Прграмма по функциональной грамотности
Оценка 4.9

Прграмма по функциональной грамотности

Оценка 4.9
docx
22.06.2023
Прграмма по функциональной грамотности
Программа по функциональной грамотности.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ЛИЦЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЛИТ

____________/_

Т.В. Ивченко

«___ » ________20_____

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры (объединении) учителей

начальных классов  № 1

от «__» августа  20_

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________/___________

от «___  » __________20______

 

эмблема
 

 

 

 

 


Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Развитие функциональной грамотности»

7 класс

 

Составители:

Гаврилина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

Программа дополнительного образования

«Развитие функциональной грамотности»

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» для 7 класса составлена на основе   

- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного    образовательного    стандарта    основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17    декабря    2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей Информационных Технологий» города Новосибирска;

- лана внеурочной деятельности МБОУ ЛИТ на 2022-2023 учебный год.

- Рабочая программа курса «Формирование функциональной грамотности» составлена на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» 5-9 класс разработанной А.В. Белкиным, И.С. Манюхиным, О.Ю. Ерофеевой. Н.А. Родионовой, С.Г. Афанасьевой, А.А.Гилевым.

 

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Резерв учебного времени составляет   4  часа

Продолжительность одного занятия 45 минут.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т. д.  В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2028 году благодаря Указу Президента  РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитее у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовывать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.

 

Цель. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5–7-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

 

Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:

Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

 Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

 Креативное мышление: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления: беглость — способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов; гибкость — способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения; оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

 Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.

 

 

 

Планируемые результаты

Грамотность

Метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

Читательская

Анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста.

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную по отношению к прочитанному.

Математическая

Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации.

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Естественнонаучная 

Распознаёт и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.

Объясняет гражданскую  позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Финансовая

Анализирует информацию в финансовом контексте.

Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

Креативное мышление

Оценивает, анализирует. Выдвигает креативные идеи.

Способен получать новые знания, креативно мыслить, решать возникшие проблемы, выдвигать идеи.

Глобальные компетенции

Анализирует и критически оценивает информацию.

Открыт представителям иных культур, взаимодействует уважительно (уважение других культур и культурных отличий), способен сочувствовать, обладает широтой взглядов и ответственностью.

 

 

 

 

 

Содержание курса «Функциональная грамотность»

 

Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

 Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов. Эволюция органического мира.

Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

 Креативное мышление: Если бы я писал книгу. Что ты видишь. Истории и легенды. От точки к точке. Свой город. Реклама на коробках. Рекламный щит.

Глобальные компетенции: Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа: мировой океан, изменение климата, дефицит воды, энергетическая и сырьевая проблема. Права человека. Образование как ценность и право.

№ п/п

Код занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Читательская грамотность

1

Чг-1

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

1

2

Чг-2

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.

1

3

Чг-3

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию  с учётом цели дальнейшего использования?

1

4

Чг-4

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)

1

5

Чг-5

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль.

1

Математическая грамотность

6

Мг-1

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

1

7

Мг-2

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни.

1

8

Мг-3

Задачи практического содержания.

1

9

Мг-4

Решение задач реальной жизни.

1

10

Мг-5

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гисторграммы.

 

Естественнонаучная грамотность.

11

Ен-1

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел,  жидкостей и газов.

 

12

Ен-2

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.

1

13

Ен-3

Землетрясение, цунами. Объяснение их происхождения.

1

14

Ен-4

Исследование океана. Использование подводных дронов.

1

15

Ен-5

Эволюция органического мира.

1

Финансовая грамотность.

16

Фг-1

Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

1

17

ФГ-2

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

1

18

Фг-3

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

1

19

Фг-4

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить?

1

20

Фг-5

Всё  про кредит.

1

Креативное мышление.

21

Кр-1

Если бы я писал книгу. Что ты видишь.

1

22

Кр-2

Истории и легенды.

1

23

Кр-3

От точки к точке. Свой город.

1

24

Кр-4

Реклама на коробках.

1

25

Кр-5

Рекламный щит.

1

Глобальные компетенции.

26

Гл-1

Основные причины возникновения глобальных проблем.

1

27

Гл-2

Человек и природа: мировой океан, изменение климата, дефицит воды.

1

28

Гл-3

Энергетическая и сырьевая проблема.

1

29

Гл-4

Права человека.

1

30

Гл-5

Образование как ценность и право.

1

Итоговые занятия.

31

Ит-1

Работа над проектом в малых группах.

1

32

Ит-2

Защита проекта.

1

33

Ит-3

Выполнение диагностической работы.

1

34

Ит-4

Интеллектуальная игра

1

ИТОГО:

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Программа дополнительного образования «Развитие функциональной грамотности»

Программа дополнительного образования «Развитие функциональной грамотности»

Пояснительная записка Актуальность программы

Пояснительная записка Актуальность программы

Естественнонаучная грамотность : способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования…

Естественнонаучная грамотность : способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования…

Математическая Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

Математическая Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

Содержание курса «Функциональная грамотность»

Содержание курса «Функциональная грамотность»

Чг-3 Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? 1 4

Чг-3 Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? 1 4

Кр-3 От точки к точке. Свой город

Кр-3 От точки к точке. Свой город
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2023