Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала.
Оценка 4.7

Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала.

Оценка 4.7
Занимательные материалы +4
docx
психологическая работа
Взрослым
10.01.2023
Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала.
Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала.
Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала..docx

Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала.

1.Определение «Профессия»- вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации.

«Профессия»- необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

2.Признаки профессии:

1.     род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,

2.     социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,

3.     наличие определенной системы профессиональной подготовки,

4.     наличие определенной квалификации и опыт специалиста,

5.     общность людей, занятых определенным родом деятельности.

3. Специальность - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами.

 С другой точки зрения специальность - это более общее понятие, чем профессия. Специальность определяется через предмет деятельности, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.

Рабо́чее ме́сто — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

4.1.Классификации профессий по Холланду

Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

· реалистический,

· интеллектуальный,

· социальный,

· конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),

· предпринимательский,

· художественный.

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

· реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,

· интеллектуальный - на умственный труд,

· социальный - на взаимодействие с социальной средой,

· конвенциональный - на четко структурированную деятельность,

· предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,

· художественный - на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

4.2. Классификации профессий по Климову

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым .

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание).

в типе "человек - природа"

в типе "человек – техника"

в типе "человек – человек"

в типе "человек - знаковая система"

в типе "человек - художественный образ"

2. Преобразующие профессии (П).

в типе "человек - природа"

в типе "человек - техника"

в типе "человек - человек"

в типе "человек - знаковая система"

в типе "человек - художественный образ"

3. Изыскательские профессии (И).

в типе "человек - природа"

в типе "человек - техника"

в типе "человек - человек"

в типе "человек - знаковая система"

в типе "человек - художественный образ"

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р).

в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

5.Профессиограмма и их виды

В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм (1992. С. 31-34):

          1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

          2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

          3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

          4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

          5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

          А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм (Маркова, 1996. С. 23):

          1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

          2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

          3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

          4. "Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку". Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

          5. А.К. Маркова, развивая идеи "модульного подхода", предлагает свой, оригинальный "задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию (см. Маркова, 1996. С. 23-24). Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

6.Психограмма

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

Различают следующие виды психограмм (В. Е. Орел).

 

1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: 1) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; 2) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

Различают также такие виды психограмм:

- полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе);

- частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон);

— срезовые (составлялась при разовом обследовании личности);

- продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени). По мнению Штерна, только продольные психограммы могут дать психологу сведения о тенденциях развития личности.

7.Модель личности и деятельности профессионала и ее виды

Модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника. К каждому виду профессиональной деятельности желательно подбирать, разрабатывать личностные качества. Например, для модели деятельности инженера описаны профессиональные задачи (специальные технические, экономико-организационные, задачи по подбору и расстановке кадров, повышению своей квалификации); там же в модели личности инженера разработаны психологические качества, умения и знания для каждого вида профессиональной деятельности; тип организации и подразделения, должности от начальной до более высоких.

 

Разработка модели личности специалиста означает исследование, выявление, определение его назначения, видов деятельности и решаемых задач, требований к его знаниям, умениям, способностям, нравственным, коммуникативным организаторским и другим личностным качествам. Нам представляется, что модель специалиста необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) личности, как субъекта познания, общения и жизнедеятельности,

2) личности, как члена общества,

3) личности, как субъекта профессиональной деятельности,

На первом уровне личность раскрывается как индивидуальность, как человек, обладающий разумом, речью, характером, разнообразными способностями, физическими и духовными качествами (мировоззрением, интересами, ценностными ориентациями, нравственными и эстетическими качествами).

На втором уровне специалист рассматривается как гражданин, член общества, как носитель социально значимых функций и личностных качеств.

На третьем уровне он выступает как субъект производственной и гуманитарной деятельности, как носитель профессиональных и гуманитарных знаний, умений, навыков, способностей и других профессионально-значимых качеств, обусловленных родом производственной деятельности (профессии), видом этой деятельности и отраслью производства (специальностью).

Исходя из такого подхода к разработке модели личности специалиста, можно утверждать, что на первом уровне предметом анализа выступают характеристика личности, ее типологические и индивидуальные свойства.

