Лекция №3
Симптомы заикания
Тип речевых судорог;
Локализация судорог;
Тяжесть проявления речевых судорог;
Нарушения дыхания при заикании;
Судороги в голосовом аппарате;
Судороги в артикуляционном аппарате;
Сопутствующие движения;
Степени заикания;
Типы течения заикания;
Симптомы заикания
Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.
2. Социальные (психологические) симптомы.Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.
Нулевая степень фиксации.
Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации.
Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
3. Выраженная степень болезненной фиксации.Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это - подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.
Симптоматика и виды заикания
Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения) и силе выраженности.
Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические.
Тонические судороги мышц проявляются в виде внезапного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу несколько мышечных групп (язык, глотка, диафрагма). Весь речевой аппарат заикающегося как бы скован, рот часто полуоткрыт, либо, наоборот, губы плотно сомкнуты, все лицо резко напряжено и отражает физические усилия, которые прилагает заикающийся, чтобы произнести звук. В речи наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова(к...роватъ, линей...ка, зм...ея).
Клонические судороги — насильственное, многократное, ритмичное сокращение мышц речевого аппарата. При этом заикающийся повторяет либо отдельный звук, либо слог (к-к-к-конфета, мо-мо-мо-локд).
Обычно и тонические и клонические судороги бывают у одного и того же заикающегося, тогда тип судорог определяется как смешанный — клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).
Некоторые исследователи указывают, что в начальный период течения заикания преобладают клонические судороги, по мере утяжеления присоединяются тонические судороги.
Локализация судорог
Судорожные сокращения мышц в процессе общения могут преобладать в каком-либо отделе периферического речевого аппарата. Выделяют: артикуляционные, голосовые, дыхательные судороги. Обычно судороги бывают смешанные, но какой-либо вид преобладает (дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т. д.)
Тяжесть проявления речевых судорог
Различают три степени заикания: тяжелая степень, средняя степень, легкая степень. Заикание считается слабым, если оно едва заметно и не мешает речевому общению ребенка, сильным считается заикание, при котором в результате длительных судорог речевое общение становится практически невозможным. Итак, при легкой степени наблюдаются запинки в спонтанной связной речи; при средней степени -запинки в монологической и диалогической речи; при тяжелой - запинки во всех формах речи. Степень тяжести заикания зависит от многих причин и непостоянна у одного и того же человека.
Нарушения дыхания при заикании
При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:
экспираторная характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для неё характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Во время приступа экспираторной судороги заикающийся может резко наклоняться вперёд, а воздух резко и шумно проходит через голосовую щель. У заикающегося возникает ощущение сжатия грудной клетки, нехватки воздуха. Во время экспираторной судороги артикуляция и вокализация останавливается.
Нарушения дыхания при заикании
инспираторная характеризуется внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Инспираторные клонические судороги могут следовать одна за другой, не прерываясь выдохом. Чаще всего они выражены слабо и акустически малозаметны, обычно сопровождаются ощущением напряжения в груди.
респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).
Неречевое дыхание у заикающихся, как правило, поверхностное, ритм неустойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение же речевого дыхания у них настолько резко выражено, что некоторые исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.
Судороги в голосовом аппарате
характеризуются следующим образом:Смыкательная голосовая судорога (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся блеющий ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а"). При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося выглядит напряжённым. В качестве ощущений чувство препятствия в области гортани.Вокальная судорога возникает в виде повышенного тонус голосовых мышц, свойственная детям (необычно длительная вокализация гласных звуков). Голос может приобретать неприятное, фальцетообразное, то понижающее, то повышающее звучание. Вокальная судорога, локализуется в области гортани, может захватывать шейные мышцы и нарушает деятельность мышц голосового аппарата.
Судороги в голосовом аппарате
Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм возникает при произнесении или попытке произнесения гласных звуков. При этом речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных «ударов».Во время дрожащего гортанного спазма голосовые складки то смыкаются, то размыкаются, в результате чего образуются не фонологические звуки. Для этой судороги характерна открытая ротовая полость, что может сопровождаться ритмическим отбрасыванием назад или опусканием головы вперёд.
Судороги в артикуляционном аппарате
лицевые судороги
Смыкательная судорога губ - является одной из часто встречающихся судорог при заикании. Проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются. При попытке произнести звук щёки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта. При смыкательной судороге губ нарушается произношение губных звуков (п,б, м, в, ф). В тяжёлых случаях судорога нарушает и произнесение язычных звуков (т,д,к).
