МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республик Крым Малая академия наук «Искатель»
Отделение: языкознание и литературоведение
Секция: английский язык
ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯНОСТИ ЭКРАНИЗАЦИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГЕРБЕРТА УЕЛЬСА
Работу выполнила
Борисюк Дарина Андреевна
ученица 9 – Б класса
Муниципального общеобразовательного
учреждения города Джанкоя Республики Крым
лицей «Многоуровневый
образовательный комплекс № 2»
Научный руководитель
Куцаева Виктория Игоревна,
Учитель английского языка
Муниципального общеобразовательного
учреждения города Джанкоя Республики Крым
лицей «Многоуровневый
образовательный комплекс № 2»
г. Джанкой – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....…….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ГЕРБЕРТ УЭЛЬС — ВЕЛИКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ.
1.1. Обоснование величия литературного гения писателя………………....…..…5
1.2. Краткая биография.………………………………………………..….....……...6
1.3. Творческий путь ………………………………………………………....……..7
1.4. Вклад в литературу……………………………………………………....……...8
РАЗДЕЛ 2 ВЕЛИЧАЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ.
2.1. «Машина времени» …………………………………………....……….……..13
2.2 «Человек-невидимка»…………………………………….....………………….13
2.3. «Война миров»……………………………………….…....…………………...14
2.4. "Остров доктора Моро", "Освобожденный мир"………....…..……………..17
РАЗДЕЛ 3 ОСОБЕННОСТИ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ШЕДЕВРОВ.
3.1.История экранизации произведений …….....……………….……..………….18
3.2. Кино «Машина времени»...................................................................................20
3.3.Анализ экранизации произведения «Война миров»…….………….....…......20
3.4. Киноадаптации «Острова доктора Моро»......................................................22
3.5. Сравнение кассовых сборов……………….………………………………….23
ВЫВОД…………..………………………………………………………....……….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....………25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………....……….26
ВВЕДЕНИЕ
Современны мир невозможно представить без кино индустрии, которая очень продвинута. Несмотря на развитие и масштабное распространение TitTok, LIKe, YouTube каналов и прочих развлекательных сетей, просмотр фильма – был, есть и остается любимым занятием не только взрослых, но и подростков. Среди множества жанров кино, самым популярен среди «тинэйджеров» продолжает быть именно фантастический жанр, о возможном будущем, еще не открытом, неизведанном и таком далеком или о чудесах, которые так и остаются необъяснимыми наукой.
На фоне таких гигантов как Marvel и DC, казалось бы, невозможно стать популярным и востребованным, или всё же есть такие фильмы?
Задавшись таким вопросом, мы нашли равного «соперника» таким гигантам киноиндустрии. Что стало еще большим удивлением для нас в ходе изучения данного вопроса, это то, что эти фильмы не только не представители новой сюжетной линии, а являются ремейками одних и тех же литературных произведений одного и того же автора. Казалось бы, о чем мог написать и поведать нам человек, живший полтора столетия назад, чем он смог нас удивить?
В данной работе мы попытались доказать, что Герберт Джордж Уэллс – один из величайших творцов в жанре научной фантастики, чьи произведения не стареют и пользуются огромным спросом у широкой публики. В работе мы анализируем, благодаря чему его творения имеют не угасающую популярность. Данные факторы определяют актуальность нашей темы исследования.
Целью работы стало:
- изучение особенностей экранизаций произведений Герберта Джорджа Уэллса в различные исторические моменты и определение причину не угасающего интереса зрителей.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- изучить жизненный и творческий путь писателя;
- обобщить вклад в мировую литературу;
- сравнить экранизации наиболее известных произведений автора;
- проанализировать уровни популярности кинопроизведений;
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы:
-анализ (проанализировать данное явление в кинематографе)
-синтез (объединить результаты анализа)
-сравнение (сравнить дословное значение фраз с предоставленным переводом)
-индукция (на примере частных случаев прийти к общей закономерности)
Объект исследования: экранизации произведений Герберта Джорджа Уэллса в разные годы.
Предмет исследования: кинокартины «Война миров», «Человек - невидимка», «Машина времени».
Гипотеза: предполагается, что данные кино шедевры становились популярными благодаря тому, что они были максимально приближены к тексту произведения-оригинала.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1
ГЕРБЕРТ УЭЛЬС — ВЕЛИКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ.
