"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
Оценка 4.7

"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
25.09.2019
"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
Цели: дать понятие о причастии как части речи; учить отличать причастие от глагола и прилагательного; (р/р) формировать умение конструировать предложения с причастием. Ход урока I. Организационный момент. II. Тетради с домашним заданием (сочинением) собрать на проверку. III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом. После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами. В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем-то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из-под земли, бледно-сиреневыми лепестками? И откуда только они взялись в такую позднюю пору? Да это же безвременники, цветы-неувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг из-под травы, засохшие великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна. – Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте? 1) Чем-то залюбовался любопытный дятел. 2) У цветов-неувяд весной появляются коробочки с семенами. 3) Природа поздней осенью готовится к покою. 4) Осенью березы становятся беззащитными. – Какова тема текста? – Определите тип речи: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение; 4) описание с элементами повествования. – Укажите способ образования слова белоствольный. IV. Работа над новой темой. 1. Выпишите предложение. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. – Выделите грамматическую основу. – Какое определение дано подлежащему березки? Выделите группу подлежащего. – Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? Каково его значение? – Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие? – А пожелтевшие и пожелтели? – От какого слова образовано определение пожелтевшие? – На какой вопрос отвечает? – Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите в тетрадь. – Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный? – Выделите основы в данных словах: (Основа одна и та же от + формообразующие суффиксы-вш- и -л-.) – Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.) – Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием. 2. Запись темы урока. 3. Чтение § 9 (с. 24–25). – Образуйте причастия (из выделенных словосочетаний текста). – От какого глагола образовано подчеркнутое причастие? 4. Выборочный диктант. – В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия. Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор. – Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных. 5. Игра (устно). К существительному, названному учителем, подобрать прилагательное и причастие. Например: снег. чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий рыхлый искрящийся 6. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже (1-е предложение записываем на доске, остальные – по вариантам). Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная. I вариант: сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. II вариант: дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по. III вариант: лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осенью. 7. Выполнение упражнения 54 (письменно). Выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова. V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).  Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.
17.docx
У р о к  17 ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Ц е л и: дать понятие о причастии как части речи; учить отличать причастие от   глагола   и   прилагательного;   (р/р)   формировать   умение   конструировать предложения с причастием. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Тетради с домашним заданием (сочинением) собрать на проверку. III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом. После   небольших   заморозков   прошелестел   последний   золотой   дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы­великаны, которые покачивают корявыми лапищами. В   эту   пору   предзимья   природа   готовится   к   длительному   покою.   Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем­то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из­под земли, бледно­сиреневыми лепестками? И   откуда   только   они   взялись   в   такую   позднюю   пору?   Да   это   же безвременники, цветы­неувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг из­под травы,  засохшие великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна. –  Какое   из   утверждений   не   соответствует   мыслям   автора,   высказанным   в тексте? 1) Чем­то залюбовался любопытный дятел. 2) У цветов­неувяд весной появляются коробочки с семенами. 3) Природа поздней осенью готовится к покою. 4) Осенью березы становятся беззащитными. – Какова тема текста? – Определите тип речи: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение; 4) описание с элементами повествования. – Укажите способ образования слова белоствольный. IV. Работа над новой темой. 1. В ы п и ш и т е   п р е д л о ж е н и е. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. – Выделите грамматическую основу. –   Какое   определение   дано   подлежащему  березки?   Выделите   группу подлежащего. – Сравните эти определения. Какой частью речи является слово  стройные? Каково его значение? –   Как   вы   думаете,   к   одной   части   речи   относятся   слова  стройные  и пожелтевшие? – А пожелтевшие и пожелтели? – От какого слова образовано определение пожелтевшие? – На какой вопрос отвечает? – Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите  в тетрадь. – Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный? – Выделите основы в данных словах: (Основа  одна  и  та  же  от   + формообразующие суффиксы­вш­ и ­л­.) – Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.) – Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием. 2. З а п и с ь   т е м ы   у р о к а. 3. Ч т е н и е  § 9 (с. 24–25). – Образуйте причастия (из выделенных словосочетаний текста). – От какого глагола образовано подчеркнутое причастие? 4. В ы б о р о ч н ы й   д и к т а н т. – В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия. Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес.   Они,   увидевшие   его,   бросились   было   бежать.   Дубровский   со   своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор. – Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных. 5. И г р а  (устно). К   существительному,   названному   учителем,   подобрать   прилагательное   и причастие. белеющий сверкающий липнущий искрящийся Например: снег. чистый  свежий  глубокий  рыхлый  6.  С о с т а в ь т е   из  слов, записанных  на доске, предложения,  образовав  от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже (1­е предложение записываем на доске, остальные – по вариантам). Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная. I в а р и а н т: сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. II в а р и а н т: дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по. III в а р и а н т: лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осенью. 7. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я  54 (письменно). Выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова. V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).  Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.

"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019