В статье рассматриваются некоторые причины неуспеваемости младших школьников. В процессе исследования выделен ряд трудностей в обучении младших школьников и возможные психологические причины неуспеваемости. Рассмотрены некоторые педагогические и психологические методики по профилактике неуспеваемости учащихся младших классов начальной школы, которые можно использовать в работе учителя.
Причины неуспеваемости младших школьников.docx
Дворянова В.А.
ЛПИ филиала СФУ
г.Лесосибирск Россия.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматриваютсяпричины неуспеваемости младших
школьников, а также некоторые пути их преодоления. Приведены примеры
некоторых методик, с помощью которых можно выявить те или иные причины
неуспеваемости младших школьников.
Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причиныне успеваемости
младших школьников, неуспевающие школьники.
Проблема школьной неуспеваемости – одна из наиболее значимых в
Исследователями выявлены различные
психологопедагогической науке.
психологические и непсихологические причины школьной неуспеваемости:
неподготовленность к школьным занятиям, проблемы в семье, в классе, уровень
образования родителей, индивидуально – психические свойства самого ребенка
(дефект речи, недостаток зрения и слуха, умственная отсталость и т. д) и др.
Изучению данной проблемы занимались многие педагоги и психологи: Б.Г.
Ананьев, Г.А. Антонова, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, А.Ф. Ануфриев, С.П.
Костромина, В.С. Цетлин и др.
В современных исследованиях сложилось три позиции по отношению
решению данной проблемы.
Первая позиция заключается в том, что школьная неуспеваемость
обусловлена объективными причинами, и не следует бороться с этой проблемой, а
нужно принять это как факт. Вторая позиция заключается в том, что школьная неуспеваемость может
быть полностью преодолена.
Сторонники третьей позиции полагают, что учебную неуспеваемость нельзя
преодолеть полностью и не у всех школьников.
Неуспеваемость это отставание в учении, при котором за отведенное
время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями,
предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который
может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе,
так и индивидуально).
Многообразие причин неуспеваемости младших школьников затрудняет
деятельность педагога, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный
способ работы с детьми низкого уровня успеваемости дополнительные занятия.
Локалова Н.П. в работе «Школьная неуспеваемость: причины,
психокоррекция, психопрофилактика» так трактует данное понятие: «Школьная
неуспеваемость — это несоответствие учебных успехов учащегося требованиям
школьной программы»[2, с. 11].
«Неуспевающие школьники — школьники,
результаты учебной
деятельности которых много ниже требований учебного процесса». [2, с. 10].
По статистике от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают
некоторые трудности в процессе обучения[2, с. 13].
Так, Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин
Под внешними причинами
внешние и внутренние.
неуспеваемости:
подразумевается несовершенство организации учебного процесса, отрицательное
влияние улицы, нестабильность существующей образовательной системы,
снижение ценности образования в обществе. Немаловажную роль играет влияние
семьи на образование школьника.
К внутренним причинам можно отнести дефекты здоровья школьников
(дефект речи, недостаточность слуха, зрения и т.д.), а также низкое развитие
интеллекта, отсутствие мотивации учения. А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделили ряд трудностей в обучении и
возможные психологические причины данных трудностей:
1. «Примерно 0,7% детей не могут найти свою парту. Причины таковы:
низкий уровень образного мышления, неразвитость ориентировки в пространстве.
2. Около 5% учащихся испытывает страх перед учителем, а, также,
постоянно отвлекается на уроках. Возможны такие причины: заниженная
самооценка, трудности в семье, индивидуальные особенности личности,
несформированность отношения к себе как к школьнику и т.д.
3. Примерно 5,5% плохо ориентируется в пространстве. Здесь возможны
такие причины, как: низкий уровень развития восприятия и ориентировки в
пространстве и низкий уровень развития произвольности.
4. Около 9% домашнюю работы выполняет хорошо, а в классе работает
плохо. Это явление может быть обусловлено несколькими причинами: низкая
скорость протекания психических процессов, низкий уровень развития
произвольности, а также другие психологические причины.
