Лекция № 1 включает рассмотрение следующих вопросов: Определение понятия «заикание». Распространённость заикания.
Исторические сведения о заболевании, его лечения в России. Причины заикания. Механизмы возникновения заболевания.
Первые признаки заикания. Прогноз успешности коррекции заикания. Осложнения и сопутствующие заболевания. В конце лекции прилагается список литературы.
Заикание лекция 1.pptx
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Заикание
у детей
Лекция № 1
(Определение понятия
«заикания». Общие сведения о
нарушении)
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Лекция № 1:
• Определение понятия «заикание».
Распространённость заикания.
• Исторические сведения о заболевании, его
лечения в России.
• Причины заикания.
• Механизмы возникновения заболевания.
• Первые признаки заикания.
• Прогноз успешности коррекции
заикания.
• Осложнения и сопутствующие заболевания
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Что такое заикание?
Заикание это нарушение речи,
проявляющееся частым повторением или
продлением слогов, звуков и слов. Также могут
отмечаться нерешительность и постоянные
остановки в речи, прерывающие её плавный ход.
Только при явно прослеживаемых симптомах
ставят диагноз заикание.
Это заболевание нередко описывают как
нарушение темпоритмической организации
речи, вызванного судорожным состоянием
мышц речевого аппарата.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Клинико – педагогическая классификация нарушений речи (по М.Е.Хватцеву)
Нарушения речи
Нарушения письменной речи
Нарушения устной речи
алалия
афазия
Нарушения
структурно
семантического
оформления
высказывания
Расстройства
фонационного
оформления
высказывания
Д
и
с
ф
о
н
и
я
Б
р
а
д
и
л
а
л
и
я
Т
а
х
и
л
а
л
и
я
З
а
и
к
а
н
и
е
Д
и
с
л
а
л
и
я
Р
и
н
о
л
а
л
и
я
Д
и
з
а
р
т
р
и
я
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Что такое заикание?
заикании
наблюдаются
При
нарушения
согласованности в работе речевых мышц, дыхания
и голоса, а также плавности и ритма речи. Для
здорового человека 7 % вышеуказанных видов
прерываний речи являются нормой. Признаками
заикания считаются явные замедления, когда
частота прерывания речи составляет 10 % и
более, длится от секунды до половины минуты.
При этом в органах, участвующих в акте речи
(языке, губах или гортани) возникают судороги.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Возраст возникновения заикания
Заболевание может развиваться в любом
возрасте, но обычно появляется у детей в
возрасте от 2 до 6 лет, в период наиболее
интенсивного развития речевой
функциональной системы и формирования
личности ребенка. Девочки в три раза реже
страдают патологией, чем мальчики. Это
связывают с тем, что мужской пол
эмоционально куда менее устойчив.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Распространённость заикания
Затем склонность к заиканию понижается, и в течение
последующих 10 лет (414) случаев заикания примерно столько
же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период поступлении в
школу число заикающихся возрастает вследствие рецидивов.
Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности
(вместо игровой учебная), повышением требований к ребенку,
к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в
период полового созревания. Иногда у подростков в 1517 лет
отмечаются случаи повторного заикания, обычно это
сопряжено с появлением неврозов. Следующий период
обострения в 2125 г.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Распространённость заикания
По данным литературы заиканием страдают
около 4 % детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова
С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000). В последние
годы в наиболее развитых странах отмечается рост
частоты заикания у детей, что связывают с бурным
внедрением в повседневную жизнь электронных
средств массовой информации, видеоигр,
обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных
данных на неокрепшую нервную систему ребенка
(Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Статистика заикания
Распространённость заикания по признаку пола:
у мужчин – 63,1%, у женщин – 26,9%., у
мальчиков и девочек в соотношении 1:3.
Время возникновения заикания:
23 года – 39,1% Старше 7 лет – 12,2%
45 лет – 35,9% Не установлен срок – 12,8%
• Примечательно, что частота развития логоневроза
у родных братьев и сестер составляет 18%. То
есть имеется наследственная
предрасположенность к недугу.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Статистика заикания
Заикание чаще встречается в развитых странах. В
Англии, в США и в России примерно одинаковый
процент заикающихся людей. По статистике, в
бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн.
