Прикладной курс по химии для 10 класса
Оценка 4.9

Прикладной курс по химии для 10 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
химия
10 кл
25.01.2020
Прикладной курс по химии для 10 класса
прикладной курс по химии 10 класс.docx

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанская область

район имени

Габита Мусрепова

село Дружба

КГУ «Дружбинская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

Цебрик Л.А.

Учитель химии и биологии

 

Авторская программа по прикладному курсу

«Решение нестандартных задач на уроках химии»

 

Программа составлена в 2014г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

 

Прикладной курс по химии

 «Решение нестандартных задач на уроках химии»

(естественно-математическое направление)

10 класс

Пояснительная   записка

     Данная программа предусматривает расширение и углубление теоретических знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную профессиональную ориентацию старшеклассников. Программа предназначена для учителей, занимающихся проведением курсов по выбору в школах естественно-математического направления. Программа рассчитана на школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-математического  направления.

   Цели программы:

   Закрепить и систематизировать теоретические знания учащихся по химии.

   Научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности

Задачи программы:

1.       Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.

2.       Привить учащимся навыки владения вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых химических задач, применения важнейших законов химии при решении  задач.

3.       Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных ими при изучении предметов  естественнонаучного профиля, при решении расчетных задач по химии.

Согласно предлагаемой программы курс изучается в 10 классе. Количество часов, отведённых на изучение, следующее:

                    10 класс – 34 часа (1  час в неделю).

Программа состоит из следующих компонентов:

1.                 Пояснительная записка.

2.                 Особенности программы

3.                 Формы организации деятельности учащихся на занятиях

4.                 Формы и методы, используемые в работе по программе

5.                 Распределение учебного материала

6.                 Требования к знаниям и умениям учащихся.

7.                 Тематический план курса.

8.                 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

 

 

 

Особенности программы

 Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:

•  занимательность;

•  научность;

•  сознательность и активность;

•  наглядность;

•  доступность;

•  связь теории с практикой;

•  индивидуальный подход к учащимся.

     Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Групповая

Индивидуальная

 

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы

5 Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, плакатов, моделей и макетов.

 

Формы и виды контроля

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1.Смотр знаний, умений и навыков

2. Дискуссия.

3. Беседа

4.Практикум

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Основные физические величины, используемые для решения задач по химии: масса, объем, количество вещества, молярная масса, молярный объем, плотность, относительная плотность газов, массовая и объемная доли.

Единицы измерения основных физических величин (система «СИ»).

Основные формулы, используемые для вычисления количества вещества, массовой и объемной доли, плотности, молярной концентрации, скорости химической реакции.

Классификацию задач по химии по типам.

 

 

Учащиеся должны уметь:

Решать расчетные задачи основных типов, которые изучались в курсе химии 8-10 класса.

Определять тип расчетной задачи.

Пользоваться алгоритмом при решении задач.

Решать комбинированные задачи, в которых объединено несколько типовых.

 


Содержание программы. Всего - 34 ч

 

Тема 1. Основные понятия и законы химии (6 ч.)

Стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, эквивалент, закон эквивалентов. Основные газовые законы. Парциальное давление газа. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газа.

Химические реакции и их признаки. Типы химических реакций. Классификация химических реакций.

Классификация неорганических соединений. Химические свойства неорганических соединений и их генетическая связь.

 

Тема 2. Периодический закон и   периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома   (3 ч.)

Структура периодической системы. Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома. Периодическая зависимость свойств химических элементов от заряда ядра атома.

Строение атома. Элементарные частицы (протоны, нейтроны и электроны) и их характеристики. Изотопы. Электроны. Формы электронных облаков. Электронные орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям элементов   4 периодов. Электронные конфигурации атомов х-, р, «элементов.

 

Тема 3.   Химическая связь и строение веществ (5 ч.)

Виды и механизмы образования химической связи. Ковалентная связь. Способы образования ковалентной связи. Типы гибридизации электронных орбиталей {зр-, зр2-, зр3- гибридизация). Гибридные орбитали. Пространственное строение молекулы. Характеристики химических связей: длина, энергия направленность, полярность. Ионная связь. Поляризация ионов. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие.

 

Тема 4. Закономерности протекания химических реакций (5 ч.)

Изменения энергии в химических реакциях. Изобарный и изохорный процессы. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, температура (правило Вант-Гоффа), концентрация (закон действующих масс), поверхность соприкосновения реагентов. Катализаторы и ингибиторы. Катализ гомогенный и гетерогенный. Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле-Шателье.

 

Тема  5. Растворы (4 ч.)

Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе. Растворимость. Энергетические эффекты при образовании растворов. Физико-химические свойства разбавленных растворов неэлектролитов.

 

Тема 6. Электролитическая диссоциация и ионные реакции в растворах (6 ч.)

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые электролиты.

