"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +1
6 кл
03.02.2019
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целого ряда неблагоприятных факторов:
-ухудшением социальных условий жизни детей;
-кризисом воспитания в ряде семей;
- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
- социокультурными факторами, как средства массовой информации, кино, которые регулярно пропагандируют культ насилия.
Причины агрессивного поведения. Методы коррекции..docx
Причины агрессивного поведения. Методы коррекции.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых
проблем не только для педагогов но и для общества в целом. Число детей с
таким поведением стремительно растет. Это вызвано целого ряда
неблагоприятных факторов:
ухудшением социальных условий жизни детей;
кризисом воспитания в ряде семей;
увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде
повреждений головного мозга ребёнка;
социокультурными факторами, как средства массовой информации, кино,
которые регулярно пропагандируют культ насилия.
Учителя в школе отмечают , что агрессивных детей с каждым годом
становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую они просто не
знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного
поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как
правило ведется в осуждающих терминах:» грубиян», «нахал», «хулиган»
такие ярлыки достаются всем агрессивным детям.
Слово «агрессия» произошло от латинского «aggressio», что означает
«нападение», «приступ». В «Большом психологическом словаре» дано
следующее определение понятия «агрессия» «мотивированное
деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам)
сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения
(одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям
или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные
переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)»
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках,
необходимо выделить следующие виды агрессии:
1. Физическая – нападение, использование физической силы против другого
лица или объекта.
2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик,
визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).
3. Прямая – непосредственно направленная против какоголибо объекта или
субъекта. 4. Косвенная – действия, которые окольными путями направлены на другое
лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.) и действия, характеризующиеся
ненаправленностью, неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в
крике, битье кулаками по столу и т. п.) .
5. Аутоагрессия – проявляется в самообвинении самоуничтожении, нанесении
себе телесных повреждений вплоть до самого убийства.
Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки
склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через
вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через
игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто
имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.
Типы форм агрессии Примеры: Физическая активная – прямая Нанесение побоев человеку; Физическая
активная – косвенная Сговор с преступником; Физическая пассивная – прямая Сидячая забастовка;
Физическая пассивная – косвенная Отказ выполнить приказ; Вербальная активная – прямая Словесное
оскорбление человека ;Вербальная активная – косвенная Распространение клеветы, сплетен;
Вербальная пассивная – прямая Отказ разговаривать с человеком; Вербальная пассивная – косвенная
Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют.
Под агрессивным поведением понимаются действия, целью которых является
нанесение ущерба другим.
Особенности проявления детской и подростковой агрессивности
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных
источников:
1. Семейные взаимоотношения;
2. Взаимодействие со сверстниками;
3. Воздействие средств массовой информации.
Большинство исследователей отмечают роль семьи в формировании
агрессивных форм поведения.
Причины агрессивного поведения:
Неприятие детей родителями. Статистика подтверждает, что приступы
агрессивности проявляются у нежеланных детей. Такие дети стараются
доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются
завоевать родительскую любовь, и делают это как правило агрессивно.
Разрушение эмоциональных связей в семье. Когда супруги живут в
постоянных ссорах, их жизнь напоминает дремлющий вулкан, и жизнь в такой
семье ребенка становится испытанием. Неуважение к личности ребенка. Агрессивные реакции могут быть вызваны
некорректной критикой, оскорбительными замечаниями, которые вызывают
гнев и ярость у взрослого , не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности
ребенка и пренебрежение, высказанное публично порождает в нем комплексы,
вызывает неуверенность в своих силах.
Чрезмерный контроль. Бывает что родители стремятся управлять своим
ребенком, подавляя в нем волю, не допуская проявления его личной
инициативы. Они вызывают у ребенка не любовь, а страх. Ребенок пытается
защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты выбирает нападение.
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Когда в семье
ребенку уделяют чрезмерное внимание, он становится избалованным и
привыкает к тому, что его капризам потакают. И это стремление угодить
ребенку оборачивается против них. Если родители не исполнят очередной
каприз, то в ответ получат вспышку агрессии. Если же в семье недостаток
внимания к детям, то агрессия — это способ привлечь к себе внимания
родителей, дети действуют по принципу: «Пусть лучше отчитает, чем не
заметит».
Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения
напрямую спровоцированы установками и запретами взрослых. Представьте,
что ребенок целый день провел в строгих рамках, попытки поиграть в шумные
подвижные игры пресекались. Таким образом, если ребенок целый день не
имел возможности открыто проявлять свои эмоции положительные,
отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядка не заставит себя
долго ждать.
Эмоциональная нестабильность. Источником агрессивности может быть
эмоциональная нестабильность. Настроение может меняться под влиянием
усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою
агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется.
Недовольство собой .Чаще всего является следствием отсутствия
эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети
не учатся любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя
недостойным, он не любит и других.
Предрасполагать к агрессивному поведению может и определенный тип
темперамента. Мы знаем, что каждому человеку присущ один из 4х типов
темперамента. Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на
события в жизни, степень эмоциональности и нервной возбудимости личности. Меланхолики. Часто бывают нервные срывы, часто находятся в состоянии
эмоционального стресса, любая мелочь может вывести их из равновесия. Для
них характерен не активный, а пассивный вид агрессии, когда агрессия
направлена не на других, а на самого себя, и именно меланхолики склонны к
самоубийствам.
Флегматики. Они чаще всего не склонны к активной и пассивной агрессии.
Их трудно вывести из себя, их нервная система хорошо уравновешена. Даже
серьезные проблемы он воспринимает, оставаясь внешне спокоен.
Сангвиники по своей природе не агрессивны, жизнерадостны и
оптимистичны. В стрессовой ситуации будут действовать активно, но
обдуманно, сангвиник сначала убедится что мирный путь решения проблемы
неэффективен, и только затем прибегнет к агрессии.
Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики
вследствие неуравновешенности. Они вспыльчивы, раздражительны. Они чаще
всего вступают в конфликты и подвержены нервным срывам. Им также
свойственна и пассивная агрессия, которая приводит к депрессиям, в такие
моменты холерик может совершить самоубийство.
Много и форм выражения агрессии: раздражение, злость, ярость, ненависть.
Непрямые способы выражения агрессии: вина, обида, зависть, депрессия.
Таким образом, причин агрессивного поведения много, но самое главное
нужно понять, что агрессивное поведениесвоеобразный крик ребенка о
помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось много
разрушительных эмоций, и с которыми ребенок не может справиться
самостоятельно.
При наблюдении за детьми и подростками в школе, которые проявляют
агрессивное поведение можно выделить несколько типов детской агрессии в
школе.
Агрессия при гиперактивности проявляется в виде приставаний к другим
детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости,
возбудимости, порчи имущества и т.д.
Позиция педагога в такой ситуации: обязательное сотрудничество с
психологом и родителями. Ребенок нуждается в поддержке и в понимании его
проблем, необходимо чаще переключать на разные виды деятельности. Агрессия лидерства проявляется в виде эгоцентричного стремления к
лидерству и власти, соперничества, попытки подавить соперника,
вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда таким становится
ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений.
Позиция педагога в работе с таким ребенком: небходимо развивать у ребенка
эмпатию (способности к сопереживанию), внимания к другим. Учитель
должен давать поручения, просить о какойлибо помощи, затем важно
выразить благодарность и уважение, т. е. удовлетворить потребность в
значимости.
Агрессия демонстративности проявляется в виде постоянных попыток
привлекать к себе внимание любой ценой, включая агрессивные выходки.
Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать
роль клоуна, «супермена.
Позиция педагога: оказывать знаки внимания при положительном поведении.
При вызывающем поведении применять санкции и донести до ребенка
необходимости ответственности за свои действия.
Агрессия мести проявляется во враждебности, мстительности,
подозрительности, недоверии. Чаще всего такой ребенок растет в
неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного
или «несоответствующего».
Позиция педагога: такие дети не верят в любовь и доброту, однако нуждаются
в ней, необходимо найти «ключик» и давать ребенку заботу без всяких
условий.
Агрессия низкой самооценки часто проявляется в виде повышенной
обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере
критичности, придирок, насмешек. Смысл агрессии таков: «вы заставляете
чувствовать мое ничтожество, я ненавижу вас за это».
Позиция педагога: ребенок нуждается в чутком отношении, ему не хватает
веры в себя, педагогу необходимо помощь ребенку обнаружить в себе
способности, сильные стороны. Важно и сотрудничество с семьей.
Агрессия завышенной самооценки проявляется в высокомерии, уверенности
в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в
том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся, становятся
чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их
«гениальность» подвергается сомнению. Позиция педагога: быть осторожнее, так как такой вид агрессии труднее
поддается коррекции. Порекомендовать родителям проконсультироваться с
психологом. Обобщая все вышесказанное нужно выделить, что под агрессией
понимают поведение, направленное на нанесение физического либо
психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека
или группы людей.
Правила для подавления агрессивного поведения подростков:
необходимо несколько раз вздохнуть если почувствовал гнев;
сосчитать до 10;
подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел
спокойно;
проводить закаливания организма, умываться холодной водой;
тренировать волю.
Вне зависимости от типа агрессии педагогу необходимо (правила общения с
агрессивным подростком):
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
выражать понимание чувств ребенка(«конечно тебе обидно…»);
переключать внимание, предлагать какоелибо задание («Помоги мне достать
книгу с полки»);
позитивно обозначать поведение( «Ты злишься потому, что устал»).
2.Акцентировать внимание на поступках, а не на личности.
3.Контроль над собственными негативными эмоциями и демонстрация
модели неагрессивного поведения.
Педагог сам должен управлять отрицательными эмоциями и не подкреплять
агрессивное поведение ребенка.
пауза, дающая возможность ребенку успокоится;
внушение спокойствия;
использование юмора;
признание чувств ребенка. 4.Снижение напряжения ситуации
5.Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим
стоит заниматься после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
6.Сохранение положительной репутации ребенка.
публично минимизировать вину ребенка, но в беседе с глазу на глаз показать
истину;
не требовать полного подчинения, а позволить ребенку выполнить ваше
требование по своему;
предложить ребенку компромисс.
7.Обучение ребенка техникам и способам управления гневом:
Комкать и рвать бумагу; топать ногами; бить подушку или боксерскую
грушу; написать на бумаге все слова, скомкать и выбросить, посчитать до
десяти, вода хорошо снимает агрессию; сначала топить, а топом наблюдать
как «выпрыгивает» из воды пластмассовая фигурка.
Игнорировать акты агрессивного поведения подростков как способа
предупреждения и «снятия» агрессии оказывается неэффективным, так как
грозит плохими последствиями и может вести к дальнейшему развитию
агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения
личности. Если родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно найдет
подкрепление в кругу общения подростка, не ограничивающемся семьей.
Наказание также рассматривается в качестве способа профилактики
агрессивного поведения. Оно не должно содержать угроз, тем более
невыполнимых.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков
навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума,
умения находить мирные пути решения конфликтов. Особое место в
коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов
подростка также на основе особенностей его характера и способностей.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного
времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт
привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение,
самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. Привлечение в спортивные
школы, приучения к ежедневной гимнастике. Только бы не допустить, чтобы
агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Социальный педагог МАОУ «СОШ № 20» Фадеева Н.В.
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
"Причины агрессивного поведения. Методы коррекции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.