1.1. Обоснование величия литературного гения писателя
Литературные шедевры Ге́рберта Джорджа Уэ́ллса, на самом деле - это настоящий праздник для любителей фантастики. Благодаря неиссякаемому таланту в творчестве и науке и невероятному упорству за свою жизнь он успел сделать очень многое. (Приложение А)
Несмотря на то, что Герберт Джордж Уэллс жил во времена Викторианской Англии, когда дома освещались свечами и лампами и самой передовой техникой был велосипед с цепным приводом и надувными шинами, у него получилось предсказать многочисленные изобретения будущего. Технический прогресс и промышленная революция тех времен позволили Уэллсу находить вдохновение в научных открытиях различных сфер. Научные идеи и подход получили свое отражение в его фантастике, так как он был ученым – биологом. Уэллс проводил эксперименты с будущим, показывая, к чему могут привести различные открытия в настоящем. Он показывал не только сторону развития человечества и прогресса, а и разрушительную мощь технологий, по причине эгоистичного и необдуманного использования научных открытий. Изначально к литературному гению и фантастическим предсказаниям Уэллса критики относились без должного внимания и явным недоверием. Он был несколько раз номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил её. Критики считали его книги ненаучной фантастикой, но только до тех пор, пока фантазия писателя не превратилась в реальность. А. Эйнштейн, прочитав об атомной бомбе, заявлял, что такая идея немыслима. Но спустя 30 лет атомные бомбардировки стерли с лица земли Хиросиму и Нагасаки. Современные исследователи творчества Г. Уэльса утверждают, что прогнозы фантаста сбылись почти на 80 процентов, а он стал первооткрывателем многих тем, которые стали популярными и породили множество направлений в современной фантастике.
1.2. Краткая биография.
Ге́рберт Джордж Уэ́ллс — английский писатель и публицист. Родился 21 сентября в 1866 году в Бромли, пригороде Лондона. Родители будущего писателя были из простого рабочего народа: были прислугой в роскошном поместье. Отец был садовником, а мать горничной. Позже семья обзавелась небольшой лавкой по продаже фарфоровых изделий, но торговля была скудной и практически не приносила дохода. От нищеты спасало то, что отец профессионально играл в крикет и зарабатывал этим деньги. [1]
Учился Герберт Джордж Уэллс в Коммерческой Академии мистера Томаса Морлея. [2] Родители мечтали, чтобы сын стал торговцем.
Когда Герберту исполнилось тринадцать, семья потеряла кормильца, его отец получил травму бедра и не мог обеспечивать семью, мальчику пришлось начать самостоятельную жизнь.[3] Он получил образование в педагогическом колледже Лондонского университета. [4]
Молодой Уэллс пробовал себя в разных областях – работал в аптеке, был учеником торговца, был учителем и преподавал точные науки, а также служил помощником у зоолога и популяризатора науки Томаса Гексли.[5]
Был дважды женат: с 1891 по 1895 гг. на Изабелле Мэри Уэллс, брак с которой быстро прервался, а с 1895 по 1928 гг. — на Эми Кэтрин Уэллс (в девичестве Роббинс). Вторая жена скончалась от рака. Во втором браке родились два сына.[6]
С 1893 года писатель начал профессионально заниматься журналистикой.[5]
Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, часто выступал с лекциями и много путешествовал.[6] Г. Уэллс трижды был в России. В первый раз в 1914 году. Второй раз в сентябре 1920 года у него была встреча с Лениным. Его третий приезд в нашу страну состоялся в середине июля 1934 года. В свой последний визит Уэллс совершил поездку по стране, присутствовал на физкультурном параде на Красной площади в Москве, посетил ЦПКиО им. М. Горького*, встречался с И.В. Сталиным и М. Горьким, с учеными, писателями, деятелями искусств. В конце июля 1934 года он прибыл в Ленинград.[7]
Уэллс умер 13 августа 1946 года, не дожив чуть меньше, месяца до своего 80-летия, в своём доме на Ганновер-террас, от осложнений на фоне тяжёлых проблем с обменом веществ.
1.3. Творческий путь
Еще с самого раннего детства начался творческий путь писателя. Но полноценно в литературу Герберт Уэллс пришел из мира науки.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, ему «посчастливилось», как он сам выражался, сломать ногу. Тогда его сердцу открылась любовь к чтению.[2] Мы считаем, именно это и послужило началом творческой деятельности Герберта Уэльса.
