Причастие как часть речи
Оценка 5

Причастие как часть речи

Оценка 5
Документация
docx
русский язык
7 кл—11 кл
07.09.2022
Причастие как часть речи
Разработка урока с интересными заданиями на закрепление
Бердибаева ММ. Причастие.docx

Бердибаева М.М.

Узбекистан, Нукус

Тема:  «Причастие как часть речи»

Класс 7

 

Цель:

- систематизировать и обобщить полученные знания по теме "Причастие".

- воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы.

- формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок повторения

Методы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, индивидуальные карточки-оценки, учебник для 6 кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения, 4-е издан. перераб. / В.И. Зеленина. — Т.: «Sharq», 2017.

 

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы повторим все наши знания о причастии и узнаем кое - что новое.

Рефлексивный прием «Смайлик»

Для начала я бы хотела узнать, какое у вас настроение. Многие ребята, когда пишут друг другу СМС - сообщения, ставят смайлики, благодаря которым угадывается их отношение к обсуждаемому предмету. Итак, нарисуйте на кружочке смайлик, который бы отразил ваше настроение на нынешний момент.

Спасибо, мы вернемся к ним в конце урока, чтобы посмотреть, как изменилось ваше настроение за 40 минут.

Запишите, пожалуйста, эпиграф к уроку. На доске эпиграф «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький)

Что такое эпиграф и для чего он нужен? (Это цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора). 

 

«Ромашка».

Обратите внимание на желтый кружочек на доске (на нем написано «ПРИЧАСТИЕ») Около него записаны слова. Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их.

Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики. Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. И поражающий!! Причастие, которое находится в нашем эпиграфе.

Желтеющий- действительное причастие настоящего времени.

Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.

Поражающий -  действительное причастие настоящего времени

Учитель. А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики. Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные. Желтеть – глагол.

Это не простой желтый кружок, это сердцевина ромашки, от которой, как лучики, должны располагаться лепестки.

Давайте я раздам вам лепестки от ромашки, а вы напишете на них, что вы знаете о причастии. По одному выражению. Вот наводящие вопросы:

Что такое причастие?

Что оно обозначает?

На какой вопрос отвечает?

Чем является в предложении?

Как подчеркивается?

Какого времени может быть?

Какие суффиксы помогают определить нам его от других частей речи?

Какого вида могут быть?

На какие две большие категории делятся? Например....

Полученные лепестки мы крепим на доску в виде готовой ромашки. (даже неправильные)

По ходу урока, если вы осознаете, что на лепестках написаны неверные суждения, вы озвучиваете свою версию.

 

Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Через время нужно выяснить, какие из утверждений были верными.

Учащимся раздаются опросники «Верите ли вы, что» (Приложение №1)

Ребята, посмотрите на табличку. В ней записаны какие - то утверждения, прочтите их и в первой колонке проставьте значки. «+»,  если вы согласны с этой фразой, а «–», если не согласны. Вторая колонка остается пока пустой.

 

В это время слабые ученики получают легкие тесты. (Приложение 2)

На стадии размышления, после того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию (лепестки) и пишет на других лепестках новую, правильную.

 

  Возможные вопросы

· Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него)

· Все ли понятно? Какие появились вопросы?

Давайте вернемся к нашим листочкам «Верите ли вы, что». После прочтения текста вы, возможно, поменяли свое мнение. Расставьте, пожалуйста, ПЛЮСЫ и МИНУСЫ заново, во втором столбике.

 

Учитель. Многие поэты использовали в своих стихах причастия. И сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Дмитрия Кедрина, которое насыщено причастиями. Давайте его запишем. Сразу выделяя суффиксы.     

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

 

- А теперь проведём орфоэпическую разминку.

На доске записаны слова. Что их объединяет?

ЗвонЯщий, подменЁнный, дЫшащий, пЕреданный. Это причастия.

Учитель. Верно. А теперь запишите их в тетрадь, и расставьте ударения.

