Приемы повышения мотивации учащихся на уроках обществознания
Оценка 4.7

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках обществознания

Оценка 4.7
docx
27.10.2023
Приемы  повышения мотивации учащихся на уроках обществознания
Повышение мотивации учащихся на уроках обществознания.docx

Повышение мотивации учащихся на уроках обществознания.

Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим» темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические периодические издания, журналы, газеты, интернет-ресурсы последних лет, чтобы убедиться в этом.

Интерес к теме объясняется, в первую очередь, ролью мотивации в учебной деятельности. Как отмечает А. Н. Иоффе: «Мотивация - это искра, которая зажигает факел познания». Несомненно, работа с мотивированным  студентом продуктивнее, он добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация студентов стала серьезной проблемой современной школы. Большинство студентов учатся без интереса,. им скучно на уроках, они пассивны, эмоционально равнодушны к результатам учебной деятельности, и как предупреждал Л.С. Выготский «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у студента нет желания учиться». Поэтому поиск технологий, методик, приемов и средств, направленных на пробуждение интереса обучающихся к учебной деятельности, повышающих мотивацию является важной задачей теории и практики дидактики.

Начнем с определения содержания мотивации. Ее используют в нескольких значениях. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий. Ее также рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся, пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную атмосферу. Однако мотивация не эпиграф к занятию, а важнейший составляющий элемент его. К мотивации необходимо возвращаться в ходе занятия, на этапе объяснения материала, рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. Формированию интереса способствуют занимательность изложения учебного материала (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся). Другими словами, чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Рассмотрим мотивационный цикл, позволяющий педагогу сделать максимально эффективным каждый этап урока обществознания.

Последовательность урока, наличие различных элементов, способствующих обучению

Урок начинается с работы, которая концентрирует внимание учеников. На мой взгляд, очень удачной является технология проблемного обучения, которая предполагает постановку проблемы урока, а это в свою очередь, является фактором мотивации. И чем «острее» проблема, тем сильнее удается заинтересовать учащихся.

Затем дается общий обзор урока, устанавливаются цели, подчеркивается логическая связь с прошлым и будущим урокам, концентрируется внимание детей. Здесь именно важна логика, связь с ранее изученным материалом, нельзя «вырывать» материал из общего контекста. Это способствует пониманию и также поддерживает интерес к материалу.

Основной упор делается на содержании темы урока (освоение новых понятий и умений), но при этом содержание требует четкого отбора, важно выделить главное, существенное, при этом максимально это должно быть связано с жизненным опытом учеников, соотнесено с актуальными событиями в современной жизни. Это требует детальной проработки всего материала, чтобы сделать его доступным и легкоусвояемым. На этом этапе важно, чтобы основной элемент включал самостоятельный поиск информации, получение выводов самими учащимися.

На последующем этапе урока ученики имеют возможность самостоятельно применять получаемую информацию и формируемые умения в жизни. Здесь необходимо выбирать открытые вопросы и учебные задания, требующие творческого поиска, мышления на уровне, превосходящем уровень имеющихся знаний. Основной метод - стимулирование мышления вопросами высокого уровня. Они требуют от ученика умения интерпретировать, применять, обрабатывать, создавать, распространять и анализировать информацию. Поощряется взаимодействие и сотрудничество, высказывание своих идей. Можно поощрять учеников выражать собственное мнение: в ходе обсуждения предметного материала; в различных письменных работах, таких как заметки, эссе и др.; в рамках дискуссий по социальным темам.


 

Повышение мотивации учащихся на уроках обществознания

Повышение мотивации учащихся на уроках обществознания

Урок начинается с работы, которая концентрирует внимание учеников

Урок начинается с работы, которая концентрирует внимание учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023