В материале представлены практически все приемы и стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Их можно использовать не только при изучении нового материала, но и при закреплении или обобщении. Технология хороша тем, что заставляет обучающихся быть активными участниками образовательного процесса.
Прием ИНСЕРТ
Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Можно было построить изучение данного вопроса, используя прием ИНСЕРТ
1. Прочтите статью. Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях:
“V” поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“– “ поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+” поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
“?” поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по
данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и
пониманием.
2. Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте на следующие вопросы:
какие Ваши знания подтвердились?
какие Ваши представления не подтвердились?
Возможно, что Вам понадобится прочесть текст еще раз.
3. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в
нее только ключевые слова или фразы:
“V”
“– “
“+“
“?”
14. Обсудите содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах,
предложите всей аудитории для обсуждения. Выпишите, в каких источниках можно почерпнуть дополнительную информацию по данной теме.
Данный прием эффективен при изучении материала, как по параграфу учебника, так и по дополнительным литературным источникам.
Кластеры
Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово
(идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как – то с ним связанные.
Графические рисунки можно использовать не только как рефлексию (обобщение) пройденного материала, но и как способ
пробуждения у учащихся интереса к теме занятия. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству
проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при
решении жизненных проблем.
Американские ученые экспериментально доказали важность данной техники для развития системного мышления.
Попробуем изобразить кластер на тему "Модель выпускника"
2Каким бы мы хотели видеть выпускника? Первые веточки протянулись от ключевого слова. А дальше работа со смыслами, раскрытие
вышесказанного, выстраиваются новые связи, разрастается графический рисунок.
Такая "гроздь" или "куст", как говорят дети, может пополняться новыми сведениями благодаря приему "мозговая атака". Чем больше
идей, высказываний (правильных, а возможно и неверных) возникнет вокруг ключевого слова, тем выше будет интерес к изучаемой теме.
Работа с таблицей "Знаем – Хотим узнать – Узнаем (ЗХУ)"
Поможет школьникам научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать и систематизировать
поступающие сведения. Автор этой системыамериканский профессор Донна Огл.
"З" – что мы знаем
Обсуждаем:
3Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что конкретно они знают. Покажите
им картинку или предмет обсуждения или обсудите то, что знаете вы сами, "для затравки". Когда дети начнут предлагать свои идеи,
выписывайте их на доску. Приветствуйте любые вопросы, пускай задают их открыто без стеснения.
Выделяем категории:
Попросите детей поискать в полученном списке схожую информацию. Моделируйте мышление на уровне категорий. Например: "Я
вижу информацию на одну и ту же тему, мы можем ее соединить" (Медведи бурые. У них есть когти. Медведи крупные животные)
Что общего? Правильно, все это говорит нам о внешнем виде медведей. А что мы хотим узнать? На какую тему? Хотим ли мы узнать,
где живут медведи? Какие у них семьи?
"Х" что мы хотим узнать
Ставим вопросы:
В ходе обсуждения попытайтесь выделить некоторые области, по которым имеется мало информации, превратите их в вопросы, в
"направляющие" для слушания и чтения.
"У" что мы узнаем
Читаем:
Внимательно читаем текст
Размышляем:
После чтения обсудите с детьми, что интересного или нового они почерпнули из текста. Соотнесите это с вопросами, которые они
выдвинули до чтения.
Выделите то новое, чего они не предвидели вовсе. Выясните, на все ли вопросы получен удовлетворительный ответ. Предложите детям
различные пути для продолжения поиска информации. По прошествии какого – то времени предложите поделиться тем, что они узнали по
данной теме. Выпишите новые идеи на отрывные листы или доску, чтобы у учащихся появилось ощущение завершенной работы.
41. Что мы знали
Что мы хотим узнать
Что мы узнали
2. Категории информации, которыми мы намерены
пользоваться
3.
Источники,
из
которых намерены получать
информацию
А.
Б.
В.
Г.
Д.
Е.
1.
2.
3.
По ходу урока в таблицу нужно заносить ключевые слова, или краткие записи, можно оформить кластер. В конце урока обсуждение
полученного продукта.
Работа в группе – прием "Зигзаг" или "Отсюда – туда"
Класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5, заготавливаются таблички с соответствующими
номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.)
На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что детям
уже известно по данной теме.
Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). На столы
выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера
занимают места вокруг стола №2 и т.д. После изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его на листе А4, ребята
возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех
членов группы обсуждаются, оформляются в "Сводную таблицу". Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется
"Линия сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какието явления, события или факты. В
5колонки , расположенные по обе стороны от "Линии сравнения", заносится информация, которую предстоит сравнивать. Каждая группа
озвучивает результат своей работы.
Можно провести рефлексию по – иному. В центр доски записывается ключевое слово (тема урока). Представитель первых номеров
вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять , помогать ему могут 2,3,4.5 , затем выступает представитель вторых номеров, его
помощниками являются 1,3,4,5 номера и т. д. В результате , произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и закрепление
изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными
Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что
предотвращает утомление школьников, т.е. способствует здоровьесбережению.
