Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный американский историк Р.Пайпс объяснял особенности образования единого Российского государства так: “Собрание множества мелких полусуверенных (полусамостоятельных) политических единиц в унитарное (единое) государство, управляемое абсолютным монархом, было осуществлено в России методами, отличаемыми от тех, которые знакомы из западной истории… Во-первых, в России никогда не было общенационального суверена (монгольский хан не в счет); вместо этого а ней была единая княжеская династия, разделенная на множество соперничающих ответвлений. Во-вторых, раздробление общенациональной политической власти произошло здесь не в результате узурпации (захвата) ее феодалами, а из-за раздела ее между князьями. По этим взаимосвязанным причинам создание унитарного государства в России происходило более сложным путем, чем на западе. Там стояла одна главная задача: обуздание узурпаторов-феодалов… В России для достижения той же цели надобно было сделать два шага. Прежде всего следовало твердо установить, кому из многочисленных Рюриковичей должно сделаться … “единодержцем”. Только по разрешении этого вопроса… мог победитель обратиться к более привычной задаче подавления своих соперников и приобрести также и звание “самодержца”… На первой стадии князья боролись друг с другом, а на второй победоносный великий князь сражался со знатью…”.
Иконка файла материала Причины и предпосылки образования единого государства.doc
Причины и предпосылки образования единого государства (6­й класс) Современный американский историк Р.Пайпс объяснял особенности образования единого  Российского государства так: “Собрание множества мелких полусуверенных  (полусамостоятельных) политических единиц в унитарное (единое) государство,  управляемое абсолютным монархом, было осуществлено в России методами, отличаемыми  от тех, которые знакомы из западной истории… Во­первых, в России никогда не было общенационального суверена (монгольский хан не в  счет); вместо этого а ней была единая княжеская династия, разделенная на множество  соперничающих ответвлений. Во­вторых, раздробление общенациональной политической  власти произошло здесь не в результате узурпации (захвата) ее феодалами, а из­за  раздела ее между князьями. По этим взаимосвязанным причинам создание унитарного  государства в России происходило более сложным путем, чем на западе. Там стояла одна  главная задача: обуздание узурпаторов­феодалов… В России для достижения той же  цели надобно было сделать два шага. Прежде всего следовало твердо установить, кому из многочисленных Рюриковичей должно сделаться … “единодержцем”. Только по  разрешении этого вопроса… мог победитель обратиться к более привычной задаче  подавления своих соперников и приобрести также и звание “самодержца”… На первой  стадии князья боролись друг с другом, а на второй победоносный великий князь сражался  со знатью…”. (Коваль Т.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: Задания, тесты,  задачи. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН­ПРЕСС”, 2004 С. 74, задание 2) Цели: 1. Выяснить, каковы причины и предпосылки складывания единого государства. 2. Определить основные этапы процесса объединения. 3. Рассмотреть структуру политической системы удельной Руси. План урока 1. Причины и предпосылки объединения русских земель. 2. Политическая система. 3. Основные этапы объединения. ХОД УРОКА 1. Вводная беседа На данном этапе учащиеся вспоминают:   понятие “феодальная раздробленность”; закономерность этого этапа в развитии феодальных  государств Европы; Слайд 1.   Слайд 2   хронологические рамки периода раздробленности в  Западной Европе и на Руси; причины и предпосылки образования  централизованных государств в Западной Европе.   Учитель: Объединение земель и образование единого  Слайд 3 (длягосударства осуществлялось как в странах Западной  Европы, так и в русских землях. Рассмотрим Документ 1,  проанализируем представленную точку зрения. На основе сравнения приходим к выводу о том, что процесс образования единого российского государства отличался от аналогичного процесса в странах Западной Европы. проверки) 2. Изучение новой  темы Предпосылки и  причины  объединения  русских земель Учитель: Давайте выясним, кто и почему был  заинтересован в ликвидации раздробленности страны. Работа с учебником с. 140­141, выполнение задания  (соотнести группы русского общества и причины их  заинтересованности в появлении единого государства) Делаем вывод о заинтересованности различных слоев  населения в объединении страны. А существовали ли условия для объединения? Слайд 4 Задание  выполняется  графически с  использованием  Smartдоски. Слайд 5 Слайд 6 Задание  выполняется  графически с  использованием Smartдоски Слайд 7. Работа с  картой. Слайд 8 Работа с текстом учебника с. 139­141. Обсуждение прочитанного:   работа с понятиями предпосылки и причины; выполнение задания на выявление социально­ экономических, политических, культурно­ исторических предпосылок объединения. Учитель: Мы рассматриваем процессы, которые  происходили на части русских территорий. О каких землях  идет речь? (О княжествах Северо­Восточной Руси). Ряд  русских княжеств стал частью другого государства, какого?  (Великого княжества Литовского) Покажите, какие земли  вошли в состав Литовского княжества. Рассмотрим политическую систему Северо­Восточной  Руси. На основе работы с текстом (с.141), учащиеся  отвечают на вопрос Почему князья стремились получить  ярлык на великое владимирское княжение? Найденные  аргументы подтверждаются информацией со Слайда 8. На основе слайда 9 рассматривается схема Системы  подчиненности русских княжеств. Учитель: объясните, как регулировались взаимоотношения  между князьями? с.141 Слайд 9 Работа с лентой времени. Учитель выделяет основные  этапы объединения и их хронологические рамки, кратко  характеризует главные события каждого этапа и  определяет суть каждого этапа Слайд 10 Беседа по вопросам: 1. Какие слои населения были заинтересованы в  объединении русских земель? 2. Определите причины и предпосылки объединения Выполнение задания  на Smartдоске. С.11 Выполнение задания  на Smartдоске в  Политическая  система Руси Основные этапы  объединения 3.Закрепление3. Охарактеризуйте политическую систему Северо­ Восточной Руси: программе  HotPotatoes 4. Почему князья стремились получить ярлык на  Великое владимирское княжение? 5. В состав какого государства входило большинство  русских княжеств к концу XIV – началу XV вв.? 6. Когда начался процесс объединения русских земель  Северо­Восточной Руси? 7. Почему именно Москва стала центром объединения? (На этот вопрос сможем ответить на следующем  уроке) 4. Домашнее  задание §17 с.139­142; Задание в рабочей тетради № 1 с.51, № 2  с.52, № 4 с.54