Первые попытки писать социально-фантастические рассказы относятся к периоду учебы Уэллса в школе (1884-1887). Но мастером этого жанра он стал в 90-е годы XIX века. С начала 90-х годов Уэллс работал в периодической печати; в сборник вошла часть статей и очерков, тогда им написанных. По свидетельству И. Рэчнема, современники считали его одним из самых преуспевающих новеллистов периода 1895-1905 гг. В рецензиях на сборники уэллсовских рассказов обращалось внимание на их злободневность, насыщенность научным материалом, умелое сочетание необычного и обыденного, широту охвата действительности. Хотя полноценного и глубокого осмысления данная сторона творчества писателя не получила ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении до сих пор.[6] Известность же пришла к Уэллс благодаря его первой работе — «Машина времени», написанной в 1895 году.[8]
До начала первой мировой войны, он написал множество романов, поразивших мир. Но послевоенное время ознаменовалось для писателя тяжелым творческим кризисом, который тянулся до двадцатых годов. С начала военных действий Уэллс публикует серию статей, посвященных проблемам военного времени. Они были выпущены им вскоре отдельной книгой под заглавием «Война, которая покончит с войнами» (The War that will end War, 1914). [10]
Когда Уэллс на старости лет взялся за перо мемуариста, он сумел рассказать сам о себе без особых прикрас. Но еще до этого он рассказал о себе во множестве романов. Перед нами раскрылся изменчивый и вместе с тем цельный образ человека, принадлежащего своему времени, своей стране, своему классу и одновременно всему человечеству, ибо настоящая литература, рассказывая правду о своем времени, неизбежно находит новую частицу правды о человеке и человечестве. [11]
1.4. Вклад в литературу.
В историю литературы Герберт Уэллс вошел как мастер научной фантастики. Писатель поистине сделал многое для развития научно - фантастического жанра. Уэльс богатил фантастические роман и рассказ, задав вопрос глубоких социальных проблем, которые были рождены империалистической эпохой. В своих произведениях он рассматривал социальные сдвиги и мировые катаклизмы, а так же тему жестокости войн и колониальных захватов, восхвалял безграничные возможностями науки и всепобеждающие силы человеческого разума, проникающего в тайны мироздания и покоряющего силы природы. [12]
Уэллс является автором многих тем, которые стали популярными в фантастике всех последующих лет развития данного жанра. В 1895 году, за 10 лет до Эйнштейна и Минковского, он предположил, что наша реальность является четырёхмерным пространством, добавив еще одну грань - время («Машина времени»). В 1898 году предрек войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства по типу лазера («Война миров», чуть позднее — «Когда Спящий проснётся», «Война в воздухе»). В 1905 году описал цивилизацию разумных созданий, помимо человеческой расы («Царство муравьёв»). В 1923 году в фантастику им было введено понятие параллельных миров («Люди как боги»).
Кроме перечисленных идей, Уэллсом были введены также другие идеи, которые позднее были заимствованы многими авторами. Например: антигравитация, человек-невидимка, ускоритель темпа жизни и другие.
Хотя важно отметить, что не идеи были основной целью автора. Первостепенным было высветить главную, социально-критическую сторону его произведений. Таким образом, идеи стали лишь техническим приёмом. [13]
Вопрос деградации общества проходил красной нитью по всем его величайшим произведения, но впервые был упомянут в «Машине времени». Автор предостерегает читателя, что продолжение непримиримой классовой борьбы может привести к полной деградации общества.
В последние десятилетия творчества Уэллс полностью отошёл от фантастики, но его реалистические произведения пользуются меньшей популярностью. [14]
Творческое наследие Уэллса очень велико. На протяжении творческой жизни он написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы о Фабианском обществе, вооружении, национализме, всеобщем мире и прочем, 3 книги для детей и автобиографию.
Произведения Уэллса переведены на арабский, белорусский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, русский, сербскохорватский, словацкий, украинский, французский, чешский и японский языки. [6]
По собственному признанию Уэллса в «Опыте автобиографии», в «период созревания, общего знакомства с миром» он, еще не готовый к «наблюдению за характерами», стремился «создать рамку, в которой протекает жизнь человека». «Прежде чем описывать жизнь тех или других личностей мне понадобилось изучить те условия общественной жизни, в которых мы плаваем, как рыба в воде». Причем, как и других представителей социально-философского направления в литературе критического реализма рубежа XIX-XX веков, Уэллса волнует не только чисто негативная задача разоблачения буржуазного общества, для него всегда важно, что будет дальше. Поиски ответа на этот вопрос были вызваны заботой писателя о будущем человека, Уэллс был убежден, что к наивысшему прогрессу человечество сможет прийти, «создав условия для самого полного и свободного развития отдельной личности».
Работу над произведениями социального плана, написанными до первой мировой войны, в том числе и над рассказами, писатель рассматривал как подготовительный этап на пути к созданию произведений о современном человеке. Но хотя произведения «малого» жанра Уэллса не ставили своей целью исследование характеров и подобно довоенным социально-фантастическим романам не обращались «к проблемам, встающим перед отдельной личностью», внимание писателя в них привлек человек как часть социального организма. [6]
Творчество Уэллса помогло его современникам приобщиться к важнейшим научно-техническим проблемам XX столетия. Еще в начале века Уэллс предсказал великое будущее атомной энергии, писал о той роли, которая будет принадлежать авиации, обращался к вопросам космических полетов и межпланетных сообщений. С полным основанием он мог сказать о своем творчестве: «Реальность принялась подражать моим книгам и готова заменить меня».
