Приемы коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом
Оценка 4.6

Приемы коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом

Оценка 4.6
Книги
docx
дефектология
Взрослым
26.02.2018
Приемы коррекционной работы  по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом
Материалы статьи С.В. Хаткевич « Превращение ряда отдельных привычных действий ребенка с аутизмом в систему работы по коррекции его эмоционально-волевой сферы» (статья в сокращении), «Спецыяльная адукацыя» № 2, 2010 У детей с аутизмом наблюдается искажение эмоционально-волевой сферы. Им присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, отсутствие интереса и понимания окружаю¬щего мира. Обнаружено пять наиболее часто встре¬чающихся категорий особенного поведения аутичных детей: • поведение, приносящее вред самому себе: кусание собственных рук или удары по голове; • агрессивное поведение: битьё или оплё¬вывание; • прекращение деятельности через броса¬ние предметов, крик или уход из-за стола; • постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов; • дефицит поведения: неконтролируемое поведение, недостаток спонтанности, неже-лание физического контакта, краткая про¬должительность внимания и неспособность допускать изменения привычек.
методы работы с аутистами.docx
Приемы коррекционной работы  по формированию эмоционально­волевой сферы у детей с аутизмом (из опыта работы Гродненского областного ЦКРОиР, Республика Беларусь) Материалы статьи С.В. Хаткевич « Превращение ряда отдельных привычных действий  ребенка с аутизмом в систему работы по коррекции его эмоционально­волевой сферы»  (статья в сокращении), «Спецыяльная адукацыя» № 2, 2010 У детей с аутизмом наблюдается искажение эмоционально­волевой сферы.  Им присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Обнаружено   пять   наиболее   часто   встречающихся   категорий   особенного   поведения аутичных детей: по голове; стола; • поведение, приносящее вред самому себе: кусание собственных рук или удары • агрессивное поведение: битьё или оплёвывание; • прекращение   деятельности   через   бросание   предметов,   крик   или   уход   из­за • постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов; • дефицит   поведения:   неконтролируемое   поведение,   недостаток   спонтанности, нежелание   физического   контакта,   краткая   продолжительность   внимания   и неспособность допускать изменения привычек. В ситуациях с проблемными способами поведения детей с аутизмом уместными будут следующие меры: Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения Поведение. Бьётся головой о стол. Меры.  Алексей бьётся головой, когда разъярён. Порой он злится на учебный материал, который лежит у него на столе. Иногда явных причин, почему он приходит в ярость, не обнаруживается. В любом случае надо прервать битьё головой, чтобы ребёнок сам себе не навредил. Во время занятия следует сесть рядом с ним. Как только он наклонится вперёд и один раз ударится головой, толкните его стул, чтобы он потерял равновесие. 2—5 секунд держите стул в косом положении, затем верните его на место. Повторяйте это каждый раз, когда ребёнок бьётся головой. Не ругайте и вообще не разговаривайте с ним, пока стул находится в опрокинутом положении. Условие успеха. В то время, когда стул был опрокинут, Алексей не мог достать головой до стола — битьё было прервано. Ему вообще не понравилось, что он потерял равновесие, для него это был очень неприятный опыт. После многократных повторений мальчик заметил, что   его   стул   тогда   опрокидывается,   когда   он   хочет   биться   головой.   Вскоре   он   начал подавлять в себе этот импульс. Всё произошло без словесных указаний, так как Алексей ещё не разговаривает. Агрессия Поведение. Кусание окружающих. Меры.  Если   ребёнок   вдруг   укусит   вас   или   кого­то   другого,   то   сразу   же   встаньте, поднимите его вверх, держа под мышки, и отнесите на другой стул, который стоит в углу комнаты. Посадите его быстро и уверенно на стул лицом к стене. Затем отойдите, ничего не говоря. Игнорируйте крик ребёнка. Вернитесь к нему через 10—15 секунд и подведите его к столу,   чтобы   продолжить   работу,   как   будто   ничего   не   случилось.   Следует   помнить,   что ребёнок может не понять ваших слов и ваши уговоры не принесут успеха. Условие успеха. Хотя Толе это не приносит боли, он не хочет, чтобы его подбрасывали вверх и уносили прочь. После нескольких повторений мальчик был в состоянии понять, что такое происходит, когда он кусает людей. Из­за короткого периода концентрации внимания ребёнка с аутизмом важно оставлять его на стуле не более чем на 10—15 секунд, иначе он забудет, почему там сидит. Постоянный перенос Толи в другое место после каждого укуса оказался существенным для успешности предпринятых мер. Поведение.  Цепляется за взрослых, как маленький ребёнок. Ребёнок чрезмерно долго Стереотипы цепляется за шею матери, болтает ногами, если его хотят ссадить, и отказывается ходить. Меры.  Павел слишком большой, чтобы его держать и носить на руках, как младенца, однако вы хотели бы показать ему своё расположение. Так как ребёнок ведёт себя слишком стереотипно и нелегко меняет привычки, вы должны быть тем человеком, который способен внести изменения. Это можно сделать следующим образом. Откажитесь от того, чтобы держать и носить его, как младенца. Обучите его игре, во время которой нужен нежный контакт. Если ребёнок, например, расставит руки, чтобы его взяли, то сядьте рядом с ним на диван или на пол и обнимите его. Затем отпустите его и научите игре в ладушки. Пойте с ним, улыбайтесь,   хвалите   и   обнимайте   его.   Дайте   ребёнку   любимую   игрушку   и   останьтесь некоторое время с ним. Если он отказывается идти, то не поднимайте его. Держите его за руку или обнимите за плечи. Если ребёнок всё ещё не хочет идти, то прервите контакт с ним и отвернитесь. Затем вернитесь к нему и попытайтесь ещё раз. Побудите его идти с вами, указав на его любимую игрушку или вознаграждение, к которому вы идёте. Сначала ребёнок этому не обрадуется, но если вы будете последовательны, он научится изменять правила. Условие   успеха.  Хотя   Павел   несколько   дней   протестовал,   ему   понравилась   игра   в ладушки и он смог отказаться от привычки цепляться. Он был в состоянии несколько минут играть с любимой игрушкой после того, как мама ушла. Мальчик был готов идти рядом с ней, если   видел   то,   что   хотел   иметь.   Его   младенческое   цепляние   основывалось   на   старой привычке, а также на неспособности заняться чем­то другим. Дефицит поведения Поведение. Недостаточная инициатива: ребёнок пассивно ждёт стимула извне. Меры. Поставьте банку с мыльной пеной рядом с собой и дайте ребёнку (в нашем случае — Анне) блюдо с двумя бусинками и шнурок. Помогите нанизать первую бусинку. Помогите также начать нанизывать вторую и скажите, когда она нанизана: «Готово!» Уберите бусинки, дайте ребёнку мыльную пену, и пусть он выдувает пузыри. Затем дайте ещё две бусины. Теперь не помогайте, но напомните: «Сначала сделать, а затем дуть пузыри!» Если две буси­ ны будут нанизаны без помощи, то в следующий раз дайте три и не помогайте. Условие успеха. Начав с очень короткого и простого занятия, Анна скоро узнала, что она может получить свою любимую игрушку без  особых трудностей. Девочка привыкла быть активной, так как помощь, на которую она рассчитывала, отсутствовала и она не получала игрушку для выдувания пузырей, пока не стала активной. Коррекция   эмоционально­волевой   сферы   ребёнка   с   аутизмом   очень   важна,   так   как эмоциональные процессы в норме являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует  все остальные функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Приемы коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом

Приемы коррекционной работы  по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом

Приемы коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом

Приемы коррекционной работы  по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018