В данной статье описаны приемы, способствующие развитию познавательного интереса: "Прием новизны", "Прием семантизации", "Перевод проблемной ситуации в личностно-значимую", "Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации", "Решение учебно-исследовательской задачи", "Эвристический прием", "Приемы диалогического общения", "Прием моделирования", "Использование знаковых, символических средств ", "Задачи, связанные с самонаблюдением",
Приемы развития познавательной активности и интереса
на разных этапах урока
Этапы урока
1. Этап
восприятия
знаний
Приемы, способствующие развитию
познавательного интереса
Прием новизны
Предполагает включение в содержание
учебного материала интересных фактов,
сведений и др. При этом учитель должен
постоянно заботиться о том, чтобы не
сводить свое изложение к простому
пересказу учебника, а делать его живым,
увлекательным и глубоким по содержанию,
обогащающим и расширяющим имеющиеся
у школьников знания.
Прием семантизации
названия.
В основе приема лежит возбуждение
интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слова,
Раскрытие
смыслового значения слова, названия
помогает учащимся понять смысл,
заложенный в него,
способствует
установлению межпредметных связей,
развитию
смекалки,
фантазии. Удивление, желание узнать
больше об изучаемом объекте с помощью
дополнительной литературы характерные
показатели познавательного интереса в
данном случае.
воображения,
Перевод проблемной ситуации в
личностнозначимую
Создаётся установка на необходимость
изучения материала в связи с его
биологической, хозяйственной ценностью,
практической значимостью для учащихся.
Постановка проблемного вопроса,
создание проблемной ситуации
Использование проблемных вопросов в
ходе изучения учебного материала
способствуют появлению у школьников
озадаченности,
удивления,
интеллектуальной
активности,
эмоциональной приподнятости, стремления
к узнаванию,
глубокому
ознакомлению с предметом состояний,
свойственных познавательному интересу.
более
2.Этап
осмысления
изучаемого
материала
Примеры
Масса этого органа не больше, чем
2 бейсбольных мяча. Однако,
несмотря на столь малый размер,
он обладает такой силой, что одно
сжатие его может выбросить в
воздух водяную струю на высоту
до 1 м 80 см. Начинает работать в
эмбрионе с 46 недели и
продолжает свою работу до самого
конца жизни.
Что общего между домашней
мышкой и скелетной мышцей?
от лат. musculus — мышка,
маленькая мышь
большие
1.Почему врачи рекомендуют
потреблять
дозы
витаминов для профилактики и
лечения простудных заболеваний?
2. Почему важно знать содержание
белков, жиров и углеводов в
различных пищевых продуктах и
количество энергии, образующееся
в организме при их использовании?
В фантастическом романе
«Человекамфибия»
юноше
Ихтиандру пересажены жабры,
которыми он дышит в воде. Какую
физиологическую
проблему,
возникшую после этой пересадки и
не позволяющую выжить человеку
амфибии в воде, не учёл автор
романа?
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»Решение учебноисследовательской
задачи
На основе проведенных учащимися опытов,
наблюдений и анализов литературных
данных
предлагается
самостоятельно решить познавательную
задачу, сформулировать вывод.
учащимся
3. Этап
закрепления
изучаемого
материала
Эвристический прием
Учитель, опираясь в своем вопросе на
имеющиеся у учащихся знания, помогает
им с помощью наводящих вопросов найти
правильный ответ.
Приемы диалогического общения
На уроке учитель создает ситуацию спора,
особое внимание уделяя умениям учащихся
доказывать и обосновывать свои суждения.
Использование натуральных объектов
Прием моделирования
Использование знаковых, символических
средств
Задачи, связанные с самонаблюдением
Почему человек храпит? Найти
ответ на этот вопрос вам поможет
простой опыт:
вырежьте из
вощеной бумаги квадрат со
стороной 15 см, возьмите его за
края и прислоните к губам, спойте
песенку. Потом сделайте все то же
самое, но уже без бумаги. Без
бумаги ваша песня звучит
естественно,
а с бумагой
появляется
странный
вибрирующий звук, как во время
храпа,
хотя вы не спите.
Объясните, что происходит.
Предположим,
что вы съели
бутерброд с ветчиной. В каких
отделах пищеварительной системы
и с помощью каких веществ будут
перевариваться его составные
части?
Двое учащихся поспорили: один
утверждал, что глаза сильнее
утомляются при рассматривании
мелких предметов, расположенных
близко, а другой – удаленных
предметов. Кто из них прав?
Розданы микропрепараты крови
лягушки и человека (без надписи).
Задание: различить и ответить на
вопрос: с чем связано именно такое
строение эритроцитов крови
человека?
Учащиеся получают набор (в
пакете) организмов, обитающих на
определенной
территории.
Задание: смоделируйте, используя
набор, все возможные пищевые
цепи.
Что означает запись:
АД =140/70
ЖЭЛ= 3,5 5 л
1. Докажите, что видимые сосуды
на тыльной стороне руки это
вены.
2. Измерьте свой рост утром, как
только встанете, и вечером, перед
сном. Сравните эти величины.
Объясните причины изменения
роста в течение дня.
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»Задачи, связанные с жизненным опытом
обучающихся
Когда берут кровь из вен
предплечья,
врач накладывает
жгут на плечо. Пациент сжимает и
разжимает кисть руки, при этом
вены набухают и становятся чётко
обозначенными. Как это можно
объяснить?
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»