 

8.Должностные инструкции

Должностная инструкция – это локальный документ распорядительного характера, фиксирующий обязанности трудящихся. Перечень этот зависит от множества факторов: особенности производственного процесса, требования к должности, степень ответственности сотрудников.

ДИ характеризуется этими функциями:

1.Определение требований к квалификации, к конкретной должности. В числе этих требований может быть образование, необходимость в специальной подготовке, опыт работы на той же должности.

2.Установление обязанностей. В числе обязанностей может быть перечень исполняемых работ, объем работы, степень ответственности сотрудника.

Существует 2 формы должностных инструкций:

Типовая. Касается определенной должности. Такая инструкция является универсальной. То есть, она относится ко всем сотрудникам, работающим на одной и той же должности. С документом нужно ознакомить работников под роспись. Должностные обязанности в инструкции и трудовом договоре должны совпадать.

Отдельная. Оформляется отдельным документом. В нем прописываются должностные инструкции, особенности взаимодействия, подчиненность. Бумага является приложением к трудовому соглашению. В этом соглашении также указываются обязанности сотрудника. Но они должны быть прописаны со ссылкой на должностную инструкцию.

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот.

Разделы:

1)Общие положения

В этом разделе прописывается основная информация:

Должность сотрудника.

Наименование подразделения.

Подчиненность сотрудника.

Порядок назначения на должность и отстранения от нее.

Особенности замещения основного сотрудника временным.

Требования к подготовке и знаниям: образование, опыт.

Необходимо также указать перечень нормативных актов, на основании которых работает сотрудник (ТК, внутренние акты, приказы и прочее).

2)Задачи

В этом разделе фиксируются задачи сотрудника, работающего на определенной должности. Указывается участок работы.

3)Обязанности

Указываются обязанности работника на определенной должности. Они могут быть специфическими и типовыми, универсальными. Рассмотрим универсальные обязанности:

Соблюдение сроков подготовки документации.

Следование правилам взаимодействия в коллективе.

Соблюдение внутреннего распорядка.

Для некоторых должностей принципиальным является обязанность по соблюдению конфиденциальности информации.

4)Права

Здесь перечисляются права сотрудника, необходимые для исполнения должностных обязанностей. К примеру, это могут быть следующие права:

Принятие решений в установленных рамках полномочий.

Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций.

Согласование и утверждение документации.

В этом разделе имеет смысл зафиксировать порядок реализации этих прав.

5)Ответственность

Здесь фиксируются формы ответственности сотрудника за неисполнение должностных требований и положений. На работника могут накладываться различные виды ответственности: материальная, административная и прочее.

6)Взаимодействие

Здесь фиксируется порядок взаимодействия сотрудника с подразделениями/ руководством.

7)Утверждение

Инструкции обычно создаются кадровым отделом. На документе ставится подпись руководителя отдела. Рекомендуется согласовать его с руководителями подразделений, где работает сотрудник, для которого формируется инструкция. Документ утверждается руководителем компании.

После того, как инструкция утверждена, нужно ознакомить с ней сотрудника под роспись. Работник ставит свою роспись в одном из следующих мест:


 

Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала

Формы и способы доведения профессиональных требований до развивающегося профессионала

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации

По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды

По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды

Преобразующие профессии (П). в типе "человек - природа" в типе "человек - техника" в типе "человек - человек" в типе "человек - знаковая система" в…

Преобразующие профессии (П). в типе "человек - природа" в типе "человек - техника" в типе "человек - человек" в типе "человек - знаковая система" в…

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала)

Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала)

Модульный подход" в профессиографировании (по

Модульный подход" в профессиографировании (по

Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: 1) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые

Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: 1) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые

Модель личности и деятельности профессионала и ее виды

Модель личности и деятельности профессионала и ее виды

Должностные инструкции Должностная инструкция – это локальный документ распорядительного характера, фиксирующий обязанности трудящихся

Должностные инструкции Должностная инструкция – это локальный документ распорядительного характера, фиксирующий обязанности трудящихся

Существует 2 формы должностных инструкций:

Существует 2 формы должностных инструкций:

Соблюдение внутреннего распорядка

Соблюдение внутреннего распорядка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023