Фантастика Уэллса была фантастикой нового типа. Сливаясь с жизнью и отражая ее, она во многих случаях опережала и предугадывала явления реальной действительности. Уэллс стремился разобраться в закономерностях жизни, преломляя их в отстраненных фантастических образах. Его всегда волновал вопрос о последствиях технического прогресса для судеб человечества. Эта проблема заняла центральное место в его творчестве, и писатель был глубоко прав, утверждая, что при сохранении существующих в современном ему капиталистическом обществе порядков, научно-технические достижения не сделают людей свободными и счастливыми. Они обернутся против них и принесут им новые неисчислимые бедствия. От современных ему романистов реалистической школы — Джона Голсуорси, Арнольда Беннета — его отличало стремление к преобразованию общества. Он рисовал в своих книгах контуры будущего, однако в представлениях о нем исходил из реформистских заблуждении и иллюзий.
Во взглядах Уэллса на перспективы развития общества много ошибочного. Он был убежденным противником классовой борьбы и революции, не верил в народ и основной движущей силой исторического развития считал представителей буржуазной научно-технической интеллигенции, которым он приписывал определяющую роль в создании общества будущего. До конца жизни Уэллс оставался на позициях реформизма.
Однако сферой научной фантастики творчество Уэллса отнюдь не исчерпывается, оно развивалось по двум основным линиям. Появление научно-фантастических романов сопровождалось работой над бытовыми романами: «Любовь и мистер Люишем» (1900), «Киппс» (1904), «Тоно-Бенге» (1909), «Анна-Вероника» (1909), «История мистера Полли» (1910), «Женитьба» (1912), «Жена сэра Айзека Хармана» (1914).
Обе эти линии творчества Уэллса тесно связаны; и в той и в другой группе романов Уэллс обращался к проблемам современности и строил проекцию в будущее. И в научно-фантастических и в бытовых романах отразились представления писателя о личности человека в его настоящем, взгляд на связи и взаимоотношения человека с окружающим миром. Но если научно-фантастические романы вводят читателя в область необычного и неизведанного, поражают грандиозностью масштабов и смелостью предвидения, то в бытовых романах — все очень обычно.
Различны и их герои. В романах научно-фантастического цикла — это чаще всего ученые, люди, смело вторгающиеся в тайны науки, стремящиеся к новым открытиям. В бытовых романах — это ничем не замечательные «маленькие люди», ведущие унылое однообразное существование, — приказчики, мелкие служащие, учителя, владельцы небольших лавчонок. [11]
РАЗДЕЛ 2
ВЕЛИЧАЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ.
2.1. «Машина времени»
Произведений Герберта Уэллса огромное множество, он писал для всех и обо всем. Но не зря был назван фантастом, ведь самые популярные его романы именно в научно-фантастическом жанре.
.В 1895 году вышел первый роман Уэллса — «Машина времени» Это произведение принесло его автору мгновенный и шумный успех, объясняющийся не только своеобразием и занимательностью его формы, но прежде всего значительностью и актуальностью содержания.[11] За 10 лет до открытий А. Эйнштейна и Г. Минковского в романе появилась возможность существования четырехмерного пространства - времени. Образ «Машины времени» появился у писателя после того, как на заседании дискуссионного клуба он услышал доклад «О возможностях неэвклидовой геометрии» по мотивам книги Ч. Хинтона «Что такое четвертое измерение» (1884). В 1891 году Уэллс написал эссе «Неподвижная Вселенная», в котором объяснял концепцию четырехмерного мира, с четырьмя координатами: длина, ширина, высота (пространство) и протяженность (время). В издательстве его эссе отвергли из-за того, что издатель понял не больше 10 процентов того, о чем писал Уэллс. Впервые в романе была представлена идея о путешествиях во времени, которая в дальнейшем получила большую популярность у писателей. [14]
2.2. «Человек-невидимка»
Следующим романом стал — «Человек-невидимка» (1897 год). Автор описал эффект невидимости, который в полной мере недоступен для современной науки, которому свет огибает его тело таким образом, чтобы не отражаться от него. Для написания романа Уэллс обращает свое внимание на исследование свойств медуз, которые практически незаметны в воде.
Основная идея же произведение – раскрытие характера героя, феноменальное изображение тщеславия, из-за которого молодой бедный ученый так спешил проверить на себе действие сыворотки, заставляющей физическое тело стать прозрачным; а так же вспыльчивость героя, из-за которой у истории печальный финал.
Автор описывает все так детально, что представляешь себе все происходящее как будто видишь перед собой, но при этом нет скучных и ненужных подробностей.
Казалось бы, произведение написано так, что героя стоило бы осуждать за его поступки, за горячность, грубость, воровство, нападения на людей. Но на самом деле невозможно не проникнуться симпатией к этому гению, никем не понятому и попавшему в трудное положение, бесконечно одинокому, и несомненно талантливому.