заикающихся. В африканских странах людей с
таким заболеванием намного меньше. В Китае еще
меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой
системе языка).
Заикание с возрастом исчезает, по статистике
лишь 3 % взрослых заикается.
Как правило, заикание поражает людей с
довольно высоким уровнем интеллекта.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
• У сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем
у городских. В среде воспитанников детских домов и
интернатов шанс развития данного отклонения намного
выше, чем у детей, растущих в семьях.
• Некоторые ученые отмечают влияние климатических
условий на усиление заикания, например, осенью и
весной (М. Зееман).
С возрастом заикание обычно становится менее
заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена
наследственная предрасположенность к логоневрозу.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Статистика заикания
Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у
него развилось в старших классах после развода родителей.
Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он
заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт
подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и
определил дальнейший выбор профессии.
Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные
личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был
удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI,
Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон,
Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Логоневроз – заикание, приобретенное по причине
психической травмы. Психологическое потрясение
свойственно легко внушаемым людям с
нестабильной психикой и детям, у которых она до
конца не сформирована. Притом работа мозга не
нарушена и на ЭЭГ изменений практически не
отмечается. Зачастую у взрослых в спокойной
обстановке не наблюдается изменений в речи, а в
результате стресса (неожиданный вопрос,
публичное выступление) у них не получается ничего
сказать изза сильных речевых судорог.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
• Проблему заикания можно считать одной из самой
древней в истории развития учения о расстройствах речи.
Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях
ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в
результате длительного сосания молока у матерей,
соответственно лечение заключалось в отнимании крохи
от груди.
Имеется информация, что в древние века заикались
персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские
фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
В средние времена в заикании преимущественно
усматривали болезнь, связанную с наполнением
влажности в головном мозге (Гиппократ) или
неправильным соотнесением частей
артикуляционного аппарата (Аристотель).
Возможность нарушений в центральном или
периферическом отделах речевого аппарата при
заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
На рубеже 1718 вв. заикание пытались объяснить как
следствие несовершенства периферического аппарата речи.
Так, например, Санторини считал, что заикание возникает
при отверстии в твердом небе, через которое
просачивается слизь и затрудняет речь. Другие
исследователи связывали заикание с нарушением в
функционировании речевых органов: судорожное закрытие
голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый
выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи
(Блюме); и т.д.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
В начале ХIХ в. ряд французских исследователей,
рассматривая заикание, объясняли его различными
отклонениями в деятельности периферического и
центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен
(1821) механизм заикания связывал с недостаточностью
церебральных реакций на мускульную систему органов речи,
т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач
Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения
звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм),
органического поражения голосового аппарата или
неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил
сосредоточение акустического внимания заикающегося на
своей речи. Врач Коломба де л'Изер считал заикание особой
контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей
вследствие его недостаточной иннервации.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
В России большинство исследователей
рассматривали заикание как функциональное
расстройство в сфере речи, судорожный
невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский
1897 и др.) или определяли его как страдание
чисто психическое, выражающееся
судорожными движениями в аппарате речи
(Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913),
как психоз (Гр. Каменка, 1900).
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
К началу 20 века все многообразие понимания механизмов
заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
1. Заикание как спастический невроз координации,
происходящий от раздражительной слабости речевых центров
(аппарат слоговых координаций). Это четко было
сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А.
Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете
невротизма.
2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического
характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А.
Флоренская.
3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся
на почве психических травм, различных конфликтов с
окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
Первое направление:
Заикание как спастический невроз координации,
происходящий от раздражительной слабости речевых
центров(аппарата слоговых координаций). Это было четко
сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а
затем в работах И. А. Сикорского, который писал: “Заикание
есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции,
вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов
речевого аппарата как физиологического целого”. Сторонники
этой теории вначале подчеркивали врожденную
раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой
координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете
невротизма: заикание это судорогоподобные спазмы.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
Второе направление:
Заикание как ассоциативное нарушение
психологического характера. Это направление
выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом.
Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю.
