Прикладной курс по экологии для 10 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 25.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа по экологии для 10 класса.doc

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанская область

район имени

Габита Мусрепова

село Дружба

КГУ «Дружбинская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

Цебрик Л.А.

Учитель химии и биологии

 

Авторская программа прикладного курса

«Прикладная экология»

 

Программа составлена в 2014г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Программа по прикладной экологии для 10 класса

( естественно-математическое  направление)

 

1.Пояснительная записка.

На современном этапе развития резко обострилась экологическая ситуация, создается опасность для здоровья, идет процесс расширения особо неблагоприятных экологических зон. Возникает необходимость изучения глобальных экологических проблем Казахстана, многообразие экосистем, их строения и развития. Большое внимание должно быть уделено развитию агроэкосистем, а так же особенностям городских и промышленных экосистем Казахстана, являющихся наиболее неблагополучными экологическими зонами.

Для решения экологических проблем необходимо знание основ охраны природы и рационального природопользования. Учащиеся должны знать особо охраняемые территории Казахстана.

      Цели:

      Подготовка личности, понимающей, что жизнь- это наивысшая ценность, овладевшая экологическим мышлением, освоившей основы экологической культуры, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей их применять на практике: в деле охраны видов и экосистем, экологизации производства, ведении здорового образа жизни.

      Задачи:

1. Формировать у учащихся знания о экологии как науке, о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и средой их обитания, закономерностях экологии, экологических методах исследования. Показать универсальный смысл понятия экология.

2. Формировать экологическое мышление, умение разбираться в причинах нарушения экологического равновесия; умение пользоваться дополнительной и справочной литературой.

3. Воспитывать бережное отношение к природе; рациональное использование природных ресурсов.

Программа для 10 класса ( естественно-математического направления)  представляет собой единый,  целостный курс, построенный на основе принципов развивающего обучения, системности, преемственности. Программа разработана для преподавания курсов по выбору в профильных классах старшей  ступени средней  школы.

 Содержание курса  предусматривает изучение основ современной  экологии, места экологии в культуре, а структура определяется возрастными возможностями учащихся и уровнем их развития.

  Основная цель экологического образования – подготовка личности, понимающей, что жизнь – это наивысшая ценность,  овладевшей экологическим мышлением, освоившей основы экологической культуры, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей их применять на практике: в деле охраны видов и экосистем, экологизации производства, ведении здорового образа жизни.

           Изучение данного курса следует осуществлять с учётом знаний полученных учащимися на уроках по биологии, химии,  географии,  физики, обществоведения и других предметах. Данный  курс способствует их систематизации и обобщению, а также формированию у учащихся обязательного минимума знаний и умений, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

           Предлагаемые темы предполагают использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного  процесса-лекций, семинаров, экологических проектов, экскурсий которые позволяют связать изучаемые темы с жизнью, с  практикой охраны природы в данной местности. Работа учащихся с литературой, подготовка курсовых работ, проектов, докладов способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать идеи оптимизации, природопользования.

  Согласно предлагаемой программы курс прикладной  экологии изучается в 10 классе. Количество часов, отведённых на изучение, следующее:

                    10 класс – 34 часа (1  час в неделю).

Программа состоит из следующих компонентов:

1.     Пояснительная записка.

2.     Особенности программы

3.     Формы организации деятельности учащихся на занятиях

4.     Формы и методы, используемые в работе по программе

5.     Распределение учебного материала

6.     Требования к знаниям и умениям учащихся.

7.     Тематический план курса.

8.     Темы  докладов, рефератов, проектов и практических работ

9.     Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Особенности программы

 Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:

•  занимательность;

•  научность;

•  сознательность и активность;

•  наглядность;

•  доступность;

•  связь теории с практикой;

•  индивидуальный подход к учащимся.

     Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Групповая

Индивидуальная

 

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

5 Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

 

Формы и виды контроля

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Смотр знаний, умений и навыков (викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

2. Дискуссия.

3. Проектно-исследовательская работа.

4. Конференция.

5. Беседа

7. Творческий отчет     

 

 

 

 

Распределение учебного материала по разделам.

Содержание курса «Прикладная экология»  для 10 класса (34 часа).

 

1.     Введение (1 час).

