Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств.
Обучение элементам единоборств осуществляю по принципам педагогики: сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности и доступности.
С первых уроков говорю детям, что урок борьбы — это не только развития физических качеств а также приобретения-хитроумие, остроумие, изящество техники. Приучаю их, чтобы они не отказывались от занятий без серьезных на то оснований(причин). Прошу их уважать самих себя, соперников, зал, правила соревнований.
В уроках единоборств нужна хорошая физическая подготовка: акробатическая подготовка — для развития ловкости, упражнения с отягощениями, амортизаторами — для развития силы, кроссы — для развития выносливости.
Занятия строю так, чтобы подготовка учащихся к выполнению поставленных задач, само их выполнение и окончание урока были четко разграничены. Исходя из этого, урок должен включать в себя: вводную, основную и заключительную части.
В вводной части урока ставится задача сосредоточить внимание занимающихся на предстоящей работе и умеренно разогреть организм. Используются различные виды ходьбы, бега, общеразвивающие и специальные упражнения. Основные задачи вводной части сводятся к повышению функциональной активности всех органов и мышечных групп за счет использования общеподготовительных упражнений. Рекомендуется включать имитационные и игровые упражнения, которые могут выполняться с предметами (гантелями, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками) и без них, очень важно использовать упражнения с элементами акробатики, на гимнастической стенке, с гимнастическими скамейками и т.д.
Остановимся на наиболее ценных упражнениях:
1. Упражнения, увеличивающие амплитуду движения, т.е. упражнения на гибкость.
2. Упражнения в равновесии. Провожу по следующим степеням трудностей: без усложнений, с закрытыми глазами, с грузом (постепенно увеличивая его), с грузом и закрытыми глазами.
3. Упражнения для развития ловкости (кувырок прыжком через стоящего на четвереньках, перекат через стоящего на четвереньках, перекат через спину стоящего, держась за его руки; колесо, колесо с поворотом и т.д.)
4. Упражнения для укрепления связок и частично для развития силы (упражнения с гантелями, набивными мячами, в парах и т.д.)
5. Упражнения для развития силы (упражнения со штангой, резиновыми амортизаторами, упражнения на преодоление тяжести противника ( без сопротивления соперника и с дозированным сопротивлением соперника) и т.д.
6. Упражнения для развития быстроты движений. Для развития этого качества рекомендую следующие упражнения: перебрасывание маленького мяча друг другу, ловить мяч, подброшенный вверх, отскакивающий от пола, ровной стены, стены с неровностями, делать подсечки по падающему мячу или бумажке, по мячу, катящемуся в разных направлениях, бег на короткие дистанции, старты из всевозможных положений.
7. Упражнения самостраховки и страховки ( перекаты, различные кувырки, падения с опорой на руки, падения вперед из основной стойки, падения при захвате ног сзади, падение вперед с отягощением, падение вперед с перекатом на грудь, падения в сторону и назад с опорой на руки, падения на бок кувырком через руку партнера, через препятствие и т.д.
Основная часть урока по структуре может быть простой и сложной в зависимости от поставленной цели — изучение техники и тактики борьбы, повторение и отработка приемов при полном сопротивлении и без сопротивления партнера.
Обучение приемам проходит в следующем порядке:
1.Учитель показывает и объясняет прием полностью в обычном темпе, затем медленно, фиксируя внимание занимающихся на основных моментах. После такого общего ознакомления показываю прием по подразделениям и при этом обращаю внимание на особенности его проведения и возможные ошибки. Такая форма дает ученикам быстрее освоить изучаемый прием.
2. Занимающиеся выполняют прием против несопротивляющегося партнера до тех пор, пока полностью и технически правильно не освоят его.
Технику выполнения приема закрепляют, а затем совершенствуют с сопротивляющимся партнером в последующих тренировках. Причем сопротивление партнера в ходе занятий должно возрастать по мере совершенствования техники.
Техника борьбы подразделяется:
Страховка и самостраховка. Борьба стоя. Стойки, дистанции, подготовки к захватам, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам. Прорывы оборонительных захватов. Броски. Комбинации из бросков. Защиты против бросков. Ответные броски. Борьба лежа
Исходные положения и вспомогательные действия. Страховка и самостраховка.
Благоприятные положения для проведения приемов борьбы лежа. Подготовка к приемам борьбы лежа. Прорывы оборонительных захватов. Заваливания. Переворачивания.
Удержания. Защиты против приемов борьбы лежа.
В каждое занятие включаются элементы как обучения, так и тренировки. На первых уроках главным образом является обучение, а на последующих тренировка. Обучение следует начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более трудным. Во время занятий занимающиеся должны получить от учителя правильное, яркое, надолго запоминающееся представление о приеме
Примерная схема изучения приемов:
1.Назвать приём.
2.Обосновать прием, рассказать о его значении в комплексе приемов.
3.Показать прием в темпе — наглядно, четко, образцово.
4.Показать прием в замедленном темпе, акцентируя внимание на основных элементах, а потом опять показать в обычном темпе.
5.Рассказать о наиболее благоприятных условиях для проведения приема.
6. Обратить внимание на наиболее распространенные ошибки при выполнение приема.
7. Составить пары занимающихся и приступить к изучению приема.
8. Изучение приема начать с его выполнения без сопротивления партнера и без передвижения по ковру.
9. Выполнять прием в движении по ковру с сопротивлением партнера.
Первые уроки занятия борьбой целиком посвящаются изучению элементов страховки и самостраховки, так как все приемы в стойке связаны с падением атакуемого, а часто и атакующего. Поэтому оба партнера должны хорошо ориентироваться в пространстве и смягчать падение. Одновременно пристальное внимание уделяется тренировке вестибулярного анализатора с помощью прыжков с вращением, кувырков, поворотов, акробатических прыжков. Последующие уроки посвящаются изучению подводящих и имитационных упражнений, которые могут даваться и в качестве домашнего задания учащимся. В занятия вводятся подвижные игры, развивающие ловкость, силовую выносливость (бой всадников, петушиный бой, борьба в кругу, борьба за захват), т.е воссоздающие реальные условия борьбы в виде высокоэмоциональных игр. Лишь после ознакомления и удовлетворительного выполнения приемов самостраховки можно переходить к изучению наиболее простых технических действий. К ним относятся прежде всего выведения из равновесия. Одновременно переходят к изучению приемов в партере, выполнению различных переворотов с захватом пояса, удержаний сбоку, со стороны ног. Знакомиться можно с 5-8 приемами в борьбе лежа, но закреплять до уровня навыка не более 3-4.Точно так же и в борьбе стоя можно изучать 12-15 приемов, но рекомендую совершенствовать индивидуальную технику приемов не более 3-4.
Задача заключительной части урока — привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. Для этого применяется медленная ходьба, упражнения на расслабление и т.д.
Темы теоретических занятий:
1. История вольной борьбы
2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
3. Гигиена и профилактика травматизма.
4. Прикладное значение борьбы.
5. Правила соревнований.
6. Основы техники и тактики борьбы.
7. Этика спортсмена.
Из выше описанного, можно сделать следующие выводы:
1. Уроки борьбы позволяют не только улучшить отношение учащихся к занятиям физической культуры в школе, но и поднять на качественно более высокий уровень их физическую подготовку.
2. Элементы борьбы легко дозируемы. Их можно давать дифференцированно в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.