Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
Оценка 5

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история +1
9 кл—11 кл
27.12.2024
Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
современные технологии на уроках- путь успешного усвоения материала
приемы технология критического мышления.docx

Мастер-класс

 «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания» в рамках Недели Урбанистики.

                                                  учитель истории и обществознания : Сватова ИИ

                                                  МАОУ « СОШ « Мастерград», 2022-2023 учебный год

Добрый день!

            В концепции модернизации российского образования, ФГОС ООО и СОО выдвигается задача формирования молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть  возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

            Гипотеза: использование приемов технологии критического мышления максимально стимулирует развитие интеллектуальных, творческих  и познавательных способностей школьников.

            Цель: расширить представление педагогов о приемах ТРКМ и практическом использовании на уроках истории на обществознании.

            Задачи: обобщение и передача опыта работы по использованию некоторых приемов ТРКМ, оказание помощи участникам мастер-класса в овладении этими приемами.

            А что такое критическое мышление? — Это:

-         способность ставить новые, полные смысла вопросы;

-         вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

-         принимать независимые продуманные решения.

     Чем привлекает меня данная технология? Детей нелегко  мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМ схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 

Структура ТРМК  включает три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

Функции 3-х стадий ТРКМ:

 

ВЫЗОВ

- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);

- информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);

- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

 

ОСМЫСЛЕНИЕ

 - информационная (получение новой информации);

- систематизационная (классификация полученной информации);

- мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

 

РЕФЛЕКСИЯ

- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

- информационная (приобретение нового знания);

- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

            Остановлюсь лишь на некоторых приемах ТРКМ.

 

СИНКВЕЙН это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одним  из приемов технологии критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Правила построения синквейна

  • Первая строка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Дает возможность судить о метапредметном умении определять тему.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Дают представление о том, как идет процесс применения понятия.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строка —  одно слово или словосочетание, которые представляют собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

 

Примеры

Обществознание

                                             Закон

                                Справедливый, суровый

                   Предупреждает, защищает, наказывает

                                Закон одинаков для всех

                                          Порядок

 

                                         Потребность

                             Биологическая, социальная

                      Появляется, возникает, проявляется

                         Побуждает человека к действию

                                              Нужда

История

 

                                    Коллективизация  

                        Несправедливая, насильственная

                 Раскулачивали, заставляли, принуждали

 Объединяли крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства

                                        Колхоз

Достоинства метода синквейна

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Варианты работы с синквейном:

Ø  Традиционное составление синквейна

Ø Составление рассказа, основой которого послужит уже готовое стихотворение.   Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Ø  Редактирование готового синквейна, с целью усовершенствовать его.

Ø  Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.

 

ДИАМАНТА (или даймонт)

Этот прием используется при характеристике противоположных понятий. Важный момент в выполнении задания – встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стихотворения  составляется по следующей схеме:

 

1-я строка – существительное, тема диаманты

2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты

3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению

4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)

5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму

6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму)

7-я строка – существительное, антоним теме.

 

Примеры

Обществознание

Правомерное поведение

Законное, правильное

Соответствует, утверждает, диктует

Образец поведения – общественная опасность

Нарушает, не выполняет, отрицает

Противоправное, вредное

Правонарушение

 

История

Язычество

Древнее, жестокое

Почитают, преклоняются, обожествляют

Множество богов – единство бога

Верят, крестятся, молятся

Православное, позитивное

Христианство

 

Прием SWOT-анализ

 

Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы:

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses–  слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем.

Второй этап урока. Заполнение матрицы SWOT– анализа.

Третий этап урока. Выступление групп.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

 

Пример

Обществознание

 

Сильные стороны

strengths

- знание супругов, что является имуществом каждого;

- позволяет «позаботиться» о содержании нуждающегося и нетрудоспособного супруга  после развода;

- позволяет определить кому будет принадлежать имущество, полученное в дар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брачный договор

Слабые стороны

Weaknesses

- «неприлично»;

- стоимость нотариальных услуг;

- невозможность предусмотреть все вопросы;

- споры из-за неоднозначных формулировок;

- регулирование только имущественных отношений;

- настрой на развод;

- манипуляции, принуждение, обман.

