ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС
Оценка 4.9

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
28.01.2017
ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС
В статье упоминаются некоторые правила, которые необходимо помнить при обучении учеников технологии целеполагания, выделены три уровня реализации этапа целеполагания и описаны основные приемы целеполагания, которые способствуют формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и активно используются на уроках.
приемы целеполагания.docx
Старотиторова Наталья Михайловна, учитель МБОУ «СОШ № 5 г.Кировска» ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС Целеполагание   является   проблемой   современного   урока.   В   чем   суть проблемы? Возможно,   причина   в   том,   что   цель   рассматривается   как   некое отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно   и   забыть.   В   личностно   –   ориентированном   обучении   целеполагание проходит   через   весь   процесс   обучения,   выполняя   в   нем   функции   мотивации деятельности   обучающихся,   стабилизации   учебного   процесса,   диагностики результатов.   Всем   известно,   что   эффективность   целеполагания   определяется степенью   соответствия   результатов   обучения   поставленным   целям.   Поэтому цели должны быть:  ­ понятны, осознаны, реальны, конкретны, т.е. контролируемы;  ­ сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата;  ­ соотносимы с типом и содержанием урока;  ­ личностно ориентированы  Целеполаганию научить учащихся непросто.  Выделяется три уровня реализации данного этапа:  Традиционный,   при   котором   учащиеся   принимают   цель,   объявленную учителем.  Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется общая для всех цель.  Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель. Например, если учитель, просто объявит целью урока изучение какой­то темы   или   рассмотрение   некоего   явления,   то   ученики,   находясь   в   пассивной позиции, могут даже не заметить, что он демонстрирует формулирование цели. Но если начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, т.е. ученика поставить в активную позицию, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании.  При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах:  Актуализация знаний. Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети. Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме? Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь   личностный   смысл.   На   каждом   этапе   урока   делается   вывод:   Что   это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? Рефлексия в конце урока   включает   в   себя   анализ   работы   на   уроке   и   подведение   результата   – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения. К   основным   приемам   целеполагания,   которые   будут   способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС  и которые я использую на уроках, относятся следующие: 1.   Визуальные:   мозговой   штурм,   тема­вопрос,   работа   над   понятием, ситуация   яркого   пятна,   исключение,   домысливание,   проблемная   ситуация, группировка   2. Аудиальные: подводящий диалог,  собери слово,  исключение, проблема предыдущего урока  Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Поясним некоторые приёмы целеполагания. 1. Домысливание Предлагается  тема  урока  и  слова «помощники»:  вспомнить,  повторить, изучить, узнать, научиться, сравнить, обобщить, доказать, проверить, … С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. 2. Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая   свои   высказывания.   Основанием   классификации   будут   внешние признаки,   а   вопрос:   «Почему   имеют   такие   признаки?»   будет   задачей   урока. Например: урок по теме «Род имен существительных» можно рассмотреть на классификации   слов:   малина,   письмо,   друг,   ученик,   кнопка,   добро,   корабль, солнце, пчела.  Проводя урок математики в 1 классе по теме «Замкнутые и незамкнутые линии»   я   начала   с   вопроса:   «Что   вы   видите   на   доске?»,   затем   предложила: «Разделите линии на две группы». (Ответ большинства детей был: открытые и закрытые.) Следующим был вопрос: «Как вы думаете, а такие понятия есть в математике?» Далее дети формулируют каждый для себя учебную цель. (Узнать правильные названия этих линий; запомнить их названия; научиться аккуратно проводить линии, находить их среди других, …) 3. Мозговой штурм Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов­ассоциаций по озвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю: «Что бы вы хотели узнать по   этой   теме?».   После   интересующих   их   вопросов   предлагается   учащимся сформулировать тему и цели урока. 4.  Тема­вопрос Тема   урока   формулируется   в   виде   вопроса.   Учащимся   необходимо построить   план   действий,   чтобы   ответить   на   поставленный   вопрос.   Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать   друг   друга   и  поддерживать   идеи  других,  тем   интереснее   и  быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек­ субъектных отношениях  или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например,   для   темы   урока   «Как   определить   число   имени существительного?»   (русский   язык,   3   класс)   дети   определили   такую последовательность действий: 1. Повторить знания об  имени существительном. 2. Изменить несколько существительных. 3. Определить закономерность изменений,  сделать вывод. 5.  «Яркое пятно» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено   цветом   или   размером.   Через   зрительное   восприятие   внимание концентрируется   на   выделенном   предмете.   Совместно   определяется   причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Пример для урока математики «Четырёхугольник» (математика, 1 класс). 6. Исключение  Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока «Обувная фабрика» (технология, 4 класс).  Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным   повтором   отгадок   или   предложенного   ряда   слов.   Например, русский   язык   в   3   классе   по   теме   урока   «Глаголы   прошедшего   времени». –  Послушайте   и   запомните   ряд   слов:  «Поёт,  играют,   стучит,  рисую,  плакал, думаем». – Что общего во всех словах? (Часть речи ­ глагол) – Какой глагол лишний   в   этом   ряду?   (Из   множества,   обоснованных   мнений,   обязательно прозвучит   правильный   ответ.)   Анализируя,  дети   легко   определяют   лишнее   и формулируют  учебную цель. 7. Работа над понятием Учащимся   предлагается   для   зрительного   восприятия   название темы урока, и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре» (или в Интернете). Например,   темы   уроков «Деление»   (математика,   2   класс), «Мифы, легенды, предания» (литературное чтение, 4 класс).   Далее от значения слова определяем   цель   урока.   Аналогичную   работу   можно   сделать   через   подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например,   темы   уроков «Однородные   члены   предложения»   (русский   язык,   4 класс), «Многоугольник» (математика, 2 класс)  8. Проблема предыдущего урока В   конце   урока   детям   предлагается   задание,   в   ходе   которого   должны возникнуть   трудности   с   выполнением   из­за   недостаточности   знаний   или недостаточностью   времени,   что   подразумевает   продолжение   работы   на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Например, на уроках русского языка,   литературного чтения, математики можно употребить множество   приемов   целеполагания,   которые   подсказаны   методической литературой   (вставить   буквы,   слова,   знаки;   найти   ключевые   слова,   ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм, разгадать кроссворд и т.д.) Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.  Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник,   активный   деятель,   каждый   чувствует   себя   созидателем   общего творения.   Дети   учатся   высказывать   свое   мнение,   зная,   что   его   услышат   и примут.   Учатся   слушать   и   слышать   другого,   без   чего   не   получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017