Судороги в артикуляционном аппарате
лицевые судороги
Верхнегубная судорога - проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица. Верхнегубная судорога чаще бывант тонической по типу. При этой судороге произнесение всех губных звуков становится невозможным. Лицо становится ассиметричным и искажённым.
Нижненегубная судорога – аналогична верхней. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. Если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы.
Судороги в артикуляционном аппарате
лицевые судороги
Угловая судорога рта - проявляется резким оттягиваем угла рта справа или слева вместе с приподнятием его. Может быть распространение судороги на мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся не в состоянии во время судороги сомкнуть губы, в результате страдает произнесение согласных звуков.. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон и бывает как клонической ,так и тонической.
Судорожное раскрытие ротовой полости – может протекать в двух вариантах: а) рот расскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают как бы квадратную форму.. Все мышцы артикуляционного аппарата крайне напряжены. Судорога носит тонический характер и может поражать мышцы лба, век, и всю мускулатуру лица.
Судороги в артикуляционном аппарате
Язычные судороги составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата:
Судороги кончика языка –является наиболее часто встречаемой среди артикуляционных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твёрдое нёбо, в результате артикуляция останавливается, выдох в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.
Изгоняющая судорога языка –характеризуется выталкиванием языка наружу в пространстве между зубами. Она может быть тонической или клонической. При тонической судороге – язык может быть высунутым из ротовой полости, а при клонической - выдвигаться, а затем с силой втягиваться внутрь.. Во время судороги произнесение звуков невозможно, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения.
Подъязычная судорога - характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта. При этой судороге часто наблюдается повторение слогов и придыхание. Редко бывает самостоятельной судорогой, обычно сочетается с судорогами другой локализации.
Судороги в артикуляционном аппарате
Судорога мягкого нёба:
Данная судорога изолированно встречается очень редко. Чаще встречается в составе сложной общей судороги артикуляционного оаппарат. Во время судороги мягкое нёбо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придаёт звуку нозализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой в речи и повторением звуков, похожих на «пм-пм» или «тн-тн», «кн-кн», что зависит от положения языка. Ощущения заикающегося выражается в чувстве неприятного напряжения, сухости в носу.
Нарушения речевой и общей моторики
В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.
Сопутствующие движения
возникают при заикании не сразу, а, как правило, проявляются, когда дефект прогрессирует и принимает более тяжелые формы. Проявляются они в судорожных движениях различных групп внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей. Различают непроизвольные, не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения, и произвольные.
Сопутствующие движения
Для заикающихся детей характерно двигательное беспокойство, проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подергивании тела или конечностей. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, постоянное изменение позы.
Непроизвольные сопутствующие движения вызываются тем, что возникающие в различных отделах речевого аппарата спазмы иррадируют в мышцы лица и другие части тела. Так может возникнуть зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притоптывание ногами, разнообразные движения туловищем.
Произвольные сопутствующие движения возникают наряду с произвольными и вызываются тем, что заикающийся, стремясь побороть возникающие судороги речевого аппарата, сознательно прибегает к различным приемам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясет руками, крутит головой, трогает ухо, дергает пуговицу и т. п.
Эмболофразия
При хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э-э», «вот это», «это», «вот» и т. п. Такое явление называется эмболофразией, а сами слова — эмболами.
Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми трудными звуками. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимися.
Логофобия
Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь тех звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией или страхом речи. Под воздействием страха заикающийся не может произнести эти звуки и слова или особенно сильно запинается на них.
Страх речи (логофобия) приводит к тому, что заикающиеся начинают заменять при произнесении отдельные трудные для них звуки и слова другими. При этом смысл высказывания часто искажается, что не всегда осознается заикающимися.
Состояние речи тесно связано также с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается во время болезни, при переутомлении, при возбуждении от подвижных игр. Наблюдаются также колебания в проявлении заикания в связи с погодой, временем года, условиями жизни, питанием.
Степени заикания
Различают 3 степени заикания:1) легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;2) средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;3) тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Типы течения заикания
Выделяют следующие типы течения заикания:- постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);- волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);- рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).
Типы течения заикания
- регредиентный тип (постепенно исчезает вся симптоматика заикания, это благоприятиный тип течения заикания);- стационарный (речевой дефект протекает монотонно, заикание не меняется ни по тяжести проявления, ни по клинической картине);- прогредиентный тип (тенденция к усилению заикания, симптоматика дефекта усложняется, состояние заикающегося ухудшается.