Предмет экологии, основные объекты экологического изучения, цели изучения; основные направления современного развития науки экологии; теоретическое и практическое значение экологических знаний для человека; основные этапы развития экологии как науки, связь экологии с биологией и другими науками; отечественные и зарубежные учёные, внесшие наиболее заметный вклад в экологию; разнообразие методов экологического изучения.

2.Организмы и среда их обитания(5 часов).

Понятие о  соответствии между организмами и средой их обитания, разнообразные пути приспособления организмов к среде; различные типы экологических  факторов, понятия «условия» и «ресурсы», общие свойства реакций организмов в ответ на изменения внешних условий; соответствия между организмами и их средой, значение эволюционного процесса в достижении этого соответствия;  энергетические потребности организмов, механизмы поддержания теплового баланса; экологическая ниша.

3.Экология популяций (6 часов).

Биологические популяции как основные структурные элементы живой природы; роль популяций в процессах трансформации вещества и энергии; роль изучения популяций в решении практических задач; основные характеристики популяций и наиболее важные процессы, обуславливающие изменение их численности; роль факторов различной природы (внешних и внутренних) в изменении численности биологических видов.

4.Экологические взаимоотношения организмов (5 часов).

Закономерности экологических взаимоотношений организмов; типы взаимоотношений, существующие в природе;  особенности и значение взаимоотношений типа конкуренции, хищничества и паразитизма; роль внутри-    и  межпопуляционных взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов.

5. Организация и экология сообщества (10 часов).

Особенности структуры и функционирования крупных природных систем: биотических сообществ, экосистем, биогеоценозов, биосферы; потоки энергии и  вещества, обеспечивающие их функционирование; продуктивность и особенности формирования биологической продукции; направления и скорость закономерных изменений природных экосистем; основные компоненты биосферы и роль живого вещества в её эволюцию.      

6.Антропогенные воздействия на биосферу(5часов)

Антропогенные воздействия на атмосферу. Классификация основных видов антропогенных воздействий. Загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы. Антропогенные воздействия на гидросферу. Загрязнения гидросферы.

 

Требования к знаниям и умениям  учащихся

 

 

Учащиеся должны  знать:

-         предмет и задачи экологии;

-         экологические факторы, структуру и принципы функционирования экосистем;

-         сущность понятий: популяция, вид, экосистема, биоценоз, биосфера;

-         влияние деятельности человека на экосистему;

-         роль экологических знаний как научной основы рационального природопользования и охраны природы;

-         биологические циклы воды и углерода;

-         основные пути повышения продуктивности агроценозов;

-         правила поведения на природе.

 

 

Учащиеся должны уметь:

-         применять экологические знания для объяснения сменяемости сообществ во времени и пространстве;

-         прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы;

-          выявлять черты приспособленности живых организмов к условиям существования;

-         составлять схемы цепей питания;

-         выявлять основные компоненты местных природных и искусственных экосистем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план курса.

Прикладная экология - 10 класс

№ п/п

Сроки проведения

Наименование разделов и тем  занятий.

Теоретич

Практич

Формы контроля

 

 

Введение

1

 

 

1

 

Что изучает экология?

1

 

Дискуссия

 

 

Организмы и среда их обитания

5

 

 

2

 

Условия и ресурсы

1

 

Беседа

3

 

Соответствие между организмами и средой их обитания

 

1

Дискуссия

4

 

Экологическая ниша

1

 

Беседа

5

 

Приспособительные формы организмов

 

1

Дискуссия

6

 

 Приспособительные  ритмы жизни

 

1

Дискуссия

 

 

Экология популяций

6

 

 

7

 

Популяции и её основные характеристики

1

 

Беседа

8

 

Свойства популяционной группы

1

 

Беседа

9

 

Рождаемость и смертность

 

1

Викторина

10

 

Возрастная  структура популяции

1

 

Беседа

11

 

Динамика популяции (рост популяции)

 

1

Дискуссия

12

 

Динамика популяции (колебание численности популяции их природа)

1

 

Фронтальный опрос

 

 

Экологические  взаимоотношения организмов

5

 

 

13

 

Типы экологических взаимоотношений

 

1

Дискуссия

14

 

Конкурентные взаимодействия

 

1

Дискуссия

15

 

Хищничество

1

 

Дискуссия

16

 

Паразитизм и болезни

1

 

Дискуссия

17

 

