«Приемы и техники ауторегуляции, повышающие стрессоустойчивость».
Оценка 4.6

«Приемы и техники ауторегуляции, повышающие стрессоустойчивость».

Оценка 4.6
Семинары
docx
психологическая работа
Взрослым
30.01.2023
«Приемы и техники ауторегуляции, повышающие стрессоустойчивость».
Подбор теоретического и практического материала для борьбы со стрессом в современных условиях.
Семинар Стресс.docx

«Приемы и техники ауторегуляции,

повышающие стрессоустойчивость».

Семинар-практикум с элементами тренинга.

 

Тема мероприятия: «Приемы и техники ауторегуляции, повышающие стрессоустойчивость».

Цели мероприятия:

  • способствовать сохранению психологического и физического здоровья педагогов;
  • развивать представления о причинах и последствиях влияния стресса на организм человека;
  • познакомить  с основными приемами и техниками формирования стрессоустойчивости;
  • стимулировать интерес  к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.

Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки опросников, буклеты  аромалампа, набор эфирных масел, массажеры, литература.

Участники мероприятия: воспитатели МДОУ, педагог-психолог

План проведения семинара:                    

1.Теоретическая часть.

2.Практическая часть.

3.Подведение итогов.

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».                                    

       1. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогической профессии оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Мы постоянно слышим понятие  «стресс» из разных источников, говорим о стрессе, но знаем ли мы о нем всю правду?     Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение».

 Стресс – это состояние души, переживание. Стресс – это «давление» и «напряжение» на наш организм, на наш внутренний мир. Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Конечно, стрессовое состояние зависит от характера человека. Кого-то стресс будет только бодрить, и подталкивать к реализации своих планов и целей, а кого-то будет придавливать и принесет опустошенность в душе. У такого человека может наступить полнейшая апатия и радость в жизни начнет исчезать. Даже сильные люди подвластны стрессу и его последствиям. Все равно даже у тех,  кто справлялся со стрессом какое-то время, приходит такой момент, когда  начинается тяжелое физическое и психическое расстройство. Это называется дистресс.

 В быту распространены следующие утверждения:   

·         Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.

·         От стресса страдают только психологически слабые люди.

·         Установить причины стресса несложно.

·         Все люди реагируют на стресс одинаково.

·         Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.

Согласны ли Вы с данными утверждениями? Мы вернемся к ним в конце нашей встречи.

Но и в то же время жить совсем  без стресса мы не можем. Если наша жизнь была бы размеренной, спокойной, нам было бы не интересно и скучно... Жизнь  стала бы обыденной. Именно стрессовые ситуации, эмоции, чувства, вкус жизни, заставляют нас выделять адреналин.  Положительное действие стресса:

-мобилизует внутренние резервы организма;

-способствует активизации способностей человека.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой опросник для самоанализа. Раздать опросники

 

2. Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»  Прошу вас отвечать на все вопросы

На каждый вопрос Вы можете ответить   да (+)    нет (-)    иногда (+ -)

1.      Часто ли у Вас появляется чувство усталости?

2.      Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?

3.      Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?

4.      Есть ли у Вас склонность к бессоннице?

5.      Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?

6.      Бывают ли у Вас сильные головные боли?

7.      Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?

8.      Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?

9.      Скучаете ли Вы на работе?

10.  Легко ли Вас вывести из себя?

11.  Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?

12.  Часто ли Вам хочется выпить?

13.  Часто ли Вы курите?

14.  Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?

15.  Часто ли Вы перестаете себе нравиться?

16.  Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?

17.  Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?

Обработка результатов

Подсчитайте набранное Вами количество баллов:

«нет» - 0 баллов        «иногда» - 1 балл        «да» - 2 балла

0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны.

Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.

11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.

26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь!     

Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого по опроснику высокий уровень стресса. Думаю и тем педагогам, кто набрал небольшое количество баллов будет полезен наш семинар,  и какие-то упражнения вы возьмете на заметку на будущее.

Ученые выявили такую закономерность:   психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья воспитанников группы.
 Воспитатель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. За день   работы самоотдача и самоконтроль столь велики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, психосоматические заболевания, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит воспитатель.

      Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов ауторегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
      Чтобы защитить себя от вредных стрессов, надо овладеть умением управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания. Я сегодня хотела бы познакомить вас с полезными психологическими, терапевтическими, релаксационными упражнениями, которые, помогут вам, уважаемые педагоги поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность. Данная тема очень объемна и охватить все аспекты за одно занятие невозможно.

3.Для начала, скажите, пожалуйста, а какими средствами защиты от стресса пользуетесь вы? Я предлагаю вам написать их на зонтиках, а затем выйти и расположить их на мольберте.

Посмотрите, какими средствами пользуются многие из нас: спорт, музыка, работа в саду,  хобби, активная релаксация, водные процедуры, шопинг, общение с друзьями. Вот еще несколько советов: чаще говорите о своих проблемах с близкими (общение с семьей и друзьями, их поддержка благотворно влияет на нервную систему); начинайте день с физических упражнений (а лучше всего занятия йогой концентрирует мысли и расслабляет тело); откажитесь от кофе и алкоголя (хотя бы сведите их употребление до минимума); старайтесь больше отдыхать; следите за питанием (не пропускайте приемы пищи).  

