Лекция № 4 "Заикание у детей" освещает следующие понятия: другие нарушения темпа и плавности речи.
В ходе лекции рассматриваются речевые нарушения: Брадилалия. Тахилалия. Полтерн. Баттаризм.
Дифференциальная диагностика заикания от других речевых расстройств.
Практическое задание: заполнить таблицу по дифференциации нарушений темпа брадилалии и тахилалии. В конце лекции представлен список литературы
Заикание у детей
Лекция № 4
Нарушения темпа и плавности речи. Дифференциальная
диагностика заикания от схожих расстройств нарушений
речи.
Лекция № 4
• Другие нарушения темпа и плавности
речи. Брадилалия. Тахилалия.
Полтерн. Баттаризм.
• Дифференциальная диагностика
заикания от других речевых
расстройств.
• Практическое задание: заполнить
таблицу по дифференциации
нарушений темпа брадилалии и
тахилалии.
Темп речи
Темп речи является одним из выразительных средств
устной речи, он зависит как от быстроты произнесения
следующих друг за другом речевых звуков, так и от
частоты и длительности пауз между словами и
предложениями.
Нормально говорящий человек произносит за одну
секунду 914 звуков, при убыстрении темпа речи
возможно произнесение 1520 звуков в секунду, но
произношение не теряет своей ясности и разборчивости.
У взрослого темп речи в спокойном состоянии
варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
Часто несовершенство темпа речи возникает в
результате подражания окружающим. Ребенок говорит
то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах
одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с
возрастом исчезают.
три основных вида темпа:
• Нормальный;
• Быстрый;
• Медленный.
Резкие отклонения темпа речи от средних
величин — как ускорение, так и
замедление — мешают восприятию
смысловой стороны высказывания.
Ритм речи
• Темп речи во много определяет своеобразие
другого параметра речи – ритма. Ритм речи
представляет собой звуковую организацию речи при
помощи чередования ударных и безударных слогов.
• Темп ритм
• Темпо – ритмическая организация устной речи
является «стержнем» координирующим все
составляющие устной речи, включая лексико –
грамматическое структурирование, артикуляционно
– дыхательную программу и просодические
характеристики речи.
Ритм речи
В роли еденицы просодии выступает синтагма, т.е.
отрезок высказывания, объединённый интонационным и
смысловым значением. Синтагму произносят на одном
речевом выдохе, без пауз, в процессе беспрерывной
артикуляции – это определяет плавность речи.
В нормальной речи плавность органически сочетается с
паузами, которые являются необходимым компонентом
речевого высказывания. Пауза речи – это перерыв в
звучании голоса на определённое время. В процессе
устной речи появляется необходимость сделать вдох
для поддержания подсвязочного давления в процессе
речи это так называемая «дыхательная пауза».
Нарушения темпа и ритма речи
Среди различных речевых расстройств отдельную
группу образуют нарушения темпа и ритма речи.
Нарушение темпа речи это чрезмерное замедление
речи или её убыстрение. Большинство детей в
дошкольном возрасте говорят быстро; это может
объясняться тем, что у них еще слабы тормозные
процессы и контроль за своей речью. Если в семье
преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый
темп речи становится привычным; в переходном
возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у
детейневропатов быстрый темп речи приводит к
возникновению заикания.
Причины нарушения темпа речи:
• внутриутробнуя (перинатальная) патология,
обусловлена заболеваниями матери во время беременности,
резус или иммуно конфликтом, приемом наркотиков,
лекарственных препаратов, алкоголя, курением, действием
ионизирующей радиации, а также рядом производственных
факторов (вибрация, СВЧ);
• повреждения при родах (натальная патология); Натальная
патология возникает при затяжных или стремительных родах,
тугом обвитии пуповиной, кесаревом сечении, неправильном
положении плода.
• воздействие вредных факторов после рождения
(постнатальная патология). В процессе развития речи
быстрый темп мешает формированию речевых
дифференцировок и может привести к закреплению
детского неправильного звукопроизношения и общей
неряшливости в речи.
Брадилалия
• Брадилалия патологически
замедленный темп речи . Термин
произошёл (от греч. bradys — медленный,
lalia — речь). Синонимы: Bradyphrasia
(брадифразия), Bradyarthria (брадиартрия),
Bradylogia (брадилогия). Описывается в
синдроме соматических, неврологических и
психических заболеваний. При брадилалии
речь чрезмерно замедленная, с
растягиванием гласных звуков, с вялой
нечеткой артикуляцией. Часто отмечается
замедленный темп не только внешней, но и
внутренней речи.