Чтение с остановками
1. Первоначальные стимулы для прогноза – название и картинка.
Определите место и время действия
Определите характеры
Определите тип рассказа
Как вы думаете, о чём будет рассказ?
2. Первая остановка во время чтения.
Характеры и место действия определились (подтверждено или опровергнуто предположение?)
Завязывается сюжет. Стартовый момент. Проблема. Реакция/ последствия
Каковы были ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что, как
вам кажется, произойдёт дальше?
3. Вторая остановка во время чтения.
6Подтверждаются ли ваши предположения?
Дети к этому времени должны «раскусить» сюжет и дать точные прогнозы.
Каковы ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что как вам
кажется, произойдёт дальше?
4. Третья остановка во время чтения.
Подтверждаются ли ваши предположения?
Поднимите вопросы о развязке и теме.
Каковы были ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что как
вам кажется произойдёт дальше?
5. Завершающий этап чтения.
Подтверждение предположений. Развязка. Размышление по теме рассказа.
Что мы узнали из этого рассказа? Что хотел сказать нам автор?
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация
имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно
нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией
проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа,
продолжительность 12 минуты).
73. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа).
Время на обсуждение не более 3 минут.
4. Далее каждая группа по кругу называет какоето одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется
список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В
корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти
разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Дерево предсказаний
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот
прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным
направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений,
аргументы в пользу того или иного мнения.
аргументы
предположе
ния
Т
Е
М
8Дерево предсказаний может выглядеть так:
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию,
обстановку, систему правил).
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и
попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Например, на занятии по ПДД по теме «Виды дорог. Перекресток» можно предложить детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…».
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «».
91
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопросы:
1) … есть автомобили, которым разрешается нарушать правила дорожного движения?
2) … для того чтобы не было аварий, автомобили скрой помощи, пожарной и милицейской службы предупреждают о своем
приближении громким звуком и мигающими синими и красными маячками?
3) … водители, и пешеходы, услышав сирену скорой помощи или другого специального автомобиля, прекращают свое движение и
уступают дорогу для проезда?
4) … перекрестком называется место, на котором пересекаются две или более улиц и дорог?
5) … шоссе – это самая широкая улица, по которой движутся автомобили, грузовики, автобусы и троллейбусы в четыре, шесть и даже
восемь рядов.
6) … проспект больше чем улица, но меньше чем шоссе. Проспекты в основном располагаются в центре города и предназначены для
каждодневного движения легковых автомобилей.
7) … бульвар – это пешеходная парковая полоса в центре обычной дороги, на которой растут деревья и прогуливаются пешеходы.
8) … переулки, и проезды меньше улиц и, как правило, называются названиями улиц, к которым примыкают.
9) … главная дорога главнее той дороги, которую пересекает.
1010) … заторы на дорогах называют пробками.
Толстые и тонкие вопросы
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы,
на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от
него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на
которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы).
Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Толстые ?
Тонкие ?
•
•
•
•
•
•
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
•
кто...
•
что...
•
когда...
• может...
•
будет...
• мог ли...
•
•
•
•
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно ли...
Дневники и бортовые журналы
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения
темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения
материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
11Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся
заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную
работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
Бортовой журнал
Предположения
Новая информация
На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит
знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают
индивидуально.
На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала»,
суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е.
каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл
работы со следующей частью текста.
Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание:
исследование, эссе и т.д.
Прием «Лови ошибку»
Цель:
12
актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме,развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Время выполнения: 56 минут
Описание приема
.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось
выявить в начале урока.
Прием « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики
получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры
таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим
ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела
является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была
ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде
рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и
13жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны
обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной
информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов
работы.
Стратегия «Fishbone»
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на
ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость»
расположить вертикально, – на елочку.
Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого
материала.
Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, учитель записывает формулировку проблемы.
2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют
причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что
предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего
плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть,
остаются только лишь предположениями.
143. Путем анализа связки «причиныаргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе,
что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.
Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы,
которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть
выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»
Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн; адаптация: И.О.Загашев
Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ»
(IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with
choices. Estimation. Act. Learning.)
С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Есть ли какиелибо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
Ниже представлено описание этой стратегии.
Интересно, в чем проблема?
15Вначале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать
частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть не
менее восьми, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
После того как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все
пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.
Есть ли какиенибудь «сильные» решения?
В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какойто
степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для
критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по
поводу какогото варианта имеются, то обозначаем его как «+ –».
А теперь сделаем выбор!
Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы.
Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои
записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к
списку через некоторое время.
Любопытно, как это осуществить на практике?
Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или
изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».
