Презентация.Рефлексия в начальной школе.

  • Педсоветы
  • pptx
  • 29.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация поможет учителю выступить на методическом объединении или педагогическом совете с темой "Рефлексия в начальной школе". Поможет наглядно объяснить и понять значение этого слова,для чего это нужно в начальной школе.Здесь есть примеры когда и на каком этапе урока ее можно проводить.
Иконка файла материала рефлексия в нач.кл..pptx
Рефлексия  на уроках в начальной школе(1­4 кл.)
РЕФЛЕКСИЯ   от латинского reflexio – обращение назад;  размышление о своем внутреннем состоянии,  самопознание (Словарь иностранных слов);  самоанализ (Толковый словарь русского   В ПЕДАГОГИКЕ:  самоанализ деятельности и  языка); её  результатов
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная  деятельность учащихся и учителя, позволяющая  совершенствовать учебный процесс   РЕФЛЕКСИЯ,  ведя обучаемого к осознанию эффективных  способов деятельности, к их систематизации,  обобщению, к отказу от ошибочных приёмов,  в итоге развивает его  как личность, а именно такие  качества как:  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и  КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
Цель рефлексии для  ученика: не просто уйти с урока с  зафиксированным  результатом, а выстроить  смысловую цепочку,  сравнить способы и методы,  применяемые другими, со  своими
РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ  ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!! Рефлексию можно применять: на любом этапе урока  (чаще всего в конце урока); после изучения отдельной темы, раздела.
Классификация рефлексии:  РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;  РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА;  РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия настроения и  эмоционального состояния - проводится в начале урока (для установления  эмоционального контакта с группой) и в конце  деятельности                        Приёмы : 1.  Карточки с изображением лиц (1­2 классы);
2. Цветовое  изображение   настроения  а) у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они  показывают карточку в соответствии с их  настроением в начале и в конце урока;  «Сказочная поляна» (цветы раздаются в  начале урока) ; 
б) «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» (1­2 классы)  чувствую себя хорошо, комфортно ­ яблочки если нет –  листочки
в) «Ёжик» (аналогично «Дереву чувств»)
г) «Светофор» (1­2 классы) (учащиеся получают  по 3 карточки);  Красная - побольше таких дел \ поучительно.  Жёлтая -понравилось, но не всё \ интересно.  Зелёная- не понравилось \ скучно.
д) «Цветик - Семицветик» (детям раздаются лепестки разных цветов);
3.Эмоционально – художественное  оформление:  выбор учениками картины, соответствующей  радостному или грустному настроению;  выбор музыкального фрагмента,  соответствующего настроению;  выражение эмоционального состояния в виде  рисунка.
4. Оценка эмоционального состояния (3­4 классы): ­вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты  испытываешь?»  Позитивные   Негативные  эмоции: эмоции:  ­чувство победы;  ­восхищение;  ­веселье;  ­желание общаться;  ­радость;  ­ожидание сюрприза;  ­восторг;  ­сопереживание.  ­страх;  ­уныние;  ­печаль;  ­тоска;  ­грусть;  ­тревога;  ­равнодушие;  ­обида.
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ  УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного Приёмы: ­приём незаконченного предложения:  «Мне было интересно…»  «Мы сегодня разобрались…»  «Я сегодня понял, что…»  «Мне было трудно…»  «Мне не понравилось…»  «На следующем уроке я хочу…»
Я узнал понял удивился научился
­приём «Выбора афоризма или  пословицы»:  В начале урока учащимся предлагается 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Нужно выбрать понравившуюся фразу и запомнить. В конце урока учащиеся выбирают высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.
­приём оценки «приращения» знаний и  достижения целей:  «Я не знал…»  «Теперь я знаю…»
­приём синквейна (пятистишье)  /технология критического мышления;  1) Название темы.  2) Описание темы.  3) Описание действий.  4) Отношение к теме.  М.Зощенко «Ёлка».  1) Лёля, Минька.  2) Бойкая, высокая,  маленький, глупый.  3) Съела, взяла, разбил,   5) Синоним, повторяющий  отбил. отношение к теме.  4) Остались одни.  5) Наказание.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов  работы с учебным материалом, поиска наиболее  рациональных.   УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать содержание  материала, но и осмыслить способы и приёмы своей  работы, уметь выбрать наиболее рациональные.    ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики,  владеющие рефлексией:      Что я делал?      С какой целью?      Почему я это делаю так?      Какой результат я получил?     Какой вариант лучше?
Приёмы: 1. ПРИЁМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»  Самооценка активности на каждом этапе  урока: (выделить и написать на доске  этапы деятельности. В конце урока  предложить учащимся оценить свою  работу на каждом этапе в виде ступенек,  ведущих к успеху);
 2. Использование  алгоритма   (например, на  заключительных этапах  урока учащиеся  получают памятки с  конкретным описанием  действий);
ГРУППОВАЯ – учащиеся по   кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:   Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял  задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я почувствовал,  что…  Я научился…  У меня получилось …  Я смог…  Я попробую…  Меня удивило…  Урок дал мне для  жизни…  Я приобрел…  Мне захотелось…
Индивидуальная:  ­анкетирование   (в конце урока  пассивно). учащиеся отмечают в  карточках варианты  ответов); можно  попросить  аргументировать свой  ответ  На уроке я работал (активно \   Своей работой на уроке я  (доволен \ недоволен).  Урок для меня показался  (коротким \ длинным).  За урок я (не устал \ устал).  Моё настроение стало (лучше \  хуже).  Материал урока мне был  (полезен \ бесполезен;  интересен \ скучен).  Домашнее задание (лёгкое \  трудное; интересное \  неинтересное).
Рефлексия работы в группе  Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?   ­ делало её более эффективной   ­ тормозило выполнение задания   ­ не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе  На каком уровне осуществлялось общение в группе?  обмен информацией  взаимодействие  взаимопонимание  Какие трудности испытывали при выполнении задания?  недостаток информации  недостаток средств коммуникации  трудности в общении  Сохранилось ли единство  группы в ходе выполнения задания?  сохранились единство и партнерские отношения  единство было нарушено  Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?  лидер, выдвинувшийся в ходе работы  нежелание наладить контакт большинства участников  непонимание задачи, поставленной для совместной работы  сама задача была трудной и неинтересной