Возможности

Opportunities

- возможность упорядочения финансовых и имущественных прав семейной пары: оценить доходы, распределить расходы, спланировать крупные покупки;

- возможность избежать конфликтных ситуаций при разводе.

 

Угрозы

Threats

- невозможность расторжения в одностороннем порядке (только в случае судебного решения);

- выгодные для одного из супругов пункты договора приводят к ссорам, а порой и разводам.

 

 

СТРАТЕГИЯ «ИНСЕРТ»

            Чтение текста с пометками. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умения систематизировать и анализировать информацию. В процессе чтения учащиеся маркируют маркируют текст значками. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Обязательно обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

 

Возможные значки

ü  - значком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источники информации и степень достоверности ее не  имеют значения;

+ - значком «плюс» отмечаются новые знания, новая информация. Ученик ставит знак только в том случае, если он впервые встречается с информацией;

   - - значком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем думал иначе;

   ? – знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Пример.

Обществознание

Тема «Конвенция о правах ребенка»

 

Значки

Ключевые слова

ü   

У ребенка, как у любого человека есть права

             +

Конвенция – договор

ООН – международная организация

              -

Думал, ребенок не имеет права на личную жизнь

              ?

Как ребенок может защитить свои права, куда необходимо обратиться?

 

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия иной любой информации. При использовании этого приема важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не оставались без ответа.

КЛАСТЕР – это способ графической организации материала, отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

            Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать ведущим приемом как на протяжении всего урока в режиме технологии, так и на отдельных его этапах. «Грозди» -графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся». То есть располагаются в определенном порядке.

            Данный прием можно с успехом применять на уроках истории, обществознания, права и экономики, как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Текстовый материал учебников изобилует различными понятиями, без понимания сущности и связей которых изучение предметов невозможно. Учащиеся должны уяснить их значение, установить логические связи между ними.

            Кластер развивает умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных суждений самими учащимися, отслеживания  самого процесса познания.

Памятка для учащихся по составлению кластера

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске

2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3. По мере того, как возникают идеи, вы их записываете.

4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

 

            Применение кластера имеет следующие достоинства:

•          он позволяет охватить большой объем информации;

•          вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

•          дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

•          умение ставить вопросы;

•          выделять главное;

•          устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

•          переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

•          сравнивать и анализировать;

•          проводить аналогии.

 

Практическая работа – педагоги делятся на группы. Каждая группа получает задание по одному из прием и разрабатывает его, а затем представляет отчет о работе. Обмен мнениями.

 

Таким образом:

            Применение технологии развития критического мышления на уроках:

Ø    способствует активизации мышления, повышает мотивацию

Ø    дает возможность проявить себя, свои творческие способности

Ø    учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими

Ø    заставляет учеников задумываться.

            Технология дает учителю:

Ø    возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

Ø    возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критическому мышлению и самостоятельности в процессе обучения;

Ø    возможность стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.

И качестве рефлексии я предлагаю вам прием «Перекрестная дискуссия».

 

Перед вами таблица, ключевой фразой которой является: «Я готов использовать технологию развития критического мышления на своих уроках».

 

ДА

НЕТ

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД:

 

 

Заполните левую и правую колонки таблицы, приведя три-четыре аргумента «за» и «против»  тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами. Используя их аргументы, которые покажутся убедительными, продолжите заполнение таблицы. Когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Спасибо за сотрудничество, уважаемые коллеги! Творческих вам успехов!


 

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания» в рамках

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания» в рамках

ОСМЫСЛЕНИЕ - информационная (получение новой информации); - систематизационная (классификация полученной информации); - мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

ОСМЫСЛЕНИЕ - информационная (получение новой информации); - систематизационная (классификация полученной информации); - мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Потребность

Потребность

Примеры Обществознание Правомерное поведение

Примеры Обществознание Правомерное поведение

Сильные стороны strengths - знание супругов, что является имуществом каждого; - позволяет «позаботиться» о содержании нуждающегося и нетрудоспособного супруга после развода; - позволяет определить кому…

Сильные стороны strengths - знание супругов, что является имуществом каждого; - позволяет «позаботиться» о содержании нуждающегося и нетрудоспособного супруга после развода; - позволяет определить кому…

Значки Ключевые слова ü

Значки Ключевые слова ü

Таким образом:

Таким образом:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2024