5. Около 10% учащиеся не справляются с заданиями для самостоятельной
работы. Причины могут быть таковы: низкий уровень развития произвольности,
несформированность приемов учебной деятельности.
6. Примерно 17% детей невнимателен и рассеян. Здесь может быть большое
количество причин: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень
объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания,
преобладающая мотивация учения — игровая, другие психологические причины.
7. Около 20% детей пропускают буквы в словах при выполнении
письменной работы. Это явление может быть обусловлена несколькими
причинами: индивидуальнотипологические особенности личности, низкий уровень
концентрации внимания»[1, с. 2].
Есть несколько психодиагностических приемов, позволяющих выявить те
или иные проблемы в обучении. Например, чтобы понять, что причиной неуспеваемости учащихся является низкий уровень произвольности, можно
использовать методику «Графический диктант»Д.Б.Эльконина.
Для выявления низкого уровня развития образного мышления используют
такую методику, как «Лабиринт». Для того, чтобы понять, слабая ли у ребенка
концентрация внимания, ли нет, можно использовать модификацию метода
ПьеронаРузера.
Мы рассмотрим только несколько методик, так как я считаю, что эти
методики белее чем зарекомендовали себя на практике.
Методика «Графический диктант» направлена на выявление умений
внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, самостоятельно
решать заданные вопросы. Перед проведением методики на доске чертятся клетки,
чтобы в них можно было иллюстрировать задания. После того, как учитель роздал
детям карандаши и листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата
обследования, он даёт предварительные разъяснения, после чего дети переходят к
рисованию тренировочного узора. Во время рисования нужно делать достаточно
длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На
самостоятельное продолжение узора даётся полторы – две минуты. Во время
рисования тренировочного узора педагог ходит по рядам и исправляет ошибки,
помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров
дети действуют самостоятельно, без контроля учителя. Далее осуществляется
работа с проверочными узорами.
Для диагностики развития памяти можно использовать методику
"Оперативная память". Она применяется для изучения уровня развития
кратковременной памяти. Педагог зачитывает числа — 10 рядов из 5 чисел в
каждом. Задача ученика — запомнить эти числа в том порядке, в котором они
были прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим,
третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в
соответствующей строке бланка, который был выдан в начале эксперимента. Интервал между зачтением рядов составляет 1525 секунд. Эта методика удобна
для группового тестирования, а также занимает мало времени — 45 мин.
Методика «Лабиринт», как уже отмечалось выше, используется для
выявления низкого уровня развития образного мышления. Материал представляет
собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их
концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков,
помещенных под полянкой. Плюсы этой методики состоит в том, что она удобна в
применении, наглядна, детям будет интересно участвовать в эксперименте.
Таким образом, для решения той или иной проблемы можно использовать
очень много метод, но не во всех случаях они эффективны. Очень часто
попадаются случаи, что решить проблему очень сложно, иногда невозможно.
Важно вовремя выявить причины неуспеваемости младших школьников и
своевременно устранить их. Если провести корректировку в местах, где возникают
трудности в учебе, то неуспеваемость ученика станет лишь временным явлением.
Но если вовремя не установить причины отставания по одному предмету, то это
перерастет в общую неуспеваемость по всем предметам.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
Литература:
Психодиагностические таблицы.
детей.
Коррекционные упражнения. М.: Ось89, 1997. 224 с.
Психодиагностические методики.
2. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика. – 2009.
3. Капустина П.А. Преодоление неуспеваемости младших школьников как
психологопедагогическая проблема // V Международная научнопрактическая
конференция «Психология и педагогика XXI века: теория, практика и
перспективы». 2017.
4. Причины
неуспеваемости
школьников
ее
пути
преодоления//http://aplik.ru/ref/15005/[ дата обращения: 12.01.2019]
Причины неуспеваемости младших школьников
Причины неуспеваемости младших школьников
Причины неуспеваемости младших школьников
Причины неуспеваемости младших школьников
Причины неуспеваемости младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.