Русский язык
10 класс
ТЕМА: Причастие как глагольная форма
ЦЕЛЬ: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Причастие как глагольная форма», отработать умение применять на практике орфографические правила.
ЗАДАЧИ:
1. Учебная: развивать навыки анализа грамматических форм и умение строить логически обоснованные рассуждения.
2.Развивающая: совершенствовать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы, стремление к самореализации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Инициатива, находчивость, активность при решении проблем.
Формирование культурных, нравственных ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Устанавливать причинно-следственные связи.
Работать с информацией, извлекать из источников, отбирать, систематизировать.
Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Знание о причастии как особой форме глагола
Применение изученного для решения задач практического характера: грамотного письма.
Развитие орфографической зоркости.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы урока. Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока - «Причастие как глагольная форма».
II. Определение целей урока. Цели урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно, проанализировав 12 задание ЕГЭ по русскому языку 2020 года.
Слайд 1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1. выдвин…шь
2. вылет…вший
3. незыбл…мый
4. отутюж…нный
5. проветр...в
Итак, какие части речи встречаются? В каких морфемах имеются орфограммы? Каковы же будут цели нашего урока?
1. Повторение изученного по теме «Причастие как глагольная форма».
2. Повторение и обобщение изученного по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий».
3. Закрепление навыков правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий.
Ваши выводы верны. От себя добавлю, что материал упражнений включает себя пословицы, что позволит обогатить речь.
III. Создание проблемной ситуации. Урок я предлагаю построить в форме деловой игры. Представьте себе, что вы являетесь экспертами, анализирующими результаты ЕГЭ. Ваша задача выяснить, какие ошибки допускают учащиеся при выполнении 12 задания, выявить причины их появления. Итогом работы должны стать рекомендации для учащихся по выполнению 12 задания ЕГЭ в виде самостоятельно сформулированных правил, таблиц, схем.
IV. Повторение.
1) Что такое глагол? Каковы его основные морфологические признаки?
2) Что такое деепричастие? Как образуются деепричастия? Какие признаки глагола и наречия имеются у деепричастий?
V. Работа с учебником. Найдите ответы на следующие вопросы в §§49, 50 учебника (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. «Русское слово», М., 2009г.)
1) Что такое причастие?
2) Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»?
3) Какие признаки глагола и прилагательного имеются у причастий?
4) Какие морфологические признаки свойственны только причастиям?
5) Как образуются причастия?
6) Почему авторы других учебников считают причастие самостоятельной частью речи?
VI. Анализ грамматических форм.
1) Что необходимо знать, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий и деепричастий?
2) На какие две группы можно разделить данные грамматические формы в зависимости от необходимости находить неопределенную форму глагола и определять спряжение? Представьте выводы в виде таблицы или схемы.
Слайд 2. 1) завис…л
2) завис…шь
3) завис…вший
4) завис…мый
5) завис…в
6) завис…щий
7) вывез…нный
Слайд 3.
|
Необходимо найти н.ф. глагола |
Необходимо определить спряжение глагола |
1 |
Зависел (глагол прошедшего времени) |
Зависишь (глагол с безударным личным окончанием) |
2 |
Зависевший (действительное причастие прошедшего времени) |
Зависимый (страдательное причастие настоящего времени) |
3 |
Зависев (деепричастие) |
Зависящий (действительное причастие настоящего времени) |
4 |
Вывезенный (страдательное причастие прошедшего времени) |
|
VII. Закрепление умения образовывать неопределенную форму глагола.
1. Проанализируйте ответ ученика. Какие грамматические ошибки допущены? Каковы причины их возникновения? Какие орфографические ошибки они вызывают?
Слайд 4. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь.
1. Вырв…тся. Неопределенная форма – вырываться, это глагол I спряжения. Окончание - -ет.
2. Догон…шь. Неопределенная форма – догонять, это глагол I спряжения. Окончание - -ешь.
3. Ворот…шь. Неопределенная форма – воротить, это глагол II спряжения. Окончание - -ишь.
Вывод. Нередко ошибки в безударных окончаниях глаголов связаны с неправильно образованной неопределенной формой. При образовании неопределенной формы глагола необходимо учитывать вид глагола.
Слайд 5. Выносишь, выносит, выносим, выносите – это глаголы несовершенного вида, неопределенная форма – выносить. Глагол относится ко II спряжению.
Вынесешь, вынесет, вынесем, вынесете – это глаголы совершенного вида, неопределенная форма – вынести. Глагол относится к I спряжению.
2. Выполните упражнение I, самостоятельно определив уровень своей подготовки.
VIII. Закрепление правописания гласной перед суффиксами -Л- глаголов прошедшего времени, -ВШ- действительных причастий прошедшего времени, -В и -ВШИ деепричастий
1. Пользуясь данной таблицей, сформулируйте правило о правописании гласной перед суффиксами -Л- глаголов прошедшего времени, -ВШ- действительных причастий прошедшего времени, -В и -ВШИ деепричастий.
Слайд 6.
Неопределенная форма глагола |
Глагол прошедшего времени |
Действительное причастие прошедшего времени |
Деепричастие |
видЕть |
видЕл |
видЕвший |
видЕв |
блистАть |
блистАл |
блистАвший |
блистАв |
таЯть |
таЯл |
таЯвший |
таЯв |
Вывод. Перед суффиксами -Л- глаголов прошедшего времени, -ВШ- действительных причастий прошедшего времени, -В и -ВШИ деепричастий пишется та же буква, что и перед -ТЬ у глаголов неопределенной формы.
