Приемы развития познавательной активности и интереса на разных этапах урока

  • Работа в классе
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье описаны приемы, способствующие развитию познавательного интереса: "Прием новизны", "Прием семантизации", "Перевод проблемной ситуации в личностно-значимую", "Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации", "Решение учебно-исследовательской задачи", "Эвристический прием", "Приемы диалогического общения", "Прием моделирования", "Использование знаковых, символических средств ", "Задачи, связанные с самонаблюдением",
Иконка файла материала приемы развития познавательной активности.doc
Приемы развития познавательной активности и интереса  на разных этапах урока Этапы урока 1. Этап восприятия знаний Приемы, способствующие развитию познавательного интереса Прием новизны Предполагает   включение   в   содержание учебного   материала   интересных   фактов, сведений  и др. При этом учитель  должен постоянно   заботиться   о   том,   чтобы   не сводить   свое   изложение   к   простому пересказу   учебника,   а   делать   его   живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания. Прием семантизации   названия. В   основе   приема   лежит   возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения   слова,   Раскрытие смыслового   значения   слова,   названия помогает   учащимся   понять   смысл, заложенный   в   него,   способствует установлению   межпредметных   связей, развитию   смекалки, фантазии.   Удивление,   желание   узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы ­ характерные показатели   познавательного   интереса   в данном случае. воображения,   Перевод проблемной ситуации в личностно­значимую Создаётся   установка   на   необходимость изучения   материала   в   связи   с   его биологической,   хозяйственной   ценностью, практической значимостью для учащихся. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации Использование   проблемных   вопросов   в ходе   изучения   учебного   материала способствуют   появлению   у   школьников озадаченности, удивления, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к   узнаванию, глубокому ознакомлению   с   предметом   ­   состояний, свойственных познавательному интересу.   более       2.Этап осмысления изучаемого материала Примеры Масса этого органа не больше, чем 2   бейсбольных   мяча.   Однако, несмотря   на   столь   малый   размер, он обладает такой силой, что одно сжатие   его   может   выбросить   в воздух   водяную   струю   на   высоту до 1 м 80 см. Начинает работать в эмбрионе   с   4­6   недели   и продолжает свою работу до самого конца жизни.  Что общего между домашней  мышкой и скелетной мышцей? от лат. musculus — мышка,  маленькая мышь     большие 1.Почему   врачи   рекомендуют потреблять дозы витаминов   для   профилактики   и лечения простудных заболеваний? 2. Почему важно знать содержание белков,   жиров   и   углеводов   в различных   пищевых   продуктах   и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?   В   фантастическом   романе «Человек­амфибия» юноше Ихтиандру   пересажены   жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку­ амфибии   в   воде,   не   учёл   автор романа?   Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»Решение учебно­исследовательской задачи На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений   и   анализов   литературных данных предлагается самостоятельно   решить   познавательную задачу, сформулировать вывод. учащимся     3. Этап закрепления изучаемого материала Эвристический прием Учитель,   опираясь   в   своем   вопросе   на имеющиеся   у   учащихся   знания,   помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. Приемы диалогического общения На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Использование натуральных объектов Прием моделирования Использование знаковых, символических средств  Задачи, связанные с самонаблюдением   Почему   человек   храпит?   Найти ответ на этот вопрос вам поможет простой   опыт:   вырежьте   из вощеной   бумаги   квадрат   со стороной   15   см,   возьмите   его   за края и прислоните к губам, спойте песенку. Потом сделайте все то же самое,   но   уже   без   бумаги.   Без бумаги   ваша   песня   звучит естественно,   а   с   бумагой появляется странный вибрирующий   звук,   как   во   время храпа,   хотя   вы   не   спите. Объясните, что происходит. Предположим,   что   вы   съели бутерброд   с   ветчиной.   В   каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться   его   составные части? Двое   учащихся   поспорили:   один утверждал,   что   глаза   сильнее утомляются   при   рассматривании мелких предметов, расположенных близко,   а   другой   –   удаленных предметов. Кто из них прав? Розданы   микропрепараты   крови лягушки и человека (без надписи). Задание:   различить   и   ответить   на вопрос: с чем связано именно такое строение   эритроцитов   крови человека? Учащиеся   получают   набор   (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание:   смоделируйте,   используя набор,   все   возможные   пищевые цепи. Что означает запись:  АД =140/70 ЖЭЛ= 3,5 ­5 л 1. Докажите, что видимые сосуды  на тыльной стороне руки ­ это  вены. 2. Измерьте свой рост утром, как  только встанете, и вечером, перед  сном. Сравните эти величины.  Объясните причины изменения  роста в течение дня.   Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»Задачи, связанные с жизненным опытом обучающихся Когда   берут   кровь   из   вен предплечья,   врач   накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает   кисть   руки,   при   этом вены набухают и становятся чётко обозначенными.   Как   это   можно объяснить? Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»