Все описанные симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Обычно без специального логопедического воздействия заикание усиливается. Однако у одного и того же ребенка степень тяжести заикания весьма изменчива, поскольку большую роль играют обстоятельства, в которых протекает речь. Например, наедине с собой, с игрушками, с мнимым собеседником он говорит без запинок, но присутствие других людей оказывает на его речь воздействие. Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, может не вызвать затруднений, но беседа с малознакомыми людьми или с теми, кого ребенок боится или стесняется, сразу же вызывает усиление заикания.
Что делать при «остром» развитии заикания
Сам факт появления судорожных запинок у детей свидетельствует о возникновении патологической функциональной системы речи. Дальнейшее течение заикания во многом зависит от компенсаторных возможностей нервной системы ребенка и правильных действиях родителей. Любое усиление эмоционального возбуждения ухудшает состояние центральной нервной системы, способствует закреплению патологической функциональной системы речи. Основная задача родителей, если у ребенка возникло заикание: создать охранительный речевой режим и ритмизировать жизнь ребенка. Зачастую заикание у ребенка возникает на почве невроза из-за детских страхов. В этом случае на помощь могут придти средства арт-терапии, которые позволяют воздействовать на подсознание ребенка, избавляя его от страхов.
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?
Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения указанных рекомендаций, Вы не заметите улучшений, стоит обратиться к логопеду. В случаях отклонений от нормы речевого развития: в том числе, в сторону ускорения речевого развития, приведенные рекомендации необходимо стараться соблюдать в период всего дошкольного детства ребенка. Уважаемые родители, помните, заикание всегда легче предотвратить, чем корректировать! 1. Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему. 2. Нормализовать режим сна и питания ребенка: желателен пролонгированный сон. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период. 3. Если появлению заикания способствовала окружающая обстановка, то постарайтесь ее сменить на более спокойную. 4. Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить. 5. Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!6. Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребенка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список.
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?
7. При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры. 8. Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом). 9. Старайтесь не высказывать критических замечаний (насколько это возможно), не задавать вопросы ребенку в этот период. 10. Если ребенок начал заикаться стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени. 11. Какое-то время следует не допускать также соматических перегрузок: не посещайте какое-то время спортивные секции. 12. Особенно важны согласованные единообразные воспитательные воздействия в семье. 13. Не следует “приучать” детей быть храбрыми. Не провоцируйте закрепление и усиление страхов у ребенка.14. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?
15. Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.16. Гармонизация состояния ребенка путем использования красок различных цветов. Рисование по мокрой бумаге, светлыми тонами красок, размывание изображения смягчают состояние ребенка. Желтый цвет бодрит, активизирует умственную сферу, синий успокаивает эмоции. Не следует использовать в совместном рисовании черный, серый, коричневый цвета. 17. Для преодоления излишней робости полезно рисование на листах бумаги большого формата и широкой кистью, использование густой краски, рисование руками. 18. Для профилактики заикания полезно стимулировать у ребенка положительное отношение к происходящим дома событиям, с этой целью можно рекомендовать родителям совместное рисование приятных для ребенка ситуаций из домашней жизни (день рождения, совместная прогулка, бабушка жарит блины). 19. Для организации ритма в режиме дня, а также преодоления возможно имеющегося дефицита внимания, полезно использовать «зрительную организацию дня» в виде расписания деятельности ребенка.
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?
20. Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком. 21. Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, пиктограммы, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую. 22. Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.23. При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; ПМПК; первый поход в детский сад. 24. Не требовать от ребенка произнесения «трудных» слов, предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре; при остром начале заикания не проводить занятия по коррекции звукопроизношения. 25. Запинки наиболее вероятны при произнесении малочастотных слов, поэтому следует ограничить ребенка от восприятия таких слов при остром начале заикания, чтобы у него не возникло желания «переспросить».
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?
26. Ежедневно проводить дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха. 27. Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка. 28. Выбор книг для чтения детям должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Не стремитесь за количеством. Лучше читать ребенку одну сказку в течение недели, но в разных книгах. 29. Ежедневно проводите двигательные игры с ритмизированными движениями. 30. В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов. 31. Для предотвращения рецидивов заикания: при ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.
Литература по теме:
Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.— 1992. С. 3-20.
Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М. — 1989.
Шкловский В.М Заикание М — 1994.
Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. М.— 1984.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.