Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания
Оценка 4.9

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
история
5 кл—7 кл
02.07.2018
Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания
При моделировании урока, учителю необходимо выбрать наиболее эффективные методы и приемы для формирования УУД. В данной статье предложены приемы формирования универсальных учебных действий, приведены примеры их использования. Приемы, направленные на формирование УУД являются универсальными и могут быть использованы учителем для конструирования урока в рамках любого предмета. Используя данные приемы, учитель может сам конструировать задания различного типа, осуществлять контроль за уровнем сформированности УУД у детей. Данные приемы целесообразно использовать в 5-7 классах.
Приемы формирования УУД на уроках истории.docx
Вольф Ирина Николаевна, учитель  истории и обществознания КОГОАУ  «Гимназия №1» г.Кирово­Чепецка Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания: аспект соответствия цели и приема Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). Поэтому современный урок – это, прежде всего, урок,   направленный   на   формирование   УУД.   А   при   его   моделировании, учителю необходимо выбрать наиболее эффективные методы и приемы для формирования УУД. Образовательное   пространство   в   гимназии   строится   на   идеях развивающего   обучения   Д.Б. Эльконина   –   В.В. Давыдова.   Ключевой составляющей данной системы является обеспечение условий для развития УУД.  В   среднем   и   старшем   звене   вместе   с     данной   системой   обучения используются   новые   методы   и   технологии   при   сохранении   главного   ­ деятельностного подхода в обучении.  Соответственно каждый урок нацелен на развитие умений результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из прошлого опыта новое знание, самостоятельно расширять границы своих знаний и умений, проявлять инициативу в новых образовательных ситуациях. Современный урок должен отвечать новым требованиям: в центре урока – дети; позитивное начало и успешное окончание урока – ситуация «успеха»; четкие тема, цель, задачи урока; проблемный и развивающий характер урока; минимум   репродукции   ­     обобщения   и   выводы   делают   ученики;   учет возможностей конкретных обучающихся; обратная связь; мастерство учителя. Успешный   урок   возможен   только   при   грамотном   подборе   приемов, направленных   на   формирование   необходимых   УУД.  Так,   например,   для формирования  познавательных УУД  на уроке используются приемы  «Дай определение», «Соотнеси», «Сравни», «Сделай вывод о», «Докажите, что», «Объясните, почему», «Предположите, что будет», «К чему может привести, каковы   последствия»,  «Составь   сравнительную   таблицу»,   «Изобрази схематически», «Составь модель», «Нарисуй», «Объясни схему», «Опиши рисунок», «Определи по карте», при работе с текстом ­ составь план, отзыв, рассказ   о   собственном   опыте,   связанном   каким­либо   образом   с утверждением   автора,  приведи   примеры   по   теме   высказывания,   найди   в тексте абзацы, которые содержат подтверждения   и основные аргументы к ним и др. Для   формирования  регулятивных   УУД  возможны   такие   приемы,   как создание   проблемных   ситуаций,   использование   текстов   и   заданий   для открытия нового (что объединяет …, в чем различие…, что для этого нужно сделать…, определи тему урока), использование заданий «Найди ошибки» и др. Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают такие приемы, как: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки. Для развития коммуникативных УУД очень важны парные и групповые формы организации познавательной деятельности. Здесь можно использовать такие   приемы,   как  «обсуди   в   группе   или   в   паре»,   «аргументируй   свое мнение», «с чем ты согласен / не согласен»,   «обсуди в группе или в паре», «аргументируй   свое   мнение»,   «с   чем   ты   согласен   /   не   согласен»,  составь устный   ответ,   используя   слова:   «я   считаю,   что…»,   «потому   что…»,   «во­ первых,… во­вторых,…», ответь письменно, выступи перед классом, объясни своими словами. Для достижения личностных результатов будут полезны приемы: задания по   определению   своего   отношения   к   историческим   явлениям   (как   ты относишься к…., как бы ты поступил…, оцени поступок, личность и т.п., в чем   достоинства   и   недостатки),   использование   заданий   творческого характера: «представь, что ты…», «как вы думаете», «нарисуй», «выполни проект»   и   т.п.   Возможно   использование   заданий   нравственно­этического характера,   где   необходимо   проявить   свое   отношение   к   тому   или   иному поступку, событию и т.д. Как   определить,   какие   приемы   использовать?   