А. Флоренская. Психологический подход к
пониманию механизмов заикания получил свое
дальнейшее развитие.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
Третье направление:
Заикание как подсознательное проявление,
развивающееся на почве психических травм,
различных конфликтов с окружающей средой.
Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер,
которые считали, что в заикании, с одной стороны,
проявляется желание индивида избежать всякой
возможности соприкосновения с окружающими, а с
другой возбудить сочувствие окружающих
посредством такого демонстративного страдания.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
Таки образом, в конце 19 начале 20 веков все определеннее
становится мнение, что заикание сложное психофизическое
расстройство. К 5060 г. 20 века механизм заикания стали
рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной
деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.
Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных
причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и
торможения и образование патологического условного рефлекса.
Заикание это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом.
Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть
обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее
готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может
быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие
различных причин, вызывающих перенапряжение процессов
возбуждения и торможения и образование патологического
условного рефлекса. Заикание это не симптом и не
синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в
деятельности коры больших полушарий может быть
обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы,
ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны,
срыв может быть обусловлен неблагоприятными
экзогенными факторами.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
Отражением нервного срыва является расстройство особо
уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД речи, что
проявляется в нарушении координации речевых движений с
явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой
деятельности является первичным и приводит к извращению
индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению
тех условнорефлекторных механизмов, которые регулируют
деятельность подкорковых образований. Нормальная регуляция
коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в
деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме
заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система
ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных
мышц. Заикание возникает не при органических изменениях
стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Немного истории
Однако наибольший вклад в изучение заикания
внесли русские ученные — психиатр И. А.
Сикорский (впервые систематизировал все знания о
заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их
трудам стали понятны причины развития заикания.
Также в начале двадцатого столетия были
разработаны специальные методики, помогающие
избавиться от заикания и других нарушений речи.
Кроме того, было основано новое направление в
медицине — «Логопедия» (наука о нарушениях
речи). И все это заслуга русских ученных!
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Причины заикания
•
В настоящее время можно выделить две
группы причин: предрасполагающие
("почву") и производящие ("толчки"). При
этом некоторые этиологические факторы
могут как способствовать развитию заикания,
так и непосредственно вызывать его.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Причины заикания
Предрасполагающие факторы ("почва"):
• Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
ЦНС.
• Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи,
энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
• Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве
врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по
наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо
учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к
заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей
среды.
• Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальныеинфекционные, травматические и обменнотрофические
нарушения при различных детских заболеваниях.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Причины заикания
Неблагоприятные условия:
•Физическая ослабленность детей.
•Возрастные особенности деятельности мозга; большие
полушария головного мозга в основном формируются к 5му
году жизни,
оформляется
функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга.
Речевая
наиболее
дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка
и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков,
выраженную
чем
неустойчивость их нервной системы.
онтогенетически
обуславливает
функция
к
этому же
возрасту
у
девочек,
более
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Причины заикания
развитие
речи
(34
когда
года),
Неблагоприятные условия:
•Ускоренное
ее
коммуникативная, познавательная и регулирующая функции
быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У
многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и
слов (итерации), имеющее физиологический характер.
•Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная
реактивность
с
окружающими.
•Недостаточность положительных и эмоциональных контактов
между взрослыми и ребенком.
•Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико
артикуляторных движений.
ненормальных
отношений
на
почве
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Причины заикания
В группе неблагоприятных причин выделяются:
1.Анатомофизиологические причины: физические
заболевания с энцефалопатическими последствиями
а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с
асфиксией, сотрясение мозга);
б) органические нарушения мозга, при которых могут
повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие
движения;
в) истощение или переутомление нервной системы в
результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих
центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты,
коклюш, болезни внутренней секркции, обмена,
несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях
дислалии, дизартрии, ЗПР).
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Причины заикания
2. Психические и социальные причины:
а) кратковременная одномоментная психическая травма (испуг, страх);
б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается
неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание,
императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде
стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно
закрепляемых конфликтных ситуациях;
в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе,
скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь
родителей;
г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом,
несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления
(абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой
индукции: пассивная ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша
речь заикающегося; активная он копирует речь заикающегося),
е) переучивание леворукости.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Механизмы возникновения заикания
Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4
фазы.
