Методические рекомендации для учителей истории и обществознания
На наших глазах происходит процесс кардинальных изменений социокультурной, информационной среды обитания человека.
В документах, посвящённых обновлению российского образования, говорится, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войти информационная и коммуникативная компетенции. Примерная программа по обществознанию определяет приоритеты, среди которых:
Выполнять познавательные и практические задания…
• на использование элементов причинно-следственного анализа
• на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме
• на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации
• на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Приемы работы с информационным текстом. Методические рекомендации для учителей
истории и обществознания
На наших глазах происходит процесс кардинальных изменений социокультурной,
информационной среды обитания человека.
В документах, посвящённых обновлению российского образования, говорится, что в число
формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны
войти информационная и коммуникативная компетенции. Примерная программа по
обществознанию определяет приоритеты, среди которых:
Выполнять познавательные и практические задания…
на использование элементов причинноследственного анализа
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
В последнее время появляется всё больше цифровых образовательных ресурсов с
различными видами учебных текстов. Но для нынешней школы основными продолжают
оставаться печатные тексты.
Как научить учеников эффективной работе с информацией?
Существуют приёмы, позволяющие развить не только предметную компетентность
учащихся, но и другие её виды, в частности информационную.
В своей практике я использую приёмы работы с текстовой информацией, которые
помогают развить общеучебные умения. Эти приёмы не противоречат ИКТ – технологиям,
так как ученики работают с различными источниками информации, главный фактор
обучения – активность учащихся, коммуникативные качества развиваются через парную,
групповую, коллективную деятельность.
Приём 1. Самое главное.
Учащиеся читают учебный текст. Учитель даёт первое задание: придумать наиболее
подходящее слово, характеризующее данный текст. По сигналу учителя ученики “по
цепочке” называют свой вариант ответа. Лучший вариант записывается на доске и в
тетрадях. Затем второе задание – нужно охарактеризовать данный материал одной
фразой, а после найти в нём какой – то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный
текст был бы лишён смысла. Отмечаются ученики, придумавшие лучшие варианты.
Приём 2. “ Солнышко, или Понятийное колесо”
Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В
некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для
лучшей систематизации знаний учащихся.
Синонимы, ассоциации, понятие
Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:1. Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также
принадлежащие к одному понятию).
2. Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие,
противоположность).
Приём 3. Таблица “ Знаю – хочу узнать – узнал” (разработала Донна Огл)
З – что мы знаем Х – что мы хотим
узнать
У – что мы узнали, и что нам осталось
узнать
В своей практике я использую такой вариант данной таблицы:
+
Я знал
Я не
знал
!
Удивлё
н!
?
Задаю
вопрос
Приём 4. Синквейн
Итог по работе с информацией может быть представлен учащимися в форме творческой
работы рефлексивного характера, синквейн, по своей сути, это сжатая форма
информации.
Приём 5. Известное неизвестное
Например: Используя параграф № 1 (учебник “Человек и общество”, Л.Боголюбов),
выполнить домашнее задание:
Формационный подход (записать определение из учебника) …..
Цивилизационный подход ….
Записать хорошее предложение из текста с данным определением: …….
Выписать другое определение понятия “формационный подход”, “цивилизационный
подход” из другого источника: ...(можно использовать учебник А.Кравченко,
Интернет –ресурсы, словари, справочники и др.)
Приёмы работы с текстовой информацией помогут учащемуся активно и эффективно
работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных
носителях.
Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с
информационными текстами. Выполнение индивидуальной работы заканчивается
групповой или коллективной работой, где происходит обсуждение, дискуссии, дебаты, а
также учащиеся могут представить свои работы в виде презентаций, газетных статей,
листовок.
В ходе работы вырабатываются качества: терпимость к чужому мнению, умение слушать
других, ответственность за собственную точку зрения.
Данные приёмы работы можно использовать всем учителям – предметникам, на любом
этапе урока, для учащихся всех ступеней обучения.