Тема: Формирование внутренней мотивации педагога к самообразованию и саморазвитию
Докладчик- директор МБОУ «СОШ №1 им. М. Ярагского п. Белиджи» Дербентского района РД-
ЗаловаИмараАлифендиевна
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех,кому преподаешь»
(Василий Осипович Ключевский-историк,профессор
Московского университета)
Современная система образования формирует новые образовательные потребности учителя. Современный учитель должен сознательно стремиться к повышению своей профессиональной компетенции.
Система образования постоянно модернизируется и меняется,и связаныэти изменения с социально-экономическими и политическими трансформациями в стране. Продуктивность деятельности учителя во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.
Низкая мотивация учителя приводит к нежеланию овладения новыми образовательными технологиями, нежеланию повышать свою квалификацию,иэто,как следствие,приводит к низким показателям качества образования.
К сожалению,в школах сейчас иногда встречаются педагоги, не стремящиеся к самооценке и самосовершенствованию в профессиональном плане.
Якак руководитель средней школы,осознаю значимость роли руководителя в мотивации профессионального развития педагогов, и стараюсь создать максимально комфортные условия для самореализации (самовыражения) учителей нашей школы. В чем же заключаются мои методы стимулирования? Это, прежде всего, правильный подбор кадров,предоставление учителю работы,позволяющей проявить свои возможности; предоставление возможности реализовать свои идеи; проявление лидерства профессионалам. Также я стараюсь дать возможность вести за собой других людей (например:назначая руководителем школьного методического объединения предметников,или предоставляя классное руководство и др.) Наличие перспектив продвижения также является немаловажным аспектом стимулирования учителя к внутренней мотивации,самосовершенствованию и саморазвитию. А это,как известно,-основа прогрессивного профессионального становления личности педагога.
Здесь важно отметить,что учителя осознанно выбирали свою профессию,а значит, что они изначально были настроены на положительный и высокий результат,желание обучать детей своему предмету. Удовлетворение от самого процесса и результата своей работы, возможность наиболее полной самореализации в процессе преподавания являются положительнымифакторами, способствующими росту профессионализма учителя.
К внутренней мотивации педагога можно отнести:
- ответственность перед обществом за обучение и воспитание детей;
- осознание высокой миссии учителя (что сегодня мы заложим в умах и сердцах наших детей,то мы завтра и получим…
От учителя зависит,какое поколение мы получим в будущем..);
- безусловная любовь к детям;
- увлеченность учителя своим предметом и удовлетворение от общения с детьми.
Чтобы эти и другие виды внутренней мотивации к самообразованию и саморазвитию учителя имели место быть,учитель должен почувствовать свою защищенность, т.е. иметь спокойную рабочую обстановку без стрессов и психологических напряжений,должен чувствовать уверенность в завтрашнем дне:
верить и чувствовать справедливость в отношениях с администрацией школы.
Создание перспектив в деятельности педагога и предоставление возможностей для их достижения,общественное признание результатов труда педагога также стимулируют педагога к самосовершенствованию, повышению уровня своей квалификации.
В свете постоянных изменений в учебно-воспитательном процессе школы немаловажную роль играет прохождение курсов повышения квалификации, слушание онлайн-курсов от ведущих профессионалов региона, страны. Благо, сейчас возможностей онлайн и офлайн - обучения и повышения своей профессиональной компетенции предостаточно. Это и вхождение в предметные Ассоциации педагогов, и имеющиеся различные профессиональные сообщества…
Даже участие в профессиональных группах в социальных сетях: в телеграм-канале,ватсапе,в контактах,способствуют ознакомлению с ведущими методиками преподавания, обобщению и распространению передового педагогического опыта, а также получению публичного признания результата педагога. Педагоги имеют возможность поделиться своими успехами,результатами своей работы. Общественное признание является мощным средством побуждения внутренней мотивации к самообразованию и саморазвитию учителя.
Учитель продолжает учиться всю жизнь, особенно тот,который хочет получить отличные результаты от своих учеников.
Современный учитель-личность,нацеленная на саморазвитие и профессиональный рост; гибкая,обладающая высоким нравственным авторитетом, стремящаяся к самосовершенствованию, личность.
Справка по школе
В нашей школе-54 педагогических работника. Из них имеют высшую квалификационную категорию 11 учителей и 20 учителей имеют 1 категорию, 12 учителей имеют звания «Почетный работник сферы», «Отличник образования РД».
Школа за последние 3 года 100% сдает ЕГЭ. С каждым годом повышается средние показатели качества образования и среднего балла по предметам.
По русскому языку есть показатели в 91 ,89,87 баллов, а средние баллы-62 балла по предметам.
Ежегодно наши учителя участвуют в профессиональных конкурсах. В прошлом году учитель родного языка (лезгинского)языка- Качаева Оксана Абасмирзоевна- заняла 1 место в районе на конкурсе «Учитель года -2021»; Белослудцева Кристина Евгеньевна также принимала участие в данном конкурсе,пробовала обобщить свой опыт на районном уровне. Конкурс «Самый классный классный» и др. также способствует развитию внутренней мотивации учителя, его самосовершенствованию. Ежегодно наши учителя принимают в нем участие. В 2021-2022 учебном году наша учительница по начальным классам- АхмедхановаГулбегерБагаудиновна заняла 1 место в районе и принимала участие в данном конкурсе на региональном уровне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.