Брадилалия
• М.Е.Хватцев отмечал, что патологически
замедленный темп речи нередко встречается у
умственно отсталых детей. Брадилалии у детей
часто сопутствует монотонность голоса,
недостаточно модулированная речь. Причины
брадилалии разнообразны. М.Е.Хватцев считал
одной из главных причин патологическое усиление
тормозного процесса, который начинает
доминировать над процессом возбуждения.
Брадилалия может передаваться и по наследству
вместе с нарушением внутренней речи. Так же как и
тахилалия, брадилалия может возникать и в
результате подражания или неправильного
воспитания.
История изучения брадилалии
• по наследству
психологические
(Ю. А. Флоренская,
1934;
причины
•
• Д. Вейс, 1950;
•
• М. Е. Хватцев, 1959 )
М. Зееман, 1962;
нарушение
нейродинамики
(М. Е. Хватцев,
Ю. А. Флоренская,
В. С. Кочергина)
(А. Либманн, 1900;
А. Гутцман, 1900;
Э. Фрешельс, 1936)
нарушение
экстропирамидной
системы
(М. Зееман) При участии Э. с.
создается плавность движений
и устанавливается исходная
поза для их выполнения.
Речевая симптоматика брадилалии:
замедленность темпа внешней и внутренней речи;
замедленность процессов чтения и письма;
интер и интравербальное замедление;
•
•
•
• скандирование;
•
• нарушение голоса;
• Неречевая симптоматика брадилалии
• нарушения общей моторики, тонкой моторики
нарушение артикулирования звуков;
рук, пальцев, мимических мышц лица
• Особенности психической
деятельности(замедленность и расстройства
восприятия, внимания, памяти, мышления).
• амимичное лицо.
Коррекционная работа при брадилалии
• Работа по устранению брадилалии проводится
комплексно. Она состоит из следующих направлений:
• 1. Медицинское воздействие (лечебное укрепление
нервной системы медикаментами,
физиотерапевтическими процедурами).
• 2. Специальные виды лечебной физкультуры.
• 3. Логопедические занятия, основной целью которых
является выработка четких и быстрых речевых движений.
• 4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и
ритма общих движений, развитие речевой и общей
моторики, внимания, памяти). Большой эффект дают
занятия с быстрой маршировкой и бегом под музыку,
частые переключения движений в зависимости от
изменения характера музыки, разнообразные подвижные
игры, сопровождаемые речью.
брадилалии
При устранении брадилалии
Направления коррекционной работы при
логопедические приемы направлены на
воспитание более быстрых и чётких
речевых движений в процессе речи;
убыстренных речевых реакции, темпа
внутренней речи, темпов письма и чтения,
выразительных форм сценического чтения
и драматизированной речи, правильной
просодической стороны речи: темпа,
ритма, мелодики, паузации, ударения.
Направления коррекционной работы
При выраженнной брадикинезии
необходимо в первую очередь
нормализовать общую моторику:
координацию, целенаправленность, ритм
общих движений в более ускоренном
темпе, формировать ручной праксис,
развивать слуховое, зрительное
внимание, более быстрый темп
переключения внимания с объекта на
объект, восприятие и воспроизведение
ритмов. По мере нормализации
моторики включать речевой материал.
Направления коррекционной работы
• Все виды коррекционной работы основываются на
различных речевых упражнениях. Основные
упражнения: произношение речевого материала
различной сложности( слогов, слов, коротких фраз,
скороговорок и т.д.), чтение (сопряжённое с
логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый
рукой такт. Под метроном, с постепенным ускорением
темпа говорения и чтения; слушание и
воспроизведение речевого материала, записанного на
диктофон, в ускоренном темпе, запись слогов, слов с
предварительным чётким проговариванием под такт,
подаваемый логопедом, затем самим ребёнком,
заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на
речевые с особенностях разных персонажей самим
ребёнком в паре с логопедом, выработка сценического
поведения в соответствии с содержанием.
Логоритмика в коррекции брадилалии
• Нормализации темпа речи при брадилалии
способствуют также занятия по логопедической
ритмике.
• Подвижные игры: несюжетные и сюжетные.
Несюжетные типа: перебежек, ловушек,
пятнашек, игр – эстафет, игр с предметами, с
элементами спортивных соревнований и т.п.
