Современный американский историк Р.Пайпс объяснял особенности образования единого Российского государства так: “Собрание множества мелких полусуверенных (полусамостоятельных) политических единиц в унитарное (единое) государство, управляемое абсолютным монархом, было осуществлено в России методами, отличаемыми от тех, которые знакомы из западной истории…
Во-первых, в России никогда не было общенационального суверена (монгольский хан не в счет); вместо этого а ней была единая княжеская династия, разделенная на множество соперничающих ответвлений. Во-вторых, раздробление общенациональной политической власти произошло здесь не в результате узурпации (захвата) ее феодалами, а из-за раздела ее между князьями. По этим взаимосвязанным причинам создание унитарного государства в России происходило более сложным путем, чем на западе. Там стояла одна главная задача: обуздание узурпаторов-феодалов… В России для достижения той же цели надобно было сделать два шага. Прежде всего следовало твердо установить, кому из многочисленных Рюриковичей должно сделаться … “единодержцем”. Только по разрешении этого вопроса… мог победитель обратиться к более привычной задаче подавления своих соперников и приобрести также и звание “самодержца”… На первой стадии князья боролись друг с другом, а на второй победоносный великий князь сражался со знатью…”.
Причины и предпосылки образования единого государства (6й класс)
Современный американский историк Р.Пайпс объяснял особенности образования единого
Российского государства так: “Собрание множества мелких полусуверенных
(полусамостоятельных) политических единиц в унитарное (единое) государство,
управляемое абсолютным монархом, было осуществлено в России методами, отличаемыми
от тех, которые знакомы из западной истории…
Вопервых, в России никогда не было общенационального суверена (монгольский хан не в
счет); вместо этого а ней была единая княжеская династия, разделенная на множество
соперничающих ответвлений. Вовторых, раздробление общенациональной политической
власти произошло здесь не в результате узурпации (захвата) ее феодалами, а изза
раздела ее между князьями. По этим взаимосвязанным причинам создание унитарного
государства в России происходило более сложным путем, чем на западе. Там стояла одна
главная задача: обуздание узурпаторовфеодалов… В России для достижения той же
цели надобно было сделать два шага. Прежде всего следовало твердо установить, кому из
многочисленных Рюриковичей должно сделаться … “единодержцем”. Только по
разрешении этого вопроса… мог победитель обратиться к более привычной задаче
подавления своих соперников и приобрести также и звание “самодержца”… На первой
стадии князья боролись друг с другом, а на второй победоносный великий князь сражался
со знатью…”.
(Коваль Т.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: Задания, тесты,
задачи. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭНПРЕСС”, 2004 С. 74, задание 2)
Цели:
1. Выяснить, каковы причины и предпосылки складывания единого государства.
2. Определить основные этапы процесса объединения.
3. Рассмотреть структуру политической системы удельной Руси.
План урока
1. Причины и предпосылки объединения русских земель.
2. Политическая система.
3. Основные этапы объединения.
ХОД УРОКА
1. Вводная беседа На данном этапе учащиеся вспоминают:
понятие “феодальная раздробленность”;
закономерность этого этапа в развитии феодальных
государств Европы;
Слайд 1.
Слайд 2
хронологические рамки периода раздробленности в
Западной Европе и на Руси;
причины и предпосылки образования
централизованных государств в Западной Европе.
Учитель: Объединение земель и образование единого
Слайд 3 (длягосударства осуществлялось как в странах Западной
Европы, так и в русских землях. Рассмотрим Документ 1,
проанализируем представленную точку зрения.
На основе сравнения приходим к выводу о том, что процесс
образования единого российского государства отличался от
аналогичного процесса в странах Западной Европы.
проверки)
2. Изучение новой
темы
Предпосылки и
причины
объединения
русских земель
Учитель: Давайте выясним, кто и почему был
заинтересован в ликвидации раздробленности страны.
Работа с учебником с. 140141, выполнение задания
(соотнести группы русского общества и причины их
заинтересованности в появлении единого государства)
Делаем вывод о заинтересованности различных слоев
населения в объединении страны.
А существовали ли условия для объединения?
Слайд 4
Задание
выполняется
графически с
использованием
Smartдоски.
Слайд 5
Слайд 6
Задание
выполняется
графически с
использованием
Smartдоски
Слайд 7. Работа с
картой.
Слайд 8
Работа с текстом учебника с. 139141.
Обсуждение прочитанного:
работа с понятиями предпосылки и причины;
выполнение задания на выявление социально
экономических, политических, культурно
исторических предпосылок объединения.
Учитель: Мы рассматриваем процессы, которые
происходили на части русских территорий. О каких землях
идет речь? (О княжествах СевероВосточной Руси). Ряд
русских княжеств стал частью другого государства, какого?
(Великого княжества Литовского) Покажите, какие земли
вошли в состав Литовского княжества.
Рассмотрим политическую систему СевероВосточной
Руси. На основе работы с текстом (с.141), учащиеся
отвечают на вопрос Почему князья стремились получить
ярлык на великое владимирское княжение? Найденные
аргументы подтверждаются информацией со Слайда 8.
На основе слайда 9 рассматривается схема Системы
подчиненности русских княжеств.
Учитель: объясните, как регулировались взаимоотношения
между князьями? с.141
Слайд 9
Работа с лентой времени. Учитель выделяет основные
этапы объединения и их хронологические рамки, кратко
характеризует главные события каждого этапа и
определяет суть каждого этапа
Слайд 10
Беседа по вопросам:
1. Какие слои населения были заинтересованы в
объединении русских земель?
2. Определите причины и предпосылки объединения
Выполнение задания
на Smartдоске. С.11
Выполнение задания
на Smartдоске в
Политическая
система Руси
Основные этапы
объединения
3.Закрепление3. Охарактеризуйте политическую систему Северо
Восточной Руси:
программе
HotPotatoes
4. Почему князья стремились получить ярлык на
Великое владимирское княжение?
5. В состав какого государства входило большинство
русских княжеств к концу XIV – началу XV вв.?
6. Когда начался процесс объединения русских земель
СевероВосточной Руси?
7. Почему именно Москва стала центром объединения?
(На этот вопрос сможем ответить на следующем
уроке)
4. Домашнее
задание
§17 с.139142; Задание в рабочей тетради № 1 с.51, № 2
с.52, № 4 с.54