Цели: дать понятие о причастии как части речи; учить отличать причастие от глагола и прилагательного; (р/р) формировать умение конструировать предложения с причастием.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Тетради с домашним заданием (сочинением) собрать на проверку.
III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом.
После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами.
В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем-то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из-под земли, бледно-сиреневыми лепестками?
И откуда только они взялись в такую позднюю пору? Да это же безвременники, цветы-неувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг из-под травы, засохшие великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна.
– Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?
1) Чем-то залюбовался любопытный дятел.
2) У цветов-неувяд весной появляются коробочки с семенами.
3) Природа поздней осенью готовится к покою.
4) Осенью березы становятся беззащитными.
– Какова тема текста?
– Определите тип речи:
1) повествование;
2) описание;
3) рассуждение;
4) описание с элементами повествования.
– Укажите способ образования слова белоствольный.
IV. Работа над новой темой.
1. Выпишите предложение.
Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки.
– Выделите грамматическую основу.
– Какое определение дано подлежащему березки? Выделите группу подлежащего.
– Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? Каково его значение?
– Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие?
– А пожелтевшие и пожелтели?
– От какого слова образовано определение пожелтевшие?
– На какой вопрос отвечает?
– Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите в тетрадь.
– Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный?
– Выделите основы в данных словах:
(Основа одна и та же от + формообразующие суффиксы-вш- и -л-.)
– Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.)
– Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием.
2. Запись темы урока.
3. Чтение § 9 (с. 24–25).
– Образуйте причастия (из выделенных словосочетаний текста).
– От какого глагола образовано подчеркнутое причастие?
4. Выборочный диктант.
– В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия.
Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.
– Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных.
5. Игра (устно).
К существительному, названному учителем, подобрать прилагательное и причастие.
Например: снег.
чистый белеющий
свежий сверкающий
глубокий липнущий
рыхлый искрящийся
6. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже (1-е предложение записываем на доске, остальные – по вариантам).
Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная.
I вариант: сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы.
II вариант: дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по.
III вариант: лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осенью.
7. Выполнение упражнения 54 (письменно). Выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова.
V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).
Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.
17.docx
У р о к 17
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Ц е л и: дать понятие о причастии как части речи; учить отличать причастие
от глагола и прилагательного; (р/р) формировать умение конструировать
предложения с причастием.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Тетради с домашним заданием (сочинением) собрать на проверку.
III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом.
После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь.
Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки.
На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубывеликаны,
которые покачивают корявыми лапищами.
В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. Лишь
неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато»,
да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чемто залюбовалась внизу.
Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно изпод земли,
бледносиреневыми лепестками?
И откуда только они взялись в такую позднюю пору? Да это же
безвременники, цветынеувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с
семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг изпод травы, засохшие
великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна.
– Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в
тексте?
1) Чемто залюбовался любопытный дятел.
2) У цветовнеувяд весной появляются коробочки с семенами.
3) Природа поздней осенью готовится к покою.
4) Осенью березы становятся беззащитными.
– Какова тема текста?
– Определите тип речи:
1) повествование;
2) описание;
3) рассуждение; 4) описание с элементами повествования.
– Укажите способ образования слова белоствольный.
IV. Работа над новой темой.
1. В ы п и ш и т е п р е д л о ж е н и е.
Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные
березки.
– Выделите грамматическую основу.
– Какое определение дано подлежащему березки? Выделите группу
подлежащего.
– Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные?
Каково его значение?
– Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и
пожелтевшие?
– А пожелтевшие и пожелтели?
– От какого слова образовано определение пожелтевшие?
– На какой вопрос отвечает?
– Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.)
Запишите в тетрадь.
– Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный?
– Выделите основы в данных словах:
(Основа одна и та же от
+ формообразующие суффиксывш и
л.)
– Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.)
– Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием.
2. З а п и с ь т е м ы у р о к а.
3. Ч т е н и е § 9 (с. 24–25).
– Образуйте причастия (из выделенных словосочетаний текста).
– От какого глагола образовано подчеркнутое причастие?
4. В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т.
– В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия. Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой
рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он
поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него
лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим
кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.
– Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных.
5. И г р а (устно).
К существительному, названному учителем, подобрать прилагательное и
причастие.
белеющий
сверкающий
липнущий
искрящийся
Например: снег.
чистый
свежий
глубокий
рыхлый
6. С о с т а в ь т е из слов, записанных на доске, предложения, образовав от
одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном
падеже (1е предложение записываем на доске, остальные – по вариантам).
Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная.
I в а р и а н т: сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы.
II в а р и а н т: дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по.
III в а р и а н т: лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осенью.
7. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 54 (письменно). Выполнить фонетический
разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова.
V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).
Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.
"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.