"ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: дать понятие о причастии как части речи; учить отличать причастие от глагола и прилагательного; (р/р) формировать умение конструировать предложения с причастием. Ход урока I. Организационный момент. II. Тетради с домашним заданием (сочинением) собрать на проверку. III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом. После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами. В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем-то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из-под земли, бледно-сиреневыми лепестками? И откуда только они взялись в такую позднюю пору? Да это же безвременники, цветы-неувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг из-под травы, засохшие великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна. – Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте? 1) Чем-то залюбовался любопытный дятел. 2) У цветов-неувяд весной появляются коробочки с семенами. 3) Природа поздней осенью готовится к покою. 4) Осенью березы становятся беззащитными. – Какова тема текста? – Определите тип речи: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение; 4) описание с элементами повествования. – Укажите способ образования слова белоствольный. IV. Работа над новой темой. 1. Выпишите предложение. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. – Выделите грамматическую основу. – Какое определение дано подлежащему березки? Выделите группу подлежащего. – Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? Каково его значение? – Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие? – А пожелтевшие и пожелтели? – От какого слова образовано определение пожелтевшие? – На какой вопрос отвечает? – Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите в тетрадь. – Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный? – Выделите основы в данных словах: (Основа одна и та же от + формообразующие суффиксы-вш- и -л-.) – Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.) – Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием. 2. Запись темы урока. 3. Чтение § 9 (с. 24–25). – Образуйте причастия (из выделенных словосочетаний текста). – От какого глагола образовано подчеркнутое причастие? 4. Выборочный диктант. – В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия. Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор. – Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных. 5. Игра (устно). К существительному, названному учителем, подобрать прилагательное и причастие. Например: снег. чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий рыхлый искрящийся 6. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже (1-е предложение записываем на доске, остальные – по вариантам). Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная. I вариант: сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. II вариант: дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по. III вариант: лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осенью. 7. Выполнение упражнения 54 (письменно). Выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова. V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).  Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.
Иконка файла материала 17.docx
У р о к  17 ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Ц е л и: дать понятие о причастии как части речи; учить отличать причастие от   глагола   и   прилагательного;   (р/р)   формировать   умение   конструировать предложения с причастием. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Тетради с домашним заданием (сочинением) собрать на проверку. III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом. После   небольших   заморозков   прошелестел   последний   золотой   дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы­великаны, которые покачивают корявыми лапищами. В   эту   пору   предзимья   природа   готовится   к   длительному   покою.   Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем­то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из­под земли, бледно­сиреневыми лепестками? И   откуда   только   они   взялись   в   такую   позднюю   пору?   Да   это   же безвременники, цветы­неувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг из­под травы,  засохшие великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна. –  Какое   из   утверждений   не   соответствует   мыслям   автора,   высказанным   в тексте? 1) Чем­то залюбовался любопытный дятел. 2) У цветов­неувяд весной появляются коробочки с семенами. 3) Природа поздней осенью готовится к покою. 4) Осенью березы становятся беззащитными. – Какова тема текста? – Определите тип речи: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение;4) описание с элементами повествования. – Укажите способ образования слова белоствольный. IV. Работа над новой темой. 1. В ы п и ш и т е   п р е д л о ж е н и е. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. – Выделите грамматическую основу. –   Какое   определение   дано   подлежащему  березки?   Выделите   группу подлежащего. – Сравните эти определения. Какой частью речи является слово  стройные? Каково его значение? –   Как   вы   думаете,   к   одной   части   речи   относятся   слова  стройные  и пожелтевшие? – А пожелтевшие и пожелтели? – От какого слова образовано определение пожелтевшие? – На какой вопрос отвечает? – Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите  в тетрадь. – Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный? – Выделите основы в данных словах: (Основа  одна  и  та  же  от   + формообразующие суффиксы­вш­ и ­л­.) – Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.) – Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием. 2. З а п и с ь   т е м ы   у р о к а. 3. Ч т е н и е  § 9 (с. 24–25). – Образуйте причастия (из выделенных словосочетаний текста). – От какого глагола образовано подчеркнутое причастие? 4. В ы б о р о ч н ы й   д и к т а н т. – В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия.Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес.   Они,   увидевшие   его,   бросились   было   бежать.   Дубровский   со   своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор. – Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных. 5. И г р а  (устно). К   существительному,   названному   учителем,   подобрать   прилагательное   и причастие. белеющий сверкающий липнущий искрящийся Например: снег. чистый  свежий  глубокий  рыхлый  6.  С о с т а в ь т е   из  слов, записанных  на доске, предложения,  образовав  от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже (1­е предложение записываем на доске, остальные – по вариантам). Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная. I в а р и а н т: сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. II в а р и а н т: дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по. III в а р и а н т: лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осенью. 7. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я  54 (письменно). Выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова. V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).  Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.

Посмотрите также