"Приемы работы с текстомна уроках естественно - научного цикла. Интеллект – карты на уроках географии».
Оценка 4.9

"Приемы работы с текстомна уроках естественно - научного цикла. Интеллект – карты на уроках географии».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
география
5 кл—9 кл
26.05.2022
"Приемы работы с текстомна уроках естественно - научного цикла. Интеллект – карты на уроках географии».
Доклад о применении интеллект - карты на уроках географии.
интеллект карта.docx

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНОВСКАЯ  КОРРЕКЦИОННАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»

Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25                                                                                                                  

 ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Приемы работы с текстом на уроках естественно - научного цикла. Интеллект – карты на уроках географии».

 

 

Выполнила  Бородулина А.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 -2022 учебный год.

 

Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. В ФГОС ООО и АООП поднимается проблема включения адекватных времени педагогических технологий, соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира. С введением ФГОС на смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход, поэтому учитель должен не просто давать ребенку нужную информацию, а научить добывать и применять её. В наше время мы имеем доступ к огромному потоку информации и детям необходимо ориентироваться в ней, выбирать, запоминать и уметь правильно воспроизвести полученные данные. Чтобы это сделать правильно, нужно научить ребенка работать с этой информацией.

Кроме того, практика работы в разноуровневых классах коррекционной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка знаний на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха.

Одной из причин снижения мотивации считают применение традиционных приемов работы с учебником, такие как:

- выделение главной мысли текста учебника,

- составление плана параграфа,

- заполнение схем, таблиц на основе текста учебника

- и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

Таким образом, происходит перевод содержания из текста в другой текст. Классический конспект повторяет логическую и временную последовательность информации. В чем же недостатки стандартного, линейного способа конспектирования?

1. Информацию трудно запомнить. Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся. Из-за этого однообразия теряется острота восприятия, следствием чего является снижение объема запомненной информации.

2. Большие временные потери. Сначала время расходуется на запись (со всеми вводными словами, причастными оборотами, наречиями, предлогами и т. д. ), потом - на прочтение и поиск необходимой информации.

3. Отсутствие творчества.

Одним из средств, способствующих умению добывать информацию и повышению мотивации к учению считаются интеллект-карты.

 

Что такое интеллект-карты?

Интеллект-карта — это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове. Их также могут называть диаграммами связей, ментальными или ассоциативными картами, майндмэпами, mind map и картами мыслей. Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) – разработка Тони Бьюзена,  известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты". Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «карты памяти» или «ментальные карты», «карты мышления». 

Наше мышление не линейно, а радиантно. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления (от слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый). Это значит, что  мысль порождает ряд других, и любую идею можно развивать практически бесконечно во все стороны. Ключевая идея порождает несколько основных крупных, каждая из которых развивается и конкретизируется в виде ещё более мелкие. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью ментальной карты.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/61176a7cb4c0beba71a011bb_93oruNgcKvSPBuSq9hsxdw9QjalqvCw.jpg

Какие задачи решают ментальные карты?

С помощью майндмэпов можно:

  • искать вдохновение;
  • структурировать информацию;
  • понимать идею;
  • запоминать материалы;
  • презентовать мысли;
  • управлять задачами;
  • составлять списки дел;
  • детализировать проект;
  • прототипировать — схематично изображать информационные блоки.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/61176ffb62b437496498949a_OmceyLrAkIlWS50obd5nhsOh1foL7XtzW0XFFi.jpg

 

Виды ментальных карт?

Все майндмэпы составлены по одному принципу — от целого к частному, — но имеют разный вид. Рассмотрим самые популярные.

Схема-иерархия. Главная тема в центре, и от неё идут ветви второго уровня, от них — третьего и так сколько необходимо.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/611770aa26836a7f1af828e9_Bbu7uAZYeMs%20(1).jpg

Блок-структура.Основная мысль сверху, от неё ветви второго порядка, которые делятся на третий и далее.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/611770e8e1c4ef5be0f99148_Rhp1f2XR14Q%20(1).jpg

Рыбья кость. Основная мысль слева, а второстепенные расходятся вправо. Подходит для выстраивания хронологического порядка.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/6117712462b4378f15995345_tgRuJDPOWlc%20(1).jpg

Сеть взаимосвязей используют для потока мыслей, который располагают на листе в хаотичном порядке. А лишь затем цветами и формами выделяют мысли одного уровня. Например, центральная мысль — красный квадрат, второй уровень — синие треугольники, третий — жёлтые прямоугольники.

Как использовать интеллектуальные карты в учёбе?

Из теории сурдопедагогики известно, что большую часть информации о мире глухие дети воспринимают визуально,  следовательно, интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.  Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. Данная функция как никогда актуальна для детей с нарушением слуха, ведь известно, что из-за повреждения слуховых анализаторов страдает когнитивная работа мозга. Майндмэпы помогают собирать все материалы по определённой теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях. Интеллект-карты для обучения отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы и кинестетики). Благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать. Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, готовить доклады, разрабатывать проекты.

Что дает ученикам и учителю интеллект-карта?

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации,  понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Интеллект-карты на уроках географии

      Разнообразие видов деятельности на уроках с использованием метода интеллект - карт позволяет формировать метапредметные компетенции на уроках географии:

Когнитивные (самостоятельная работа с разными источниками информации, создание центрального образа, определение ассоциаций (тем, подтем), установление логических связей).

