МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ЛИЦЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ЛИТ ____________/_ Т.В. Ивченко «___ » ________20_____
|
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры (объединении) учителей начальных классов № 1 от «__» августа 20_ |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________/___________ от «___ » __________20______ |
![]() |
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Развитие функциональной грамотности»
7 класс
Составители:
Гаврилина О.В.
г. Новосибирск
Программа дополнительного образования
«Развитие функциональной грамотности»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» для 7 класса составлена на основе
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей Информационных Технологий» города Новосибирска;
- лана внеурочной деятельности МБОУ ЛИТ на 2022-2023 учебный год.
- Рабочая программа курса «Формирование функциональной грамотности» составлена на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» 5-9 класс разработанной А.В. Белкиным, И.С. Манюхиным, О.Ю. Ерофеевой. Н.А. Родионовой, С.Г. Афанасьевой, А.А.Гилевым.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Резерв учебного времени составляет 4 часа
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т. д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2028 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитее у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовывать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.
Цель. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5–7-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления: беглость — способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов; гибкость — способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения; оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.
Планируемые результаты
Грамотность |
Метапредметные и предметные результаты |
Личностные результаты |
Читательская |
Анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста. |
Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную по отношению к прочитанному. |
Математическая |
Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации. |
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. |
Естественнонаучная |
Распознаёт и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте. |
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. |
Финансовая |
Анализирует информацию в финансовом контексте. |
Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. |
Креативное мышление |
Оценивает, анализирует. Выдвигает креативные идеи. |
Способен получать новые знания, креативно мыслить, решать возникшие проблемы, выдвигать идеи. |
Глобальные компетенции |
Анализирует и критически оценивает информацию. |
Открыт представителям иных культур, взаимодействует уважительно (уважение других культур и культурных отличий), способен сочувствовать, обладает широтой взглядов и ответственностью. |
Содержание курса «Функциональная грамотность»
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов. Эволюция органического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
Креативное мышление: Если бы я писал книгу. Что ты видишь. Истории и легенды. От точки к точке. Свой город. Реклама на коробках. Рекламный щит.
Глобальные компетенции: Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа: мировой океан, изменение климата, дефицит воды, энергетическая и сырьевая проблема. Права человека. Образование как ценность и право.
№ п/п |
Код занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Читательская грамотность |
|||
1 |
Чг-1 |
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. |
1 |
2 |
Чг-2 |
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. |
1 |
3 |
Чг-3 |
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? |
1 |
4 |
Чг-4 |
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) |
1 |
5 |
Чг-5 |
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль. |
1 |
Математическая грамотность |
|||
6 |
Мг-1 |
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. |
1 |
7 |
Мг-2 |
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни. |
1 |
8 |
Мг-3 |
Задачи практического содержания. |
1 |
9 |
Мг-4 |
Решение задач реальной жизни. |
1 |
10 |
Мг-5 |
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гисторграммы. |
|
Естественнонаучная грамотность. |
|||
11 |
Ен-1 |
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. |
|
12 |
Ен-2 |
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. |
1 |
13 |
Ен-3 |
Землетрясение, цунами. Объяснение их происхождения. |
1 |
14 |
Ен-4 |
Исследование океана. Использование подводных дронов. |
1 |
15 |
Ен-5 |
Эволюция органического мира. |
1 |
Финансовая грамотность. |
|||
16 |
Фг-1 |
Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. |
1 |
17 |
ФГ-2 |
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? |
1 |
18 |
Фг-3 |
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. |
1 |
19 |
Фг-4 |
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? |
1 |
20 |
Фг-5 |
Всё про кредит. |
1 |
Креативное мышление. |
|||
21 |
Кр-1 |
Если бы я писал книгу. Что ты видишь. |
1 |
22 |
Кр-2 |
Истории и легенды. |
1 |
23 |
Кр-3 |
От точки к точке. Свой город. |
1 |
24 |
Кр-4 |
Реклама на коробках. |
1 |
25 |
Кр-5 |
Рекламный щит. |
1 |
Глобальные компетенции. |
|||
26 |
Гл-1 |
Основные причины возникновения глобальных проблем. |
1 |
27 |
Гл-2 |
Человек и природа: мировой океан, изменение климата, дефицит воды. |
1 |
28 |
Гл-3 |
Энергетическая и сырьевая проблема. |
1 |
29 |
Гл-4 |
Права человека. |
1 |
30 |
Гл-5 |
Образование как ценность и право. |
1 |
Итоговые занятия. |
|||
31 |
Ит-1 |
Работа над проектом в малых группах. |
1 |
32 |
Ит-2 |
Защита проекта. |
1 |
33 |
Ит-3 |
Выполнение диагностической работы. |
1 |
34 |
Ит-4 |
Интеллектуальная игра |
1 |
ИТОГО: |
34 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.