2. Выполните упражнение II, самостоятельно определив уровень своей подготовки.
IX. Закрепление правописания гласных перед нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени.
1. Пользуясь данной таблицей, сформулируйте правило о правописании гласных перед нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени.
Слайд 7.
Неопределенная форма глагола |
Страдательное причастие прошедшего времени |
прочитАть посеЯть |
прочитАнный, прочитАн посеЯнный, посеЯн |
изучИть вымести |
изучЕнный, изучЕн выметЕнный, выметЕн |
Вывод. Если глагол заканчивался на –АТЬ или –ЯТЬ, то в причастии пишется –АНН- или –ЯНН- (-АН- или –ЯН-), иначе –ЕНН- (-ЕН-).
2. Выполните упражнение III.
X. Физкультминутка.
XI. Закрепление правописания глаголов с безударным личным окончанием.
1. Рассмотрите таблицу. Расскажите о спряжении глаголов. Какие окончания имеют глаголы I спряжения? Какие окончания имеют глаголы II спряжения? Что нужно сделать, чтобы правильно писать личные окончания глаголов? Как определить спряжение глагола?
Слайд 8.
I спряжение |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
II спряжение |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
||
Все остальные |
-У (-Ю)
-ЕШЬ
-ЕТ |
-ЕМ
-ЕТЕ
-УТ (-ЮТ) |
1)все на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться; 2) 7 глаголов на -еть; 3) 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, и опять смотреть, вертеть |
-У (-Ю)
-ИШЬ
-ИТ |
-ИМ
-ИТЕ
-АТ (-ЯТ) |
||
2. Проанализируйте записи. Почему у учащихся возникли проблемы с определением спряжения глаголов? В каком случае необходимо найти неопределенную форму, чтобы определить спряжение?
Слайд 9.
1) Молчать. Глагол заканчивается на –ать, значит, это глагол I спряжения. Почему пишется «молчим» с окончанием -ИМ?
2) Вылететь. Глагол оканчивается на –еть, значит, это глагол I спряжения. Почему пишется «вылетишь» с окончанием –ИМ?
3. Составьте, используя стрелки, алгоритм, который позволит правильно писать окончания глаголов.
1. Поставь ударение.
2. Падает ли ударение на окончание?
Да Нет
Пиши, как слышишь 3.Поставь глагол в неопределённую
форму
4. Оканчивается ли глагол на –ить?
Да Нет
II спряжение
Пиши -И-, -АТ, -ЯТ
5.Относится ли глагол к исключениям?
Да Нет
II спряжение I спряжение
Пиши –И-, -АТ, -ЯТ Пиши –Е-, -УТ, -ЮТ
Вывод. Чтобы определить, какого спряжения глагол, нужно посмотреть, куда падает ударение: на окончание или основу.
1. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию: летим, молчит – II спряжение.
2. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределенной форме: колем – глагол I спряжения, так как н.ф. колоть, заканчивается на -оть.
3. У глаголов с приставкой вы- то же окончание, что и в бесприставочной форме: выльешь – льёшь, выспишься – спишь, вылетишь – летишь. Определять спряжение нет необходимости: нужно найти бесприставочную форму.
4. Выполните упражнение IV.
XII. Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-
1. Проанализируйте данную таблицу и сделайте выводы о правописании суффиксов страдательных причастий прошедшего времени -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-.
Слайд 10.
Неопределенная форма глагола |
Спряжение |
Глагол 1 лица множественного числа |
Страдательное причастие прошедшего времени |
читать |
I |
читаЕМ |
читаЕМый |
видеть |
II |
видИМ |
видИМый |
Вывод. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени I спряжения с помощью суффиксов -ем- (-ом-) и II спряжения с помощью суффикса -им-. Исключение: движимый.
2. Выполните упражнение V, самостоятельно определив уровень своей подготовки.
XIII. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени –УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-.
1. Проанализируйте данную таблицу и сделайте выводы о правописании суффиксов действительных причастий настоящего времени -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-.
Слайд 11.
Неопределенная форма глагола |
Спряжение |
Глагол 3 лица множественного числа |
Действительное причастие настоящего времени |
читать |
I |
читаЮТ |
читаЮЩий |
видеть |
II |
видЯТ |
видЯЩий |
Вывод. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени I спряжения с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-) и II спряжения с помощью суффиксов -ащ- (-ящ-).
2. Выполните упражнение VI, самостоятельно определив уровень своей подготовки.
XIV. Контроль усвоения темы.
Тест.
XV. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия. Продолжите предложения.
· По теме «Причастие как глагольная форма» я знаю, что…
· Выполнив упражнения, я знаю, как...
· В конце урока я знаю, зачем...
2. Составим рекомендации для учащихся по выполнению 12 задания ЕГЭ в виде самостоятельно сформулированных правил, таблиц, схем.
· Какую пословицу можно взять в качестве эпиграфа?
· Какие таблицы, схемы, алгоритмы помогут учащимся выполнить 12 задание ЕГЭ по русскому языку? Материал каких слайдов презентации необходимо включить?
XVI. Домашнее задание.
1. Cоставить рекомендации учащихся по выполнению задания 12 задания ЕГЭ по русскому языку.
2. Выучить правила.
3. Выполнить упражнения № 260, 263 (уровень А), № 261, 262(уровень Б).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.