Сюжетные подвижные игры должны отражать
жизненные или сказочные эпизоды и
способствовать отработке речи в диалогах и
драматизациях.
• В результате 6-12 месячной работы
речь становится значительно чётче
и быстрее. Однако, и после курса
занятий необходимо сравнительно
долгое наблюдение над детьми,
страдающими брадилалией и
особенно брадикинезией.
Рекомендуются: самостоятельные
занятия, постоянный контроль за
темпом речи, консультативные
занятия у логопеда,
катамнестические исследования.
Тахилалия
• Тахилалия это патологически
ускоренный темп речи. Тахилалия (с греч.
tachis — быстрый, lalia — речь). Синоним:
Tachiphrasia (тахифразия).
• Речь отличается неудержимой
стремительностью. При торопливости могут
появляться расстройства речевого
внимания, запинки, повторения,
проглатывания, перестановки слогов, слов,
неясность произношения фраз. Однако, при
привлечении внимания к речи запинки
исчезают.
Тахилалия
• По определению М.Л. Хватцева, при тахилалии
произносится в секунду 2030 звуков (при норме 114
звуков). Такую стремительную речь бывает трудно
понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но
часто от быстроты высказывания происходит повторение
слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а
иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не
замечает. Он часто не дослушивает собеседника и
торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов
произносится без передышки, до полного выхода. Иногда
неумеренно быстрый темп речи сопровождается
быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног
или всего тела.
• Тахилалия может возникнуть уже в
детстве и, если не проводить
специальной коррекционной работы,
усилиться в переходном возрасте и
остаться на всю жизнь. Доказана и
наследственная природа тахилалии.
Немаловажную роль в возникновении
этого дефекта играют и подражание
быстрой речи окружающих, и
неправильные приемы воспитания
ребенка, его речи.
Причины возникновения тахилалии
• Патологически ускоренный темп речи чаще
всего возникает у детей нервных,
возбудимых, порывистых, неуравновешенных
(гиперактивных).
• Существует несколько точек зрения на
причины возникновения этого дефекта.
М.Е.Хватцев утверждал, что центральным
звеном в патогенезе тахилахии является
расстройство темпа внешней и внутренней
речи за счет патологического преобладания
процессов возбуждения над процессами
торможения.
История изучения тахилалии
неправильная функция
• органически
обусловленное
нарушение
(D. Weiss (1950)
речедвигательная
недостаточность речевого
аппарата
( М. Е. Хватцев (1959)
экстропирамидной
системы
( М. Зееман (1950)
нарушение
экстропирамидной
системы
(М. Зееман)
Речевая симптоматика тахилалии:
• неудержимая стремительность речи и на ее
фоне расстройства речевого внимания,
запинки, повторения, проглатывания,
перестановки слогов, слов, искажения
предложений и т. д.
• интервербальная акцелерация (Ускорение
темпа речи , которая проявляется в
многосложных словах, длинных фразах , что
объясняется временным отключением
регулирующей функции коры ГМ М. Зееман)
• расстройства внутренней речи, чтения и
письма.
Неречевая симптоматика тахилалии:
• нарушения общей моторики
• нарушения психических процессов
• нарушения вегетативной нервной
системы
•
• нарушения поведения и эмоционально
– волевой сферы
• ситуационно обусловленная степень
выраженности симптоматики.
Спотыкание при тахилалии
• Необычно быстрая, стремительная речь при
тахилалии иногда напоминает по внешней
картине заикание, так как говорящий часто
повторяет звуки, слоги и слова. Однако
такие "наскакивания" ничего общего с
заиканием не имеют, так как прежде всего
они носят несудорожный характер. И в
отличие от заикания называются
спотыканием.
• При спотыкании, как и при заикании, могут
возникать и неоправданные паузы,
остановки.
М.Е.Хватцев описал ряд признаков, по которым можно легко отличить истинное
заикание от внешне сходных с ним запинок при спотыкании.
• При заикании:
• 1. Судороги в момент речи в
речевом аппарате.
• 2. Страх публичной речи и
"трудных звуков".
• 3. Периодичность в заикании (то
ухудшение, то улучшение).
• 4. Речь ухудшается при
посторонних и становится лучше
при знакомых.
• 5. При сосредоточенном внимании:
речь ухудшается.
• 6. Во время непринужденного
разговора: заикание уменьшается.
• При спотыкании:
• 1. Нет судорог.
• 2. Нет страха.
