохожие обоняли сладкий рестораннокухонны
й чад, видели поваров в белых колпаках, в
стеклянную же дверь подъезда широкую
лестницу, устланную красным сукном.
Написать под диктовку.
Объяснить знаки препинания.
Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фо
нарях, тепло освещались витрины магазинов –
разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел
московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки,
тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, в
сумраке уже видно было, как с шипеньем сыпались с
проводов зелёные звёзды, оживлённее спешили по снежным тротуа
рам мутно чернеющие прохожие... Каждый вечер мчал
меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер – от
Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против
него; каждый вечер я возил её обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «М
етрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к
«Яру», в «Стрельну»... Чем всё это должно было кончиться, я
не знал и старался не думать, не додумывать: было
бесполезно так же, как говорить с ней об этом: она раз
навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней
отношения. И всё это без конца держало меня в
неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании и вместе .