При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания,
уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом
сложности обычно появляются в начале предложения, труднее
всего выговорить краткие части речи, давление со стороны
усиливает дефекты общения. Детское заикание в этой фазе
проходит без психологической нагрузки, то есть ребенок не
обращает внимания на трудности произношения и не смущается
при разговоре, страх и беспокойство отсутствуют. Вызвать
патологию может краткосрочная эмоциональная вспышка.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Механизмы возникновения заикания
Во второй фазе заболевания появляются сопутствующие
движения и проблемы в общении. Увеличивается
количество ситуаций, затруднительных в плане
коммуникации. Сложности с произнесением развиваются
обычно во время быстрой речи и в многосложных словах.
Заикание принимает хроническое течение. Дети
осознают дисфункцию речи, но тем не менее говорят
свободно при любых обстоятельствах.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Механизмы возникновения заикания
В третьей фазе происходит закрепление
судорожного синдрома, что совершенно не
отражается на объеме общения и абсолютно не
вызывает страха и неловкости. Желания лечить
патологию обычно не возникает. В конце периода
осознается трудность коммуникации, и
возникают попытки заменить сложные слова
простыми.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Механизмы возникновения заикания
В четвертой фазе заикание становится выраженной
психологической проблемой. Заикающемуся сложно произнести
определенные звуки, он уклоняется от ответов на вопросы,
появляются страх речи и антиципация. Речевые судороги могут
продолжаться от 0,2 до 90 секунд.
Возникновение заикания у ребенка обычно начинается с таких
симптомов:
• малыш отказывается говорить или внезапно замолкает;
• в начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;
• перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;
• трудности перед началом речи;
• вынужденные остановки в середине слова, фразы.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Симптомы и признаки заикания
•
• Многочисленные симптомы заикания могут проявляться в виде
нарушения:
Grender объективно показал изменение нейровегетативной реакции у
заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается
расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей
ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое
их сужение (миоз).
1. Голоса. При желании чтолибо сказать происходит
судорогоподобное замыкание складок гортани, что затрудняет
образование звука. Заикающиеся стремятся произносить гласные
звуки твердо, поскольку не могут выговаривать их плавно. Признаки
патологии обычно при шепоте и пении смягчаются или полностью
пропадают.
2. Дыхания. Происходит большая трата воздуха на вдохе и выдохе
при заикании, что связано с нарушением сопротивления в зоне
артикуляции. Укороченный выдох прослеживается как во время
речи, так и в состоянии покоя.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Симптомы и признаки
• Многочисленные симптомы заикания могут проявляться в
виде нарушения:
3. Психики. С появлением заикания неминуемы определенные
психические расстройства. Как правило, появляется страх перед
произношением некоторых слогов. В своей речи заикающиеся
специально избегают многих слов, стараясь подыскать им замену. В
период обострений может разиться немота. У человека появляется
чувство неполноценности.
4. Сопутствующих движений. Некоторые движения, производимые
пациентом во время речи, не являются необходимыми, но, в то же
время, производятся осознано. При приступе заикания человек
пожимает плечами, притопывает, качает головой, сжимает кулак, то
есть осуществляет судорожные движения.
5. Артикуляции. При заикании иногда отмечаются некоторые
соматические нарушения: гипертрофия носовой перегородки,
высокий свод неба и т.д.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Прогноз успешности коррекции заикания
Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий,
в первую очередь от его механизмов, от сроков начала
комплексного воздействия и полноты его применения, от
возраста.
Практика показывает, что чем моложе возраст, чем
активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше
отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее
судорога, чем меньше психических наслоений, тем
благоприятнее прогноз.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Прогноз успешности коррекции заикания
Для заикания, развивающегося на почве врожденного
отягчения или приобретенной нейропатии, а также
появившегося без видимых внешних воздействий исход
коррекции менее благоприятен. В этом случае чаще
возможен рецидив.
Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые.
Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к.
кллонические судороги характерны для возбуждения коры
головного мозга. Следовательно, на них легче
воздействовать через 2 сигнальную систему, чем на
тонические, характерные для возбуждения подкорки,
которая труднее поддается данному воздействию.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Прогноз успешности коррекции заикания
Наиболее благоприятным является возраст 24 года (легче
создать благоприятные условия и маленький стаж заикания).
