Приемы развития глобальных компетенций обучающихся на уроках окружающего мира.

  • Семинары
  • docx
  • 13.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроках окружающего мира формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, работать в команде; способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия; систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников; Приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России
Иконка файла материала глобальные компетенции 2023.docx

 МКОУ « Медведская  СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы развития глобальных

компетенций обучающихся на уроках окружающего мира.

 

 

 

 

 

Гросс Лариса Дмитриевна

Учитель начальных классов

 

 

 

2023 г.

 

Приёмы развития глобальных

компетенций обучающихся на уроках окружающего мира

 

   Цель моего выступления: продемонстрировать использование заданий на уроках обществознания по формированию глобальных компетенций у обучающихся.

     На уроках окружающего мира формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, работать в команде; способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия; систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников;     Приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России

      Для того, чтобы сформировать такие умения, задания на урок необходимо подбирать, дифференцируя их по возрасту.

     Задача учителя начальных классов

1. Сформировать умение оценивать ситуацию

2. По мере возможности, найти выход из сложившейся ситуации

3. Умение мыслить глобально, а действовать локально.

Сегодня мы попробуем на примере заданий по обществознанию, как можно развивать гибкие навыки при решении глобальных проблем.

 

    Задание № 1 Направлено на понимание проблемы и её решение.

    Рассмотрите иллюстрации. Какая деятельность человека приводит к таким последствиям? Какую опасность они представляют для человека и природы?

Если бы у вас была возможность участвовать в решении глобальных проблем, с чего бы вы хотели начать? Почему?

    Представьте, что вам поручили написать закон «Об экологической безопасности населенного пункта». На решение каких проблем он был бы нацелен в первую очередь?

Какие экологические проблемы наиболее важны для вашего региона?

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/09/22/s_632c7a4a67999/phpFgmCBq_Formirovanie-globalnyh-kompetencij-na-primere-prakticheskih-zadanij-na-urokah-obcshestvozn_html_417d43167121a5e2.jpg

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/09/22/s_632c7a4a67999/phpFgmCBq_Formirovanie-globalnyh-kompetencij-na-primere-prakticheskih-zadanij-na-urokah-obcshestvozn_html_fab9419ef287097.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2 Направлено на понимание проблемы и её решение.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/09/22/s_632c7a4a67999/phpFgmCBq_Formirovanie-globalnyh-kompetencij-na-primere-prakticheskih-zadanij-na-urokah-obcshestvozn_html_9f4794b685b22623.jpg

Для иллюстрации какой группы глобальных проблем может быть использовано данное изображение? (Дайте обобщенное, а неконкретное название проблеме. Объясните почему её относят к глобальным. Какая мера, по вашему мнению будет способствовать решению данной проблемы? Какие еще проблемы относят к этой группе глобальных проблем? (Назовите любые две проблемы, аргументируйте свой ответ.)

 

Задание № 3 Направлено на формирование семейных ценностей, на роль семьи в жизни общества.

Объект оценки: Идентифицировать проявления культурного сходства и различий на основе информации источника

На уроках обществознания школьники узнали о разных типах семей. Первый тип называется патриархальным. В таких семьях жёстко закреплены семейные обязанности, глава семьи – мужчина, который обеспечивает семейное благополучие и пополняет бюджет, а мнение детей по разным вопросам семейной жизни не спрашивают. Второй тип семьи с противоположными признаками принято называть демократическим.

       Какие из приведённых ниже фактов из жизни семьи Гордеевых характерны только для семьи демократического типа?

     Выберите все верные факты. Поставьте «+» около каждого выбранного факта.

1) В семье принято совместно отмечать важные семейные события и праздники

2) В семье Гордеевых двое детей – Артём и Вера

3) Мама Артёма – врач, а папа работает в научно – исследовательском институте

4) Родители Артёма зарабатывают примерно одинаково

5) Маме приходится задерживаться на работе, и тогда ужин готовит папа

6) Все Гордеевы обсуждали, как потратить премию отца: купить новые туфли маме или заменить люстру в общей комнате.

 

      Задание № 4

Направлено на умение аргументировать, способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников.

Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/09/22/s_632c7a4a67999/phpFgmCBq_Formirovanie-globalnyh-kompetencij-na-primere-prakticheskih-zadanij-na-urokah-obcshestvozn_html_a37d9c3e44f325c9.png

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

 

 

 

 

     Задание № 5. Прочитайте стихотворение, какие функции семьи в стихотворении показаны. Выпишите их:

 

 

Курс обществознание в силу своей специфики (содержание, формируемые умения) играет большую роль в развитии глобальных компетенций.

• Есть темы, которые конкретно касаются данных вопросов

• Есть темы, которые опосредовано работают на развитие данных компетенций

• На уроках обществознания формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции – критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, умение работать в команде и т.п.