• 3. Нет ярко выраженной
периодичности в протекании
дефекта
• 4. Все наоборот.
• 5. При сосредоточенном
внимании: при спотыкании –
улучшается.
• 6. Во время непринужденного
разговора: спотыкание
усиливается
Классификация разновидностей тахилалий
• Баттаризм (кляттеринг) – патологически
обусловленное убыстрение речи, при котором
слова произносятся нечётко,
недоговариваются. Речевое дыхание
нарушено. Речь неразборчивая. А. Куссмауль
отмечал, что в этом случае человек глотает
слоги и даже целые слова в конце фразы, сами
фразы заменяются бормотанием. М.Е.
Хватцев писал, что при этом расстройстве «…
целый каскад звуков и слов произносится без
передышки до полного истощения воздуха».
Классификация разновидностей
тахилалий
Полтерн – то же, что тахилалия, патологически
ускоренная речь с наличием прерывистости темпа
речи несудорожного характера.
• Часто смешивают с заиканием Различия:
• не осознают своего дефекта;
• при сосредоточении внимания речь улучшается;
• говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в
ответственной обстановке;
• во время непринужденного разговора
• симптомы полтерна усиливаются.
Симптоматика речевая при
баттаризме и полтерне
• нарушения внешней речи
• нарушения внутренней речи
• нарушения письменной речи
• нарушены все стороны речевой
деятельности: импрессивная и
экспрессивная речь, просодия, голос,
речевое дыхание, речевая моторика,
лексикограмматический строй речи,
синтаксис, семантика.
Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерне
• нарушения общей моторики
• нарушения внимания
• нарушения мышления
• нарушения поведения
Физиологические итерации
(от латинского iterotio – повторение)
• свойственны раннему периоду развития речи
дошкольников
• результат возрастного несовершенства деятельности
слухового и речедвигательного анализаторов в период
формирования речи
• наиболее ярко проявляются в период формирования
фразовой речи, т.е. с 2 лет (в 80% случаев)
• В процессе онтогенеза и в условиях оптимального
речевого общения к 45 г. полностью исчезают.
• Таким образом, итерации в детской речи вполне
закономерное, естественное явление. Они и называются
физиологическими потому, что ничего общего не имеют
с патологией, а свойственны раннему периоду развития
речи дошкольников.
Коррекционная работа при тахилалии
• Работа по устранению тахилалии проводится
комплексно. Она состоит из следующих направлений:
• 1. Медицинское воздействие (медикаментозное и
физиотерапевтическое укрепление нервной системы).
• 2. Специальные виды лечебной физкультуры.
• 3. Логопедические занятия (упорядочение темпа
речи, воспитание логического мышления, внимания,
нормализация просодической стороны речи: ритма,
мелодики, пауз).
• 4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и
ритма общих движений, развитие речевой и общей
моторики). Продолжительность занятий 910 мес.
Направления коррекционно –
педагогической работы при тахилалии
Воспитание медленного, спокойного, плавного,
строго ритмичного дыхания и
голосообразования;
Медленного ритмичного чтения;
Спокойной ритмически упорядоченной речи;
Здоровой установки на коллектив в процессе
речевого и общего поведения;
Общего и слухового внимания к речи;
Этапы коррекционной работы при тахилалии:
• Логопедическую работу с детьми, страдающими
тахилалией следует проводить поэтапно. Вся указанная
работа проводится обязательно в коллективной форме,
пусть небольшой, но группой. ЮА.Флоренская
подчеркивала, что коллектив используется как начало,
сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее
повышенную психомоторную возбудимость.
Первый этап – режим молчания. Режим молчания
снимает тревожную возбудимость, успокаивает. Логопед
проводит беседу о значении коллектива и логопедических
занятий для нормализации речи. На занятиях с логопедом
начинается усвоение медленного темпа на простейшем
речевом материале (сопряжённая, отраженная речь,
ответы на вопросы).
• Второй этап работа по усвоению
медленного темпа начинается на материале
громкого чтения. Сначала образец даёт
логопед, затем дети читают сопряжённо,
отражённо, по очереди с последующим
анализом чтения каждого. Каждое занятие
начинается в речевой зарядки. Стержневым
моментом во всех речевых упражнениях
является слитная речь, отрабатываемая в
замедленном темпе. Предлагается
замедлить все движения, реакции на
внешнюю среду, всё поведение в целом.
Третий этап работа над
редактированием высказываемых
мыслей, над адекватностью фразы
намеченному содержанию.
