Приемы мотивации учебной деятельности школьника

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 15.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представление приемов работы по мотивации школьника на уроке и во внеурочной деятельности. Материал может быть полезен учителям и воспитателям детских садов. Рассматриваются приемы: кроссенс, привлекательная цель, отсроченная отгадка, лови ошибку, тонкий и толстый вопросы, ромашка вопросов, сенквейн, необычная обычность и другие.Презентация приемов мотивации школьников
Иконка файла материала Приемы мотивации учебной деятельности школьника.pptx
Приемы мотивации учебной классов МБОУ СОШ №27 г. Химки деятельности школьника Надысева Нина Александровна, учитель начальных
Формирование мотивации учения - одна из центральных проблем современной школы. В соответствии с Федеральным государственным стандартом образовательным начального образования одним из базовых требований к обучающихся результатам является начального способность готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. общего звена и
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Принципиальными путями формирования мотивации являются: 1) «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Недостаток этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений; 2) «снизу вверх» - состоит в том, что младший школьник включается взрослыми в реальные различные так приобретает практический опыт нравственного поведения. Недостаток данного пути - учитель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы. деятельности виды и
Мотивация определяется  Образовательной системой, образовательным учреждением;  Организацией образовательного процесса;  Субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, способности, самооценка и т.д.)  Субъективными особенностями педагога: системой его отношения к ученику, к делу;  Спецификой учебного предмета.
Способы формирования мотивации к учебной деятельности:  через содержание учебного материала  через организацию учебной деятельности внутри класса
Методических приемы, используемые на уроках  Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.
Прием «Открытые проблемы»  Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей- неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную сфере младших непосредственных школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок. (Например, тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками формулируется иная цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов цель интересов в
Прием «Отсроченная отгадка» 1. В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом. 2. Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (Например, при изучении в 1 классе темы по окружающему миру «Рыбы, их многообразие», учитель задает вопрос: «Почему рыбы не тонут?».)
Прием «Лови ошибку!»  1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.  2. Ученик получает текст или разбор решения специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками. задачи со
его. Репродуктивные объекте, Прием «Открытые проблемы» Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об но изучаемом не претендуют на знания. Развивающие суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. (Пример: Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши? Почему слон машет ушами? Вопросы, расширяющие знания: Какова площадь ушей слона? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? ) уточнить значительное известное, усложнение вопросы вскрывают
Прием «Ромашка вопросов» Можно предложить  Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. учащимся сформулировать вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к самостоятельно
4. Почему? »? а ется изм еча е во « д встр 5. Г о сл р п 3. Можно ли куб назвать призмой? 1. Сколько ребер имеет треугольная призма? 2. Сколько граней у четырехугольной призмы? н и ш р е о в ? к ы ь л м о з к и 6. С р у п
Прием «Синквейн»  - 1 строка - тема (одно существительное);  - 2 строка - описание предмета (два прилагательных);  - 3 строка - описание действия предмета (три глагола);  - 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;  - 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).  (Пример: Повесть – 1 строка  Интересная, увлекательная- 2 строка  Читать, узнавать, воображать -3 строка  Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания синквейна:  Я восхищаюсь мудрой повестью – 4строка  Это зеркало жизни!-5строка
Прием «Тонкие и толстые вопросы»  Перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.  «Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется «параллелограммом» ?
Прием «Кроссенс»  Представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая иллюстрация имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Использование кроссенса возможно на различных этапах урока (на этапе проверки домашнего задания, на этапе формулировки и постановки цели урока, на этапе закрепления и обобщения материала. Разгадывание кроссенса отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию образного мышления, повышает логического мотивацию учебной деятельности, развивает способность самовыражения. и к
Прием «Необычная обычность»  Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (например: ...делать, французс...ий, р...стение, ука...ка, немец...ий, выр...щенный). Из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку).  Учащимся собрать предлагаются цифры, соответствующие номеру букв в алфавите. Из слово и далее букв необходимо домашнее задание связываются с полученным словом (19, 12, 1, 9, 12, 1 - сказка).
из из слово и может по- быть Ключевое другому: представлено слова «Возьмите приставку - из слова "предлагать", корень "сложить", слова суффикс "умножение", окончание из слова слово "вишня"». «предложения».) полученным словом связать домашнее задание. из (Например, произведения художественного предложения определенное пунктуационное правило.) (Получится С выписать на
Учащимся предлагается математическое выражение (15+6) - 12. Результатом суммы является номер страницы, находится домашнее задание, а значением всего выражения - номер задания. на которой Можно оформить домашнее задание в конвертах. Назначенный дежурный учащийся, вроде почтальона, раздает ученикам письма- задания.
Прием «Задание массивом» массивом  Учитель может задавать домашнее задание (например, учитель задает десять задач, из которых сам выбрать и решить (выучить) не оговоренного менее объема задания). заранее ученик должен
к таким Прием «Особое задание»  Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение решению школьника воспользоваться правом.) Получение этого задания необходимо заслужить. Выполнение этого задания может длиться неделю-две в зависимости от сложности. Отметка за выполнение задания не ставится ниже «4». Отметка «4» переносится в журнал только по желанию работу. Освобождаются ли эти учащиеся от обычных домашних заданий, решает учитель в зависимости от конкретных выполнившего
Прием «Идеальное задание» дает задания,  Учитель не никакого определенного но функция работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. домашней
Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через ее организацию
из эффективных у деятельности Одним способов формирования и сохранения мотивации к учебной младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся позволяют познавательные ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности. интересы,
Технологические операции создания ситуаций успеха:  1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).  2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»  3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с...»; «Выполняя работу, не забудьте о...»).
 4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ). («Только  5. Персональная исключительность тебе я и могу доверить...»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ).  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу...»; «Так хочется поскорее увидеть...» ).  7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» ).
Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся .
Его выполняют Разноуровневым может быть и домашнее задание. предложить три уровня сложности Можно домашнего задания: - обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика; - тренировочный. ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу. На усмотрение учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида; - творческий. Задание на дом данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, кроссенс,
могут обучающихся, Формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности, на мой взгляд, способствует использование педагогом в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения. Формы коллективной учебной работы в педагогической быть следующими: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5— 7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа) используемые деятельности
К становлению мотивации учения приводят и наблюдения за чужой деятельностью, привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений. Перечисленные приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более типов «взрослых» форм работы, от новых взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники ставить самостоятельные цели. боятся выше не