 

Один ученик придумывает предложение по схеме 1 с одним из слов,

Второй ученик -  по схеме номер 2 с одним из слов.

Третий сочиняет синквейн по теме «Причастие»

 

Посмотрите на доску. От данных глаголов нужно образовать причастия, определить вид, время. Глаголы: Бегать, смеяться, сделать, бросить, нарисовать

(работа в парах) – Объединитесь по парам и распределите слова в два столбика. Объясните свой выбор. Слова: маленький, летящий, крупный, поющий, крутящийся, тенистая, холодный, морозный, желтеющий, упавший.

 

Учитель: Вспомним, что такое причастный оборот на практике.

От рощи, протянувшейся вдалеке узкой полосой, веяло прохладой.   Давайте найдем причастие ( протянувшейся), определим главное слово ( рощи). Где здесь стоит главное слово? Нужна ли запятая? (да)

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вернемся к нашим смайликам. Переверните их и нарисуйте мне ваше настроение к финалу нашего урока. Поднимите руки, у кого оно совпадает? А кому стало веселее? Кто стал гордиться собой, своими знаниями?

 

Домашнее задание:

Упражнение  43.  Спишите,  вставляя,  где  надо,  пропущенные буквы. Укажите признаки глагола и прилагательного у каждого из причастий. Определите синтаксическую функцию причастий.

Лодки  были  точно  пр..кле..ны  к  ч..рной  воде,  густо украшенной ж..лтыми листьями (М. Горький). По хутору хлопали закрываемые  ставни  (М.  Шолохов).  Тяж..лая  капля,  сорвавшаяся  с верхушк.. дуба, прыгала с места на место (В. Солоухин).  Старые древес..ные  стволы  были  закрыты  разросшимся  кустарником (Н. Гоголь). Побледневшее небо стало с..неть (И. Тургенев). Погружался в море клевера, окружённый сказками пчёл, но ветер, зовущий с севера, моё детское сер..це нашёл (А. Блок).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Верите ли вы, что....

№ п/п         Утверждения       До чтения

+/-     После чтения

+/-

1       Причастие может быть только совершенного вида.            

2       Причастия образуются от основы глагола, специальных суффиксов и окончаний, характерных для прилагательных.          

3       У некоторых причастий может быть форма будущего времени            

4       Причастие отвечает на вопросы «Что сделанный?», «Что сделавший?».                 

5       В причастном обороте само причастие всегда главное слово.               

6       Причастный оборот подчеркивается  _ _ _ _ _ _ _ (ПУНКТИРОМ)                

7       Любое причастие изменяется по падежам.                

8       Причастия согласуются с определяемыми существительными в роде, числе и падеже.               

9       Все причастия могут иметь полную и краткую форму.                

10     Не все учителя нашей школы сходу смогут дать точное определение причастию.           

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ. Подчеркните правильные ответы.

1. Причастие — это...

а. Математическая единица.

б. Химический процесс

в. Часть речи

г. Затрудняюсь ответить.

 2.     Причастие отвечает на вопрос..

а. Который час?

б. Как дела?

в. Как пройти в библиотеку?

г. Какой? Какая? Какие? Какое?

3. Причастный оборот — это....

а. То, что привез Колумб из Америки.

б. Причастие с зависимыми словами.

в. Ласковое обращение (дорогой, миленький)

г. Способ наказания.

4.      Причастный оборот выделяется.

а. Звездочками.

б. Кружочками.

в. Волнистой линией.

г. Не выделяется совсем.

    

 

 

 

 

 


 

Бердибаева М.М. Узбекистан,

Бердибаева М.М. Узбекистан,

Запишите, пожалуйста, эпиграф к уроку

Запишите, пожалуйста, эпиграф к уроку

На какие две большие категории делятся?

На какие две большие категории делятся?

Много видевший, много знавший,

Много видевший, много знавший,

Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов. Рефлексия.

Причастия согласуются с определяемыми существительными в роде, числе и падеже

Причастия согласуются с определяемыми существительными в роде, числе и падеже

Причастие как часть речи

Причастие как часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2022