Этот метод учителя используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии
«ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными
результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном
решении какихлибо повседневных учебных и внеучебных проблем.
16Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных
трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения.
Стратегия «РАФТ»
Социоигровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Основной задачей для выполняющих это социоигровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени
выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Итак
РАФТ – это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Начинать надо, конечно, с темы. Давайте обозначим ее общее название. Например: «Праздник последнего звонка в моей школе».
Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа,
почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный
характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог
обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к
выбранной аудитории. Например:
Роль – директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок),
плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д.
Аудитория – подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какиелибо канцелярские принадлежности и
Форма – эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д.
Ход работы:
1. Выбор темы, роли, аудитории, формы.
т.п.
172. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров. Задача – услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться,
нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя на празднике последнего
звонка, о чем бы он непременно захотел бы рассказать и как.
3. Письмо. В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам.
4. Правка. Когда текст записан, а отведенное время закончено, можно помочь друг другу совершенствовать написанное. Автор может
работать и самостоятельно, если в тексте содержится чтолибо сокровенное.
5. Читка в читательском кресле.
6. Работа в группах. Ознакомившись с текстами друг друга, необходимо выделить основные суммарные моменты. Это одна из форм
мониторинга. Можно обсудить эти суммарные моменты текстов, разницу в изложении одних и тех же фактов. Поговорить о неоднозначности
всего происходящего.
7. На этом этапе можно переформировать группы, объединив по жанрам, использованным при написании текста. Предметом разговора
в этих группах будет специфика жанра, жанровые особенности и их соблюдение в текстах. Этот этап, безусловно, может отсутствовать.
Двухрядный круглый стол
В процессе проведения «Двухрядного круглого стола» преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует
«внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не
критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг»)
фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути
обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин
подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими
высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в
рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает
группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами,
описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после
18чего представляет свои замечания и комментарии.
Таблицы
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В
технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблицасинтез, таблица ЗХУ.
Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица. Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов
или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства,
по которым это сравнение происходит.
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Персоналии
факты
Персоналии
факты
Концептуальная таблица, созданная на уроке окружающего мира на стадии рефлексии. Тема: «Природные зоны России»
Линии сравнения
Арктика
Тундра
Географическое положение
Освещенность
19Почва
Климат
Растительный мир
Животный мир
Деятельность человека
Прием «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или
фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы
предполагаем сравнивать какието явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится
информация, которую и предстоит сравнить.
Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что
«линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами
ученики. Для того, чтобы в какойнибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести
на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность»
необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно
выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых
слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.
20Например, сравнительная таблица при изучении сказки «Бременские музыканты» Братьев Гримм и мультфильм «Бременские
музыканты».
сказка
Линия сравнения
Автор произведения
Жанр произведения
Положительные качества героев.
Отрицательные качества
мультфильм
Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационным
текстом.
Например, при изучении темы по окружающему миру «Разнообразие животного мира» можно составить такую таблицу:
Линия
сравнения
млекопитающ
ие
насеком
ые
земноводн
ые
пресмыкающие
ся
птицы
тело
конечности
передвижени
е
питание
21Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и
прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления.
На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть
исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на
уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое
количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть
интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не
интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам. В начальных классах линии сравнения может выделять учитель. Данная
работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать
необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи. У ребят возникает
потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве
домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
«Таблицасинтез». Этот интересный прием был предложен экспертом СанктПетербургской региональной группы Загашевым И.О. и
рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие
основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в
тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы,
далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до
прочтения/
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
(СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ.
СЛОВАМИ)
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА
ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ
(МЫСЛИ,
22РАССУЖДЕНИЯ)
чтения/
1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
/во
1……………..
2……………..
время
При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез»:
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ТОЛКОВАНИЕ
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с
информацией.
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя
такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
23Синквейн
Художественные формы письменной рефлексии
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм,
основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится
синквейн.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или
деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:
24Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Президент
Умный, честный,
Планируешь, предполагаешь не успеваешь.
Управляет, планирует, решает.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Великий государь есть государь премудрый!
Мгновение.
Земля
Плодородная, теплая
Взращивает, кормит, дарует.
Власть.
Лесник
Одинокий, старый,
Недаром с любовью о ней говорим
Помогает, защищает, спасает,
Матушка.
Помогаешь ты помогают тебе!
Хранитель.
Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно
использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае,
если это необходимо для улучшения текста.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и
словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При
внешней простоте формы, синквейн быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи,
чувства и представления в нескольких словах не такто просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства
творческой выразительности.
25Эссе
Это жанр публицистики, свободная трактовка какойлибо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580г.).
В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном
обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются
временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания
отбирается автором и содержание. В любом случае эссе – художественная форма размышления.
Модель написания эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация. Чтение на аудиторию.
26