Это   зависит   от   целей урока. Именно грамотно сформулированная цель позволяет определить, какие результаты должны быть достигнуты и как это сделать.  Цель урока должна быть  конкретная,   измеримая,   достижимая,   обеспеченная   ресурсами, привязанная к интервалу времени. Цель конкретизируется в познавательном, развивающем   и   воспитательном   аспектах.   В   постановке   триединой   цели отвечаем   на   вопрос:   Что   делает   учитель?   В   определении   результатов (предметных,   метапредметных,   личностных)   –   какие   действия   будут сформированы?  В   формулировках   УУД   –   ответ   на   вопрос,   что   ученики научатся   делать?   Цели   должны   соотноситься   с   результатами,   ведь   цель деятельности     ­   это   образ   будущего   результата.   Логическая   схема   этого процесса будет выглядеть так: ЦЕЛИ НАБОР ПРИЕМОВ ДЕЙСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ Образовательные Развивающие Воспитательные Предметные Метапредметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Приемы – универсальны. Они могут быть использованы на любом уроке, этапе урока и даже на любом предмете. И в зависимости от поставленной цели могут работать на формирование разных УУД. Различные комбинации целей и приемов   могут   работать   на   достижение   различных   образовательных результатов. Так   допустим,   приём   «Представь   информацию   разными   способами», например,   в   виде   таблицы,   в   зависимости   от   цели   помогает   формировать   либо   регулятивные, преимущественно   либо   познавательные,   либо коммуникативные, либо личностные универсальные учебные действия.  Например, на уроке истории в 7 классе в теме «Реформы Петра  I» на этапе изучения нового материала учащиеся составляют таблицу «Реформы государственного управления».   Используя источники (или слушая рассказ учителя)   они   заполняют   столбцы   «Орган   власти»,  «Функция»,   «Значение». Таким   образом,   при   этом преимущественно   формируются  познавательные  универсальные   учебные действия.   школьники   получают   новые   знания, Орган власти Функция Значение Сенат Синод Коллегии Тот же самый прием для формирования  регулятивных  универсальных учебных действий можно использовать так. Учитель дает задание «Заполни второй   столбик   таблицы»,   которое   на   этапе   мотивации   и   целеполагания позволяет   учащимся   увидеть   границу   своего   знания   /   незнания,   а   на заключительном   этапе   урока   провести   коррекцию   своей   деятельности, сделать самооценку или взаимооценку, заполняя последний столбик.  Я знаю ­ ­ ­ что такое реформа что входит в понятие государственные реформы  … + ­  + + Начало урока  Конец урока Я умею ­ ­ различать  функции Сената, Синода, коллегий объяснять значимость реформ  Данный   прием   может   быть   использован   и   для   формирования коммуникативных  универсальных   учебных   действий.   Например,   учащимся предлагается   домашнее   задание   составить   таблицу   «Положительные   и отрицательные качества Петра  I  ». Данные для таблицы нужно получить с помощью опроса. ­ +  + +  Положительные Примеры Труженик Патриот Воин Отрицательные Жестокость Вспыльчивость Подозрительность И наконец, этот же прием на этапе закрепления: учащиеся заполняют таблицу «Как я оцениваю реформы Петра I» в данном случае прием нацелен на формирование личностных универсальных учебных действий.  Для государства Для народа Для мира  Таким образом, каждый прием на уроке должен быть выбран осознанно, с пониманием того, на формирование какого УУД он нацелен. Но важен баланс, нужно в равной мере уделять внимание формированию всех УУД на уроке и конкретных УУД на разных этапах урока. Список использованных источников: 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего образования (ФГОС ООО) 2. Современный   урок   в   условиях   федерального   государственного образовательного стандарта: учебное пособие/авт. и научный ред. Т.В. Машарова,   авт.   А.А.Пивоваров   и   др.   –   Киров:   ООО   «Типография «Старая Вятка», 2014 г. 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия   к   мысли.   Система   заданий   :   пособие   для   учителя   /   [А.   Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова.  — М.  :  Просвещение,  2010. 4. Проблемный   урок,   или   как   открывать   знания   вместе   с   учениками. Е.Л.Мельникова М. 2002. // Е.Л. Мельникова Проблемно­диалогическое обучение: специфика. Образовательная   система   «Школа   2100»   ­   качественное   образование для всех. Сборник материалов. М., 2006.   предметная     понятие,   технология, 5. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В «Рабочая программа  История России и Всеобщая история 5­9 классы»,  http://www.school2100.ru/

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2018