Интересна сопутствующая истории тематика: каково это, быть невидимым? Вседозволенность и всевластие, возможность захватить мир (или отдельный городок)? Или же неудобство, невозможность жить как все, когда ты не можешь поесть, чтобы не быть разоблаченным, или вынужден ходить без одежды в мороз? У медали две стороны, и то, о чем человек мечтает, строя грандиозные планы, не всегда может быть воплощено в жизнь.
Идея невидимости стала очень привлекательной для военных комплексов Америки. Сегодня изобретены невидимые для радаров стелс-самолеты и метавещественный камуфляж.
2.3. «Война миров»
Уэллс стал первопроходцем темы инопланетного вторжения. Тема эта оказалась крайне плодотворной, была подхвачена несколькими сотнями авторов, некоторые из которых пытались писать вариации именно на уэллсовский сюжет.
Читая произведение "Война миров", ее события могут показаться кошмарным сном, в котором сбываются самые худшие ожидания. Особенно, если учесть, что эти страхи относительно того, что человечество - это не единственные разумные существа во Вселенной. И мало того, что в этом произведении оказалось, что инопланетяне существуют, так еще их намерения оказались вовсе не мирными, и марсиане вторглись на Землю с целью ее захвата.
Во время прочтения складывается ощущение, что наступил конец света и спасения от марсиан уже не будет, тем более, что воевать с ними совершенно бесполезно, так как это был технически более продвинутый вид разумных существ, а их оружие превосходит земное. Поэтому инопланетяне быстро и уверенно завоевали почти всю Англию и уже добрались до ее столицы - Лондона.
Книга "Война миров" имеет довольно напряженный сюжет, и читатель не устает удивляться, каких только ужасов в ней не пришлось пережить главному герою. Чувство тревоги не покидает на протяжении всего произведения.
Именно поэтому настолько удивительна счастливая развязка произведения, когда само вторжение закончилось также внезапно, как оно и началось, а ситуация разрешилась сама собою, независимо от бесполезного отпора людей.
В вопросе создания образа марсиан Уэллс тоже предстал первопроходцем, вопросы биологии, физиологии и психологии инопланетных захватчиков, он рассмотрел первым и предложил свой вариант. И надо сказать, что он мог бы пойти по более тривиальной дорожке, однако, его находки про пищеварительную систему марсиан, двигательные особенности, телепатические способности - оказались довольно оригинальными.
Но оригинальнее всего Уэллс решил проблему победы землян в первой межпланетной войне. Ведь люди не смогли справиться с марсианским вторжением, армия была разбита, казалось, что помощи ждать уже не от кого, а она как раз и подоспела. И от кого, от тех, кого мы извечно считали своими врагами - от микроорганизмов, носителей заболеваний, тех же вирусов. Вот так, те, кто преследовал и угнетал нас - землян, сослужил нам верную службу, расправившись с нашими самыми страшными врагами, у которых не оказалось иммунитета к земным инфекциям. Тем самым микроскопические "земляне" доказали всем: и "большим" землянам и инопланетным агрессорам, кто на Земле настоящий хозяин.
Конечно, в таком авторском решении много допущений, которых, случись нечто подобное в реальности, скорее всего, не оказалось бы. Тот же расчет на то, что организмы представителей иной биологии окажутся пригодными для паразитирования в них земных микроорганизмов, выглядит крайне малоубедительным. Автор был очень внимателен к деталям: срок пребывания марсиан на Земле - 21 день, классика инкубационного периода большинства вирусных зараз: от двух до трёх недель.
И хотя книга "Война миров" -это художественное произведение, но зато оно написано настолько правдоподобно и выразительно, что до конца чуть ли не веришь, что все происходящее - это правда и происходит на самом деле.
Кроме того, английский фантаст владел очень убедительным языком, ведь на его искусстве внушать страх попадались целые страны. Известна история с радиопостановкой 1938 года, осуществленной однофамильцем автора по имени Орсон. Радиоспектакль начинался без предупреждения как прямой репортаж о якобы реально происходящих событиях, тогда американцев, поверивших диктору, постигла паника. Через 11 лет - в 1949 году - история повторилась в Эквадоре, тут, купившиеся на провокацию эквадорцы, бросились громить радиоцентр.
2.4. «Остров доктора Моро», «Освобожденный мир»
Идеи некоторых произведений используются во многих областях современного мира, например: "Остров доктора Моро", где автор описывает последствия генетических опытов и выращивания зверолюдей. Такие опыты не давали положительных результатов в XX веке, но сейчас проводится исследование по выращиванию овец, биологически похожих на людей. Это позволяет выращивать органы для пересадки человеку. А также «Когда спящий проснется» (1899). В романе Уэллс описывает процесс крионики, которая позволяет заморозить тело для того, чтобы воскресить его в будущем. Таким образом, появляется новый способ путешествия в будущее и увеличение продолжительности жизни.