 Каждый из нас борется со стрессом наиболее приемлемым для него способом. На выставке я подготовила для вас набор средств, приемов, техник  психологической помощи. Здесь представлены такие средства, снижающие уровень стресса   как арттерапия, ароматерапия, музыкотерапия, набор для самомассажа, цветотерапия (диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека - это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета), библиотерапия, подбор  упражнений для саморегуляции, релаксации, упражнения на развитие эмоциональной сферы.

4.И сейчас я хочу предложить вашему вниманию упражнение,  которое называется «Как поживаете?»   Для этой игры мне потребуется 7-8 участников. Встаньте, пожалуйста, полукругом, лицом к сидящим в зале. А теперь ваша задача невербально с помощью мимики и жестов отвечать на мои вопросы. (Как поживаете? Когда собираетесь в отпуск? Какие планы на отпуск?) Задача сидящих в зале отгадать ответы.

Цель данного упражнения: развитие коммуникативных способностей, эмпатической и мимической экспрессии. Эмоциональное выгорание быстрее развивается у людей эмоционально сдержанных, с вязкой экспрессией (невыразительная мимика и однообразные телодвижения). Это затрудняет в процессе общения понимание эмоций другими людьми. С другой стороны жесткая экспрессия (подчеркнутое лицо-маска: например, маска официальности, невозмутимости или наоборот резкие смены настроений, нервные движения) способствуют мощным нагрузкам на различные группы мышц и вызывают усталость.

 5.Канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.                                   Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».

·         Доказать себе, что «могло быть и хуже».

·         Окажи помощь тому, кому сейчас еще хуже

·         Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).

Сейчас я предлагаю вашему вниманию упражнение «Ловец блага».

Что бы с вами ни происходило, во всем старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем научиться видеть хорошее.

Назовите положительные стороны дождя.  Он прибивает пыль, воздух становится чище, поливает все живое, смывает грязь с улиц, наполняет бочки для полива растений. Когда идет дождь, хорошо читается, спится. От дождя лучше растут грибы, клюет рыба. Теперь я предлагаю вам найти положительные моменты в четырех ситуациях. Дайте письменные ответы на вопросы, а затем сравним, кто из вас самый оптимистично настроенный человек.    

  Раздать распечатки

1.Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус?

2.Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?

3.Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?

4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?                Время 5 минут.

А теперь зачитайте, пожалуйста, ваши ответы. Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.

 Резюме: как видите,  многие из вас нашли положительные моменты даже в таких неприятных ситуациях.

5. А теперь я хочу предложить вашему вниманию упражнение «Внутренний луч». Надеюсь, что оно поможет вам снять утомление, обрести внутреннюю стабильность. Встаньте все, пожалуйста, примите удобную для вас позу, закройте глаза.       Включается музыка.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и  грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность – спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и профессией. Выполните это упражнение несколько раз сверху вниз. Повторяйте про себя « Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! Я все буду делать хорошо!»   Молодцы! Выполняйте это упражнение ежедневно и скоро почувствуете  прилив новых сил и энергии.

В завершении нашей встречи хочу предложить вам подбор упражнений на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации:

Упражнение “Настроение”.  
Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробовать представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Когда мы заканчиваем рисунок, переворачиваем бумагу и на другой стороне листа пишем 5-7 слов, отражающих наше настроение. Долго не думая, смотрим на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разрываем лист и его выбрасываем. Условно наше эмоциональное состояние переносится на рисунок.
      Упражнение “Пресс”.  
Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.
Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.

Упражнения на снятие психомышечного напряжения, на уверенность в себе:


                                                                 Упражнение «Гора с плеч»
Выполняется стоя, можно сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
                                                                      Упражнение “Замок”
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед в замке. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Подведение итогов.

Итак, мы узнали главное о стрессе. Настала пора развенчать общераспространенные неверные представления о нем:  

·         Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.  Неверно: стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.

 

·         От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу

 

·         Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.

 

·         Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей,  проявления могут быть совершенно разными.

·         Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.

 

Осознание ошибочности этих утверждений поможет нам более успешно бороться со стрессом.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Попрошу Ваши мнения о проведенном семинаре написать на листочках. Что узнали нового? Что показалось особенно интересным? Была ли получена Вами какая-то полезная информация?

Благодарю за внимание!


 

Приемы и техники ауторегуляции, повышающие стрессоустойчивость»

Приемы и техники ауторегуляции, повышающие стрессоустойчивость»

Это называется дистресс.

Это называется дистресс.

Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях

Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях

Цель данного упражнения: развитие коммуникативных способностей, эмпатической и мимической экспрессии

Цель данного упражнения: развитие коммуникативных способностей, эмпатической и мимической экспрессии

В завершении нашей встречи хочу предложить вам подбор упражнений на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации:

В завершении нашей встречи хочу предложить вам подбор упражнений на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации:

Все люди реагируют на стресс одинаково

Все люди реагируют на стресс одинаково
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023