Материал занятий: точные
пересказы по плану и без него,
детализацию пересказа, упражнение
в произношении одной и той же
фразы в различной редакции.
• Четвёртый этап – работа над коллективным
рассказом. Внимательно слушая товарища каждый
включается в рассказ неожиданно, по сигналу
логопеда. Вводится медленное чтение про себя,
больше времени отводится на индивидуальной
работе над речью. Используемые на занятиях
приёмы: подражание, сопряжённо – отражённое
произношение, ритмическое чтение, речевые
упражнения под такт, отмечаемый ударом руки,
ноги, хлопком в ладоши, запись и прослушивание
правильной речи, записанной на диктофон и др.
• Курс логопедической коррекции у дошк. и
млад.школьников от 6 мес. до 1 года. В случае
рецидивов необходим повторный курс.
• На занятиях по музыкальной ритмике дети должны
произносить стихи, фразы под неторопливую музыку,
маршировку, разведение рук в стороны и т.д. Так изо дня в
день дошкольников упражняют в замедленной речи. После
того как навык неторопливой речи станет прочным, детей
упражняют в нормальном темпе, в выразительной,
эмоциональной речи.
• При тахилалии часто бывает нарушена последовательность,
логичность мышления. Этому также следует уделять
большое внимание. В таких случаях полезно учить детей
составлять рассказ по плану, подсказывая им
последовательность изложения. Эффективен такой вид
рассказывания, когда логопед начинает каждую фразу, а все
дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны
быть объединены одной темой. Подобные упражнения
развивают у детей логичность мышления и одновременно
позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.
Предупреждение нарушений темпа и ритма
• Родители, и воспитатели должны заботиться о здоровом развитии
нервной системы ребенка. Необходимо охранять ее от
раздражителей таких как: шум, запугивание, излишняя суровость,
неожиданные окрики, резкие переходы в обращении с детьми от
суровости к чрезмерной ласковости, испуг, страх, пребывание среди
нервных, возбудимых, очень беспокойных детей.
• Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным,
ранимым детям.
• исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят
чрезмерно быстро или слишком замедленно, т.к. , что и тахилалия, и
брадилалия могут возникать в результате подражания.
• Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной,
отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре,
выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя
допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и
задыхаясь.
Наиболее типичные различия
тахилалии и заикания
Фактор
Тахилалия
Заикание
Сознание дефекта
(баттаризм, полтерн)
отсутствует
имеется
Речь при напряжении
лучше
Привлечение внимания
к речи
Речь, требующая кон
кретных точных ответов
Чтение хорошо
знакомого текста
Чтение незнакомого
текста
улучшает речь
речь лучше
хуже
лучше
хуже
ухудшает
хуже
лучше
хуже
Наиболее типичные различия
тахилалии и заикания
Фактор
Тахилалия
(баттаризм, полтерн)
Заикание
Письмо
Отношение к
собственной речи
Психологические
переживания
Академические
способности
Желание лечиться
Цель терапии
торопливое,
повторяющееся, с
неясным почерком
безразличное,
небрежное
отставленные
не достигают
возможного уровня,
хотя хорошие и высокие
очень небольшое или
отсутствует
сжатое, напряженное,
заторможенное
боязливое
опережающие
хорошие и высокие
многое зависит от
отношений с учителями
большое
направить внимание на
детали речи
отвлечь внимание от
деталей
Примерная схема обследования:
• сбор анамнеза
• состояние общей и ручной моторики
• состояние мимики
• состояние речевой моторики, орального праксиса
• экспрессивная речь
• письмо
• слуховое восприятие
• слуховой, зрительной и моторной памяти,
• речевой активности.
В логопедическом заключении
указываются:
• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии
(баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;
• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность
ребенка, на его коммуникативные возможности;
• круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;
• выраженность психических симптомов;
• нарушения внешней речи;
• нарушения внутренней речи, психических процессов;
• особенности моторики;
• отклонения в поведении.
Литература по теме:
• 1. Кочергина B.C. Расстройства темпа,
ритма и плавности речи // Расстройства
речи у детей и подростков / Под ред.
С.С.Ляпидевского М., 1969. С. 213225.
• 2. Правдина О.В. Логопедия.М., 1969.
С 150152.
• 3. Селиверстов В.И. Нарушения темпа
речи //Заикание. М., 1979. С. 826.
• 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения. М., 1981