В книге "Освобожденный мир" автор предсказывает появление атомной бомбы и радиоактивности. Роман был написан под влиянием Фредерика Содди — нобелевского лауреата по химии 1921 года, в нем Уэллс создает свой радиоактивный элемент «каролиний», который стал прообразом плутония. Помимо этого, он описал возможность существования еще более мощной бомбы — водородной. Также в книге присутствуют отсылки к дате открытия радиоактивности — 1933 год. На самом деле, Нобелевская премия за открытие радиоактивности была присуждена в 1934 году супругам Жолио-Кюри. Уэллс примерно угадал пуск первой в мире атомной электростанции. Он предполагал, что это произойдет в 1953 году в Англии. На самом деле, это произошло в СССР в 1954 году. Помимо радиоактивности, Уэллс описал военную технику, похожую на танки, которые начали использоваться во время Мировых Войн. [14]
РАЗДЕЛ 3
ОСОБЕННОСТИ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ШЕДЕВРОВ.
3.1. История экранизации произведений
История экранизаций художественных произведений Геберта Уэльса довольно длинная. Киноленты, основанные на его сюжетах, начали выходить уже при жизни автора. В 1936 году писатель сам консультировал актеров, играющих в фильме "Облик грядущего" [18]
Мы составили алфавитный список таких фильмов:
· Агент-невидимка
· Возвращение человека-невидимки
· Война миров (мини-сериал)
· Война миров (телесериал, 2019)
· Война миров (фильм Стивена Спилберга)
· Война миров (фильм, 1953)
· Глубокой ночью» (1945)
· Девушка-невидимка
· Империя муравьёв
· «Исповедь невидимки» (1992)
· «Кровавое чудовище» (1959)
· Машина времени (фильм, 2002)
· Месть человека-невидимки
· «Невидимка» (2000)
· Остров доктора Моро (фильм, 1977)
· Остров доктора Моро (фильм, 1996)
· Остров потерянных душ (фильм, 1932)
· Первые люди на Луне (фильм, 1964)
· Первые люди на Луне (фильм, 2010)
· Пуговица (мультфильм)
· Путешествие на Луну (фильм, 1902)
· Путешествие в машине времени (фильм,1979)
· Страна слепых (мультфильм)
· Страстная дружба
· Человек-невидимка (телесериал, 1984)
· Человек-невидимка (фильм, 1933)
· Человек-невидимка (фильм, 1984)
· Человек-невидимка (фильм, 2020)
· Человек, который умел творить чудеса
· Экскурсия на Луну
Мы обратили внимание на то, основная часть списка — это экранизации одной и той же книги. Легко определить, что наиболее популярными стали следующие произведения Герберта Уэльса:
«Человек - невидимка»
«Война миров»
«Остров доктора Моро»
«Первые люди на Луне»
«Машина времени»
Перед нами стал вопрос, что стало причиной такой популярности этих кино шедевров, так как никому не секрет, что если фильм проваливается в прокате, то на повторный риск никто не идет. Почему такой элемент книги, как сама машина времени использовалась в более, чем сотне фильмов и мультфильмов, а сама экранизация была снята лишь несколько?
Для того, чтобы найти ответы на наши вопросы, мы решили сравнить два наиболее контрастных произведения: «Машина времени», как популярное произведение, экранизированное меньшее количество раз, «Война миров» —произведение с самым большим количеством раз экранизаций и «Остров доктора Моро» - экранизации с самым высокими оценками кинокритиков.
3.2. Кино «Машина времени»
В ходе наших исследований, нам удалось выяснить, "Машине времени" не особо везло с хорошими экранизациями.
Фильм Пэла превратил фактически роман социальных ужасов в легкое и не напрягающее, почти семейное кино.
Вторая экранизация рассказа, которая является ремейком фильма 1960 года, хотя его постановщик-правнук Герберта, Саймон так же превратила человека-невидимку в комического персонажа, а не человека, выбраненного из общества и обреченного на деградацию. [15]
Путешествие в машине времени (Time After Time), 1979, режиссера Николас Мейера на самом деле не была экранизацией книги, а являлась фантазией по мотивам жизни и творчества писателя. Герберт Уэллс изобретает машину времени, которую захватывает Джек Потрошитель и на которой перемещается в современную (на 1979 год) Америку. В погоню за ним отправляется Уэллс. Фильм на удивление достойный, если закрыть глаза на главную сюжетную дыру: ну какой существенный ущерб современный цивилизации может нанести ещё один маньяк с ножом? (Приложение Г)
3.3 Анализ экранизаций произведения «Война миров»
Напомним, об этом произведении можно говорить очень много, оно уже давно стало классикой и не раз экранизировалось в различных странах мира в том или ином виде.