Конкуренция и  хищничество как факторы регуляции численности природных популяций»

1

 

Интеллектуальная  разминка

 

 

Организация и экология сообщества

10

 

 

18

 

Сообщество, экосистема,  биогеоценоз, биосфера

1

 

Фронтальный опрос

19

 

Структура сообщества (видовая и морфологическая)

 

1

Дискуссия

20

 

Структура сообщества (трофическая)

 

1

Дискуссия

21

 

Потоки  энергии

1

 

Дискуссия

22

 

Продуктивность сообщества

1

 

Конференция

23

 

Мировое распределение биомассы и первичной продукции

1

 

Дискуссия

24

 

Пастбищные и детритные цепи

1

 

Фронтальный опрос

25

 

Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме

1

 

Дискуссия

26

 

Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий

 

1

Дискуссия

27

 

Биосфера и её  эволюция

1

 

Конференция

 

 

Антропогенные воздействия на биосферу.

5

 

 

28

 

Антропогенные воздействия на атмосферу. Классификация основных видов антропогенных воздействий.

1

 

Беседа

29

 

Загрязнения атмосферного воздуха.

1

 

Дискуссия

30

 

Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.

1

 

Дискуссия

31

 

Антропогенные воздействия на гидросферу. Загрязнения гидросферы.

1

 

Конференция

32

 

Экологические последствия истощения вод.

1

 

Конференция

33

 

Заключение.

Защита рефератов за курс.

 

1

Защита  творческих работ

34

 

Итоговое занятие по курсу.

 

1

Творческий отчет

Итого

34

22

12

 

 

Темы докладов, рефератов, проектов и практических работ.

Рефераты и доклады:

1.Состояние и мероприятия по охране  атмосферного воздуха в СКО

2.Почвы  Северо-Казахстанской области. Проблемы опустынивания земель. Охрана почв.

3. Водные ресурсы Казахстана. Водные ресурсы Северо- Казахстанской  области.

4.Мероприятия по охране и рациональному использованию воды в СКО

5.Экологические проблемы Каспийского и Аральского морей и пути их решения.

6.Радиационная обстановка в  Северо- Казахстанской области. Биологические действия радиации. Мероприятия  по предотвращению радиационного загрязнения.

7.Техногенные источники радиации. Состояние на данном этапе.

8.Виды охранной деятельности природы на территории СКО, их цели и задачи,  реальные действия.         

9.История заповедного дела на территории Северо- Казахстанской области.

10.Охраняемые растения и животные Северо- Казахстанской  области.

11.Промысловые животные Северо - Казахстанской  и восстановление их численности.

12.Промышленность Северо- Казахстанской  области, её влияние на окружающую среду.

Экологические проекты:

1.Экология и школа

2.Экология и классная комната

3.Экология и общественный пляж

4.Экология и прибрежная зона в черте города

5.Экология и квартира

6.Экология и семья

7.Экология и медицина

Практические работы

10 класс.

1.Сравнение морфологических и анатомических особенностей растений одного вида из разных мест обитания.

2.Жизненные формы растений и животных.

3.Строение рта и ротовой полости у хищных и «мирных» рыб в связи с характером  пищи.

4.Сравнение возможной и реализуемой рождаемости.

5.Экология  охраняемых видов.

6.Распределение организмов по степени зависимости друг от друга.

7.Изучение обитателей аквариума.

8.Зависимость типа сообщества от рельефа и почвы.

9.Пищевые связи и трофические уровни.

 

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Используемая литература  для учащихся.

1.     «Введение в биологию и экологию», Москва, 1998 г.

2.     Учебник «Экология»- 9 класс, Москва, 1997 г.

3.     Учебник «Основы экологии 10 (11) класс, Москва, 2001г.

4.     Учебное пособие для поступающих в ВУЗы, Москва, 1991г.

 

Используемая литература  для учителя.

5.     Журнал «Биология в школе», Москва, 2003№3,8.

6.     Журнал «Биология в школе», Москва, 1999  №3,6.

7.     Журнал «Биология в школе», Москва, 2001, № 2,8.

8.     Журнал «Биология в школе», Москва, 2002, №6,7.

9.     Журнал «Общая биология», Алматы, 2006, №3,1.

10. Журнал «Биология в Казахстанской школе», Алматы, 2005, №1,2,3.


Скачано с www.znanio.ru