Оргдеятельностные (самостоятельная работа с разными источниками информации, защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты, анализ сформированности навыков построения интеллект-карт).

Креативные (создание центрального образа; работа с графикой, символикой, цветом; защита интеллект-карты).

Коммуникативные (защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект- карты).

Мировоззренческие (создание центрального образа, защита интеллект- карты, анализ по сформированности навыков работы по построению интеллект- карт).

    Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.

Как составить интеллект-карту?

Создание интеллект-карт можно разделить на три этапа:

  1. Мозговой штурм, то есть поиск базовой темы в зависимости от цели майндмэпа. Это то, что обычно располагается в центре карты или сверху. Если на уроке географии нужно выучить термины по природным зонам России — в центре будет расположена тема «Природные зоны».

Приведём пример, как с помощью карты мыслей можно изучать новые слова. В центре записываем тему — «Природные зоны России».

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0a0f/000253fe-219b657e/img1.jpg

 

  1. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, можно выделить ключевые темы второго уровня.

От центральной темы ведём ветви второго порядка — географическое положение, климат, почвы, растительный и животный мир.

https://fs.znanio.ru/methodology/images/87/13/8713e1c638ff4700c9b35ef0aed87966f7955cd3.jpg

 

  1. Конкретизация. Здесь можно задействовать рисунки и короткие описания. На этом этапе уточняем темы второго уровня.

От каждой ветви второго порядка отводим ветви третьего порядка с изображением и названием типов природных зон.

При методе интеллект-карт слова будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре лексику будет легко повторять.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/11/s_5c61354d6367b/1083898_2.png

Преимущества интеллект-карт

  • экономия времени;
  • простота заполнения информации;
  • приближенность к виду рождения мысли в голове;
  • развитие логического, творческого и ассоциативного мышления;
  • наглядность структуры и логики взаимосвязи;
  • акцентирование внимания на основной мысли и второстепенных;
  • визуальная лёгкость восприятия с чёткой структурой по порядкам.

 

Примеры использования интеллектуальных карт на уроках географии.

При изучении темы «Рельеф Земли» в 5 классе ученикам необходимо рассмотреть схему и заполнить пропуски используя физическую карту мира в атласе. Необходимо вписать названия географических объектов (примеры гор и равнин), которые соответствуют данным характеристикам.

На Интеллект – карте «Россия – Родина моя» в центре располагается главная информация – карта России. От неё к периферии расходятся несколько ветвей, которые несут с собой дополнительную информацию о национальный составе России, крупнейших городах, природных зонах, растительном и животном мире, а также заповедниках России. Затем крупные ветви разделяются на более мелкие, каждое слово имеет ассоциацию с другим. Данная интеллект- карта является визитной карточкой России и её можно использовать на уроках общественно – научных дисциплин, а также на уроках географии в 8 – 9 классе.



 

 

Вывод

Метод интеллект-карт помогает обучающимся реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть свои творческие способности. Работа с интеллект – картами формирует умение поиска информации в различных источниках, ребята учатся работать в группе, наглядно видят продукт своего труда, анализируют его, каждый оценивают свой вклад в проделанную работу, обобщение содержания темы приобщают учащихся к самообразованию. Программа обучения географии включает в себя знания из нескольких учебных дисциплин. Поэтому важно использовать интеллект-карт на уроках, так как она реализует межпредметные связи. С помощью интеллект карт реализуется системно- деятельностный подход, знания становятся более прочными, формируются умения и навыки, что очень важно.

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.

 

Интернет-ресурсы по составлению интеллектуальных карт:

http://www.mind-map.ru/

https://www.spiderscribe.net/

 Использование метода интеллект - карт на уроках географии, как средство достижения новых образовательных результатов. Режим доступа: http://kadnavy.mskobr.ru/files/ispol_zovanie_metoda_intellekt_-_kart

Список литературы:

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей / А. Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2013.

2.      Вестицкий М. Б. и др. Интеллект –карты — новое средство обучения Географии в школе. — 1984.

3.      Краснов Ф. Ю.  Использование интеллект-карт на уроках географии, 2018 г.

  1. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 % - РосмэнПресс, 2007 г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

Инновационные процессы, происходящие в начале

Инновационные процессы, происходящие в начале

Что такое интеллект-карты? Интеллект-карта — это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове

Что такое интеллект-карты? Интеллект-карта — это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове

Какие задачи решают ментальные карты?

Какие задачи решают ментальные карты?

Блок-структура .Основная мысль сверху, от неё ветви второго порядка, которые делятся на третий и далее

Блок-структура .Основная мысль сверху, от неё ветви второго порядка, которые делятся на третий и далее

Сеть взаимосвязей используют для потока мыслей, который располагают на листе в хаотичном порядке

Сеть взаимосвязей используют для потока мыслей, который располагают на листе в хаотичном порядке

Интеллект-карты на уроках географии

Интеллект-карты на уроках географии

Наполнение . Когда главная мысль сформулирована, можно выделить ключевые темы второго уровня

Наполнение . Когда главная мысль сформулирована, можно выделить ключевые темы второго уровня

При методе интеллект-карт слова будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре лексику будет легко повторять

При методе интеллект-карт слова будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре лексику будет легко повторять

На Интеллект – карте «Россия –

На Интеллект – карте «Россия –

Вывод Метод интеллект-карт помогает обучающимся реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть свои творческие способности

Вывод Метод интеллект-карт помогает обучающимся реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть свои творческие способности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2022