Первой "экранизацией", о которой известно сейчас стала радиопостановка 1938 года, созданная Орсоном Уэллсом. Одних радиопостановок насчитывается около 15, последняя из которых вышла в 2018 под названием The Martian Invasion of Earth.
Первой экранизацией Войны Миров является фильм 1953 года Байрона Хэскина. Собственно, действие фильма разворачивается не в Европе начала 20 века, а в США 1950-х годов. В целом, фильм был тепло встречен зрителями, но критики встретили картину довольно противоречиво. Все хвалили визуальную часть и спецэффекты, однако образы героев не понравились критикам - актеры отыгрывали стандартные образы мужественного учёного, его привлекательной подруги, жесткого генерала. Религиозный пафос, сопровождающий картину до последней минуты, большинство специалистов нашло чрезмерным и выдающим в нем явное пропагандистское начало.
В 2005 году вышло сразу 3 фильма по книге, они вышли довольно разнообразными. Наиболее популярными стали два из них:
1) Место и время действия не перенесено в будущее. Добро пожаловать в Англию 19 века, где приземляется инопланетный космический корабль в форме цилиндра, из него появляются пришельцы и тут начинается борьба за выживание. Главный герой, которого называют Писателем борется за выживание человечества и своей семьи.
2) Фильм 2005 года, режиссёром которого стал Стивен Спилберг - самая знаменитая экранизация романа Уэллса. Кроме того, эта кинолента собрала огромную кассу и множество наград, хотя действие фильма перенесено в современную Америку, сам по себе он довольно точно соответствует первоисточнику, хотя все же имеется несколько отличий, в основном они связаны с тем, чтобы осовременить некоторые аспекты и добавить экшна. Например, Марсиане Уэллса используют в качестве оружия тепловой луч, однако в фильме инопланетяне применяют более совершенное лучевое энергетическое оружие. Цвет этих лучей находится в диапазоне, видимом человеческим глазом. Так же нападения инопланетян происходят по всему миру, а не только в Англии.
«Война миров - Настоящая история» — лента 2012 года. Это продолжение фильма Тимоти Хайнса или его ремейк. Фильм снят в жанре псевдодокументального фильма, посвященного марсианскому вторжению. Концепция фильма вдохновлена радиопостановкой Орсона Уэллса, который подал материал так, что было непонятно, что это художественное произведение.
В 2019 году вышло два минисериала. Обе эти экранизации сильно разнятся. Одна близка к классике и получила признание, другая же происходит в наши дни. Как уже было сказано раньше, действие происходит в современном мире, где люди пытаются выжить на фоне инопланетного вторжения. Сериал получил неплохие оценки от людей, но все же ниже первого сериала.
Это далеко не все экранизации данного произведения, но те, о которых мы не упомянули имеют низкий рейтинг, плохие отзывы критиков и так никогда не были востребованы на большом экране. В этом мы видим причину удаленности кинопроизведений от художественного оригинала. (Приложение Д)
3.4. Киноадаптации «Острова доктора Моро»
"Остров доктора Моро" является также одним из самых экранизируемых произведений. Почти все фильмы сняты по мотивам романа. Первая экранизация относится к 1921 г. В Германии сняли немое кино под названием "Остров пропавших без вести", являющееся свободной адаптацией произведения фантаста. Потом ленту экранизировали в 1932 году в США. Фильм назывался "Остров потерянных душ", являющийся также свободной адаптацией Уэллса. Позже выйдут фильмы, которые так и будут называться – "Остров доктора Моро". Первый такой фильм выйдет на большой экран в 1977 году, а второй в 1996 году. Примечательно, что лента 1996 года считается среди критиков худшей экранизацией произведения. [16]
Первая экранизация, снятая в формате немого кино смотрится потешно, а костюмы настолько безобразно изготовлены, что вся лента смотрится так, будто её сняли сто лет тому назад. Впрочем, оно так и есть. Две другие картины сняли в 1964 и 2010 гг. Причём вольная адаптация 2010 года является одним из лучших романтических фильмов, снятых по мотивам книг Герберта Уэллса. [17] (Приложение В)
3.5. Сравнение кассовых сборов.
Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы сравнили кассовые сборы киноэкранизаций произведение Г. Уельса близких к оригиналу текста и тех, которые максимально отошли от авторской задумки, сохранив лишь элемент фантастики. В результате, мы получили, что кассовые сборы первых в десятки, а то и сотни раз выше вторых. Кроме того, оценка фильмов зрителями так же подтверждает наше предположение.
