Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема. Причастия настоящего и прошедшего времени.
Цели урока:
-закрепить знания о причастии как части речи и причастном обороте; о правописании суффиксов и окончаний причастий; самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению;
-вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота; воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему;
- воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.
Регулятивные УУД: формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные: научиться определять время действительных и страдательных причастий .
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:учебник,карточки,таблицы,мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
«Продолжи предложение».1.Причастие-это..2.Прич.оборот...3.Признаки глагола у прич....4.Признаки прилаг. у прич...5.Действ. и страд.прич....6. Н и НН в прич...-
3.Изучение нового материала.
В русском языке время является постоянной грамматической категорией причастия. Действительные и страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Для определения времени необходимо обратить внимание на словообразующий суффикс.
Время – это постоянная грамматическая категория причастий, тесно связанная с грамматической категорией залога. В русском языке выделяют действительные и страдательные причастия настоящего времени и действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Чтобы определить время причастия, необходимо выделить суффикс, с помощью которого оно было образовано.
Причастия настоящего времени |
Причастия прошедшего времени |
|||
Суффиксы |
Примеры |
Суффиксы |
Примеры |
|
Действительные причастия |
-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- |
знающий, грохочущий, спрашивающий, опаздывающий |
-вш-, -ш- |
говоривший, спешивший, приготовивший, лежавший |
Страдательные причастия |
-ем-/-ом-, -им- |
омываемый, освещаемый, стираемый, творимый |
-енн-/-нн-, -т- |
очищенный, заправленный, вырытый, приклеенный |
Формирование новых причастий всегда происходит исключительно от глагольных форм. Временные характеристики выражаются грамматически с применением суффиксов, образующих причастие.
Данные суффиксы всегда помогут нам в определении причастия в предложении, потому что у остальных частей речи таких нет.
Необходимо придумать причастия от глаголов и найти суффиксы причастий в словах: говорить, петь, одевать, заклеить, застрелить, распилить.
Для успешной сдачи экзаменов нужно знать и некоторые правила правописания гласных в суффиксах причастий действительных и страдательных.
Чтобы определить, какую гласную поставить в суффиксе настоящего времени, необходимо выяснить спряжение исходного глагола.
Выясним глагольное спряжение, поставив глагол в начальную форму. Когда глагол заканчивается на – ить, это II спряжение (кроме слов стелить, брить). Кроме того, сюда причисляют слова: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, слышать, дышать. Глаголы с иными вариантами букв на конце относят к I спряжению. Например: Стреляют – нач. ф. стрелять, заканчивается на –ять, значит это 1 спр. Купишь – нач.ф. купить, заканчивается на – ить, значит это 2 спр.
Перед суффиксом причастия прошедшего времени гласная остается та же, что стоит в основе инфинитива.
Для правильного подбора гласной в причастном суффиксе настоящего времени рассмотрите такие примеры: они умеют – уметь (I спр.) - умеющий быстро читать; он рисует – рисовать (I спр.) — рисующий художник; она смотрит – смотреть (исключ., II спр.) — смотрящая вдаль женщина. Для причастий прошедшего времени обращаем внимание на букву перед –ти, -ть. у инфинитива: пришил – пришить – пришивший пуговицу; завязал – завязать – завязавший шнурки; унес – унести – унесший дрова.
-Физкультминутка.
4.Закрепление изученного материала.
-индивидуальная работа.
-Задание:указать разряд, вид, время причастия.
Листья, опадающие с деревьев, стелющиеся ковром, покрывающие все вокруг; отцветающие астры; синеющие головки октябринок; посеребренная инеем трава; опустевшие поля, сады и огороды; убранный урожай; бегущие по небу облака; солнце, редко показывающееся из-за туч; едва уловимый шорох; часто моросящий дождь.
5.Подведение итогов урока
-Над какой темой работали?
6.Оценивание
7.Домашнее задание. .
8.Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал…
Было трудно… Я понял, что…
У меня получилось…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.