Наименее благоприятный возраст 1016 лет, пубертатный период.
Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и
готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.
Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате
инфекции, психической травмы или вследствие подражания,
устраняется успешнее. Объясняется это тем, что инфекции в
большинстве случаев вызывают лишь функциональные сдвиги, не
дают органических изменений ЦНС. При заикании, возникшем в
результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга
заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т.п.).
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Прогноз успешности коррекции заикания
Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях,
когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи,
подражания родителям. По данным того же автора, из детей
дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30%
имеют остаточные явления.
Статистические данные:
По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19%
значительное улучшение, в 13% отсутствие успешности, в 8%
рецидивы.
По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 47 лет по
окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев,
значительное улучшение в 26,3%, заметное улучшение в 3,5%
случаев.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Прогноз успешности коррекции заикания
Статистические данные:
По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17
лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания
отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение у 47,8%,
незначительное улучшение у 12,5%.
Показатели коррекции менее эффективны у школьников.
По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью
освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени
улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.
По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова, в
случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до
исходного состояния, с которого начата коррекционная работа.
При органической основе заикания результаты значительно хуже,
нежели чем при функциональной.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Прогноз успешности коррекции заикания
На эффективность преодоления заикания влияет разная
степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень
болезненной фиксации больного на своем дефекте. Результаты
логопедической работы лучше в случае легкой степени
заикания (нулевая степень болезненной фиксации).
Логопедические занятия только составная часть
комплексного лечебнопедагогического воздействия на
заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное
лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация
микросоциального окружения. При этом имеет значение
адекватность и дифференцированность выбранной методики.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Осложнения при заикании
В группу риска попадают дети, перенесшие
внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы,
инфекционные болезни, поражающие центральную
нервную систему, различные черепномозговые травмы и
иные патологии, затронувшие работу нервной системы.
При заикании очень часто развиваются осложнения
психологического характера. Человек избегает общения,
становится замкнутым, появляются мнительность, чувство
неполноценности и ущемлённости. Эти проявления могут
привести к сложностям в семье, учебе и работе.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Сопутствующие заболевания
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания,
отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения.
М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется
вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют
повышенное внутричерепное давление и
экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них
наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально
говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется
или наступает некоторое их сужение.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Сопутствующие заболевания
Практикующие неврологи, работающие с заикающимися,
отмечают (по данным неврологического центра "Прогноз"):
1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела
позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это
могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого
пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток,
защитное напряжение шейнозатылочных мышц, признаки
раннего остеохондроза, патология позвоночника.
2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех
без исключения пациентов.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Сопутствующие заболевания
3. Нейроортопедическая патология имела место у 50% заикающихся
детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие,
патологическая установка стоп.
4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том
числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.
5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось
у 65% детей.
6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной
недостаточности у 48%.
7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Общие выводы по теме:
Рассмотрев разные точки зрения на проблему
заикания, можно сделать основной вывод, что
механизмы возникновения заикания неоднородны. В
одних случаях заикание трактуется как сложное
невротическое расстройство, которое является
результатом ошибки нервных процессов в корне
головного мозга, нарушения корковоподкоркового
взаимодействия, расстройства единого
авторегулируемого темпа речевых движений
(голоса, дыхания, артикуляции).
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Общие выводы по теме:
• В других случаях как сложное невротическое расстройство,
явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной
речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений
разного генеза.
• В третьих как сложное, преимущественно функциональное
расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого
дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.
• В четвертых механизм заикания можно объяснить на основе
органических изменений центральной нервной системы. Возможны
и друг
• ие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать
нарушения физиологического и психологического характера,
составляющие единство.
Презентация "Заикание у детей" лекция № 1
Литература по теме
• Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу
патогенетических механизмов заикания. // Заикание:
проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой
Л.И. М.— 1992. С. 320.
• Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.
Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М.,
Просвещение, 1968.
• Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.,
1982.
• Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для
логопедов. //М.—1994.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.