Например, разница между кассовыми сборами для сравниваемых экранизаций фильма «Война миров» составляет более 44 000 раз. Еще один яркий пример оригинальная экранизация — «Машины времени» и фильма, который лишь сохранил элемент машина времени. Второй фильм вообще не вышел в кинотеатрах и не имел кассовых сборов, в то время как первый собрал более 123 миллионов долларов. (Приложение Е)
Похожую ситуацию мы наблюдаем и при сравнении рейтингов фильмов, где разрыв составляет свыше двух пунктов из 10 возможных. (Приложение Ж)
ВЫВОДЫ
Изучив не только произведения Гербрета Джорджа Уэллса, но и его биографию, путь к творчеству, мы можем понять насколько талантливым и образованным человеком он был, вдохновиться его творчеством и брать пример, ведь фантаст всегда следовал своим принципам, он был человеком слова, со своими собственными взглядами на жизнь, не зависящими от обстоятельств. Мы уверены, произведения такого экстраординарного человека будут жить еще очень долго, ведь даже спустя 150 лет мы не перестаем удивляться событиям, которые он описывал.
Произведения такого великого писателя не могли остаться лишь на бумаге, поэтому количество экранизаций его произведений огромно. Режиссеры продолжают снимать фильмы по его произведениям и по сей день. Но, как мы доказали в своей работе, фильмы по мотивам книг Герберта Уэльса, стали еще и полноценными киношедеврами. А причиной их успеха была максимальная приближенности к оригинальному тексту художественного произведения: чем дальше фильм отходил от идей автора, тем менее популярным он становился и наоборот, чем достовернее события фильма, тем выше его кассовые сборы и отзывы критиков.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что успех экранизаций зависел не от бюджета, спецэффектов или имени режиссера, а от сохранения авторской гениальности и авторской задумки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) https://www.livelib.ru/author/201938-gerbert-uells
2)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D1%81,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6
3) https://soyuz-pisatelei.ru/forum/45-709-1
4) https://dhamma.ru/lib/ashoka/02biowel.htm
5)https://stoneforest.ru/look/culture/books/gerbert-uells-u-istokov-nauchnoj-fantastiki/
6) https://md-eksperiment.org/post/20180121-biografiya-gerberta-uellsa
7) http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000071/st031.shtml
8) https://fantlab.ru/autor227
9) http://www.textreferat.com/referat-5572-4.html
10) https://www.mark5.ru/13/4241/index1.1.html
11) http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/elizarova-mihalskaya-izl/gerbert-uells-1866-1946.htm
12)http://chelreglib.ru/ru/pages/about/lityear/litcalendar/september/Gerbert_Ujells/
13) https://vk.com/wall-108008801_329
14) https://www.pvsm.ru/fantastika/190949
15)https://zen.yandex.ru/media/cinemamanual/glavnye-ekranizacii-gerberta-uellsa-5db15e01e4f39f00b2eb9946
16)https://fishki.net/3358770-filymy-i-serialy-snjatye-po-knigam-gerberta-ujellsa/gallery-7920944-ostrov-doktora-moro-photo.html
17)https://fishki.net/3358770-filymy-i-serialy-snjatye-po-knigam-gerberta-ujellsa/gallery-7920945-pervye-ljudi-na-lune-photo.html
18)https://fishki.net/3358770-filymy-i-serialy-snjatye-po-knigam-gerberta-ujellsa/gallery-7920946-piwa-bogov-photo.html
19)https://zen.yandex.com/media/id/5d84d757bd639600ad803074/voina-mirov-istoriia-ekranizacii-bessmertnogo-tvoreniia-gerberta-uellsa-5dcc5bb7f2583c491d72cfea
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Портрет Герберта Уэльса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Экранизации «Человек – невидимка»
рис.1 «Человек-невидимка» (1933)
рис.3 «Человек-невидимка возвращается»
рис. 2 «Женщина-невидимка»
рис. 4 «Исповедь невидимки»
рис. 5 «Невидимка» (2000)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Экранизации «Остров доктора Морро»
рис.1 Фильм 1996
рис. 2 Фильм 1977
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Экранизации «Машина времени»
рис. 1 Фильм 1960, режиссер - Джордж Пэл
рис. 2 Фильм 1979, режиссер - Николас Мейер
рис. 3 Фильм 2002, режиссер - Саймон Уэллс
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Экранизации «Война миров»
рис. 1 Фильм 1897
рис. 2 Фильм 1978
рис. 3 War of the Worlds 2: The Next Wave 2008
рис. 4 Фильм 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
рис 5 Фильм 2005 Режиссёр Стивен Спилберг
рис. 6 Мультфильм 1988
Рис. 7 Мультфильм 2007, Россия
рис. 8 Мультфильм «Война миров: Голиаф» 2012
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Кассовые сборы
рис. 1
рис. 2
рис.3
рис. 4
рис. 6
рис. 5
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рейтинги на киносайтах
рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.