Приемы работы с информационным текстом.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания На наших глазах происходит процесс кардинальных изменений социокультурной, информационной среды обитания человека. В документах, посвящённых обновлению российского образования, говорится, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войти информационная и коммуникативная компетенции. Примерная программа по обществознанию определяет приоритеты, среди которых: Выполнять познавательные и практические задания… • на использование элементов причинно-следственного анализа • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Иконка файла материала Приемы работы с информационным текстом.doc
Приемы работы с информационным текстом. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания На наших глазах происходит процесс кардинальных изменений социокультурной,  информационной среды обитания человека. В документах, посвящённых обновлению российского образования, говорится, что в число  формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны  войти информационная и коммуникативная компетенции. Примерная программа по  обществознанию определяет приоритеты, среди которых: Выполнять познавательные и практические задания… на использование элементов причинно­следственного анализа   на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в  таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно  познавательной и коммуникативной ситуации  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,  формулирование своей точки зрения. В последнее время появляется всё больше цифровых образовательных ресурсов с  различными видами учебных текстов. Но для нынешней школы основными продолжают  оставаться печатные тексты. Как научить учеников эффективной работе с информацией? Существуют приёмы, позволяющие развить не только предметную компетентность  учащихся, но и другие её виды, в частности информационную. В своей практике я использую приёмы работы с текстовой информацией, которые  помогают развить общеучебные умения. Эти приёмы не противоречат ИКТ – технологиям,  так как ученики работают с различными источниками информации, главный фактор  обучения – активность учащихся, коммуникативные качества развиваются через парную,  групповую, коллективную деятельность. Приём 1. Самое главное. Учащиеся читают учебный текст. Учитель даёт первое задание: придумать наиболее  подходящее слово, характеризующее данный текст. По сигналу учителя ученики “по  цепочке” называют свой вариант ответа. Лучший вариант записывается на доске и в  тетрадях. Затем второе задание – нужно охарактеризовать данный материал одной  фразой, а после ­ найти в нём какой – то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный  текст был бы лишён смысла. Отмечаются ученики, придумавшие лучшие варианты. Приём 2. “ Солнышко, или Понятийное колесо” Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В  некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для  лучшей систематизации знаний учащихся. Синонимы, ассоциации, понятие Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:1. Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также  принадлежащие к одному понятию). 2. Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие,  противоположность). Приём 3. Таблица “ Знаю – хочу узнать – узнал” (разработала Донна Огл) З – что мы знаем Х – что мы хотим  узнать У – что мы узнали, и что нам осталось  узнать       В своей практике я использую такой вариант данной таблицы: + Я знал ­ Я не знал ! Удивлё н! ? Задаю вопрос         Приём 4. Синквейн Итог по работе с информацией может быть представлен учащимися в форме творческой  работы рефлексивного характера, синквейн, по своей сути, ­ это сжатая форма  информации. Приём 5. Известное ­ неизвестное Например: Используя параграф № 1 (учебник “Человек и общество”, Л.Боголюбов),  выполнить домашнее задание:  Формационный подход (записать определение из учебника) ­ …..  Цивилизационный подход ­ ….  Записать хорошее предложение из текста с данным определением: …….  Выписать другое определение понятия “формационный подход”, “цивилизационный  подход” из другого источника: ...(можно использовать учебник А.Кравченко,  Интернет –ресурсы, словари, справочники и др.) Приёмы работы с текстовой информацией помогут учащемуся активно и эффективно  работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных  носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с  информационными текстами. Выполнение индивидуальной работы заканчивается  групповой или коллективной работой, где происходит обсуждение, дискуссии, дебаты, а  также учащиеся могут представить свои работы в виде презентаций, газетных статей,  листовок. В ходе работы вырабатываются качества: терпимость к чужому мнению, умение слушать  других, ответственность за собственную точку зрения. Данные приёмы работы можно использовать всем учителям – предметникам, на любом  этапе урока, для учащихся всех ступеней обучения.