Данная презентация поможет учителю выступить на методическом объединении или педагогическом совете с темой "Рефлексия в начальной школе". Поможет наглядно объяснить и понять значение этого слова,для чего это нужно в начальной школе.Здесь есть примеры когда и на каком этапе урока ее можно проводить.
Рефлексия
на уроках в начальной школе(14 кл.)
РЕФЛЕКСИЯ
от латинского reflexio – обращение назад;
размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание (Словарь иностранных слов);
самоанализ (Толковый словарь русского
В ПЕДАГОГИКЕ: самоанализ деятельности и
языка);
её результатов
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная
деятельность учащихся и учителя, позволяющая
совершенствовать учебный процесс
РЕФЛЕКСИЯ,
ведя обучаемого к осознанию эффективных
способов деятельности, к их систематизации,
обобщению, к отказу от ошибочных приёмов,
в итоге развивает его как личность, а именно такие
качества как:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
Цель рефлексии для
ученика:
не просто уйти с урока с
зафиксированным
результатом, а выстроить
смысловую цепочку,
сравнить способы и методы,
применяемые другими, со
своими
РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ
ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ!!!!
Рефлексию можно применять:
на любом этапе урока
(чаще всего в конце урока);
после изучения отдельной темы, раздела.
Классификация рефлексии:
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА;
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
- проводится в начале урока (для установления
эмоционального контакта с группой) и в конце
деятельности
Приёмы :
1.
Карточки с изображением лиц (12 классы);
2. Цветовое изображение
настроения
а) у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они
показывают карточку в соответствии с их
настроением в начале и в конце урока;
«Сказочная поляна» (цветы раздаются в
начале урока) ;
б) «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» (12 классы)
чувствую себя хорошо, комфортно яблочки
если нет – листочки
в) «Ёжик» (аналогично «Дереву чувств»)
г) «Светофор» (12 классы) (учащиеся получают
по 3 карточки);
Красная -
побольше таких
дел \
поучительно.
Жёлтая
-понравилось, но
не всё \
интересно.
Зелёная- не
понравилось \
скучно.
д) «Цветик - Семицветик» (детям раздаются
лепестки разных цветов);
3.Эмоционально – художественное
оформление:
выбор учениками картины, соответствующей
радостному или грустному настроению;
выбор музыкального фрагмента,
соответствующего настроению;
выражение эмоционального состояния в виде
рисунка.
4. Оценка эмоционального состояния (34 классы):
вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты
испытываешь?»
Позитивные
Негативные
эмоции:
эмоции:
чувство победы;
восхищение;
веселье;
желание общаться;
радость;
ожидание сюрприза;
восторг;
сопереживание.
страх;
уныние;
печаль;
тоска;
грусть;
тревога;
равнодушие;
обида.
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
Приёмы:
приём незаконченного предложения:
«Мне было интересно…»
«Мы сегодня разобрались…»
«Я сегодня понял, что…»
«Мне было трудно…»
«Мне не понравилось…»
«На следующем уроке я хочу…»
Я
узнал
понял
удивился
научился
приём «Выбора афоризма или
пословицы»:
В начале урока учащимся предлагается
2-3 высказывания выдающихся людей
или пословицы. Нужно выбрать
понравившуюся фразу и запомнить. В
конце урока учащиеся выбирают
высказывание, которое соответствует
теме урока, обосновывая свой выбор.
приём оценки «приращения» знаний и
достижения целей:
«Я не знал…»
«Теперь я знаю…»
приём синквейна (пятистишье)
/технология критического мышления;
1) Название темы.
2) Описание темы.
3) Описание действий.
4) Отношение к теме.
М.Зощенко «Ёлка».
1) Лёля, Минька.
2) Бойкая, высокая,
маленький, глупый.
3) Съела, взяла, разбил,
5) Синоним, повторяющий
отбил.
отношение к теме.
4) Остались одни.
5) Наказание.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов
работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных.
УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей
работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики,
владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Приёмы:
1. ПРИЁМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
Самооценка активности на каждом этапе
урока: (выделить и написать на доске
этапы деятельности. В конце урока
предложить учащимся оценить свою
работу на каждом этапе в виде ступенек,
ведущих к успеху);
2. Использование
алгоритма
(например, на
заключительных этапах
урока учащиеся
получают памятки с
конкретным описанием
действий);
ГРУППОВАЯ – учащиеся по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял
задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал,
что…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для
жизни…
Я приобрел…
Мне захотелось…
Индивидуальная:
анкетирование
(в конце урока
пассивно).
учащиеся отмечают в
карточках варианты
ответов); можно
попросить
аргументировать свой
ответ
На уроке я работал (активно \
Своей работой на уроке я
(доволен \ недоволен).
Урок для меня показался
(коротким \ длинным).
За урок я (не устал \ устал).
Моё настроение стало (лучше \
хуже).
Материал урока мне был
(полезен \ бесполезен;
интересен \ скучен).
Домашнее задание (лёгкое \
трудное; интересное \
неинтересное).
Рефлексия работы в группе
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
делало её более эффективной
тормозило выполнение задания
не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
На каком уровне осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации
трудности в общении
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
сохранились единство и партнерские отношения
единство было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача была трудной и неинтересной