Константа и степень диссоциации. Сильные электролиты. Активность ионов. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Произведение растворимости. Обменные реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей.

 

Тема 7.   Окислительно-восстановительные реакции. Основы  электрохимии   (5 ч.)

Степень окисления. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Эквиваленты окислителей и восстановителей. Химические источники электрической энергии. Электродные потенциалы. Направление протекания окислительно-восстановительных реакций. Электролиз


Календарно - тематическое   планирование

 

№ п/п

Тема занятия

Кол

часов

Форма контроля

Пратическая

Теоретическая

Дата проведения

Тема 1. Основные понятия и законы химии

 

1-2

 

 

 

 

 

 

Стехиометрические      законы   химии: закон    сохранения    массы    веществ, закон постоянства состава  вещества.

 

 

Эквивалент. Закон эквивалентов.

2

Практикум,

Дискуссия

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3-4

Основные газовые законы. Парциаль­ное давление газа. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газа.

2

Практикум

1

1

 

5

Химические реакции и их признаки. Типы химических реакций. Класси­фикация химических реакций.

1

Практикум

викторина

1

 

 

6

Классификация неорганических соединений. Химические свойства неорганических соединений и их генетическая связь.

1

Практикум

1

 

 

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.   Строение атома

7

Структура периодической системы. Периодический закон и периодическая сис.

 

 

 

 

система-

1

Практикум

беседа

 

1

 

 

 

в свете учения о строении атома. Периодическая зависимость свойств химических элементов от заряда ядра атома.

 

 

 

 

 

 

 

8

Строение атома. Элементарные час­тицы (протоны, нейтроны и электро­ны) и их характеристики. Изотопы. Электроны. Формы электронных облаков. Электронные орбитали.

1

Практикум

1

 

 

9

Распределение электронов по энерге­тическим уровням, подуровням и орбиталям элементов I - IV периодов. Электронные конфигурации атомов 5-, р-, 6- элементов.

1

Практикум

1

 

 

Тема 3. Химическая связь и строение вещества

10

Виды и механизмы образования химической связи. Ковалентная связь. Способы образования ковалентной связи.

1

Практикум

1

 

 

11

Типы гибридизации электронных ор-биталей (зр-, зр2-, зр3- гибридизация) Гибридные орбитали. Пространственное строение молекул.

1

Практикум

1

 

 

12

Характеристики химических связей: длина, энергия, направленность, полярность.

1

Практикум

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Ионная связь. Поляризация ионов.

 

 

1

Практикум

1

 

 

14

Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодей­ствие.

1

Практикум

Викторина

1

 

 

Тема 4. Закономерности протекания химических реакций

15

Изменения энергии в химических реакциях. Изобарный и изохорный процессы.

1

Практикум

 

1

 

16

Скорость химических реакций.

1

Практикум

1

 

 

17

Факторы влияющие на скорость химических реакций: природа реаги­рующих веществ, температура (правило Вант-Гоффа), концентрация (закон действующих масс), поверх­ность соприкосновения реагентов. Катализаторы и ингибиторы.

1

 

Практикум

 

1

 

18

Катализ гомогенный и гетерогенный.

1

Практикум

 

1

 

19

Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле-Шателье.

1

Практикум

 

1

 

Тема 5. Растворы

20-21

Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе. Растворимость.

2

Практикум

1

1

 

22

Энергетические эффекты при образовании растворов.

1

Практикум

 

1

 

23

Физико-химические свойства разбав­ленных растворов неэлектролитов.

1

Практикум

 

1

 

Тема 6. Электролитическая диссоциация   и   ионные реакции в растворах

24

Электролитическая диссоциация кис­лот, оснований и солей. Слабые электролиты. Константа и степень  диссоциации.

1

Практикум

1

 

 

 

25

Сильные электролиты. Активность ионов.

1

Практикум

 

1

 

26

Ионное произведение воды. Водо­родный показатель.

1

Практикум

1

 

 

27

Произведение растворимости.

1

Практикум

1

 

 

28-29

Обменные реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей.

2

Практикум

1

1

 

Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции. Основы электрохимии

30

Степень окисления. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравне­ний окислительно-восстановительных реакций.

1

Практикум

1

 

 

31

Эквиваленты окислителей и восста­новителей.

1

Практикум

1

 

 

32

Химические источники электричес­кой   энергии. Электродные потен­циалы.

1

Практикум

1

 

 

33

Направление протекания окислитель­но-восстановительных реакций.

1

Практикум

1

 

 

34

Электролиз.

1

Практикум

1

 

 

Итого

 

34

 

21

13

 


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы

Для учащихся:

1.     Малякин А. М. Решение задач по химии. – СПб.: Издательский дом “Корвус”, ТОО “Андрей”, 1996

2.     Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы – 4-е изд., испр. И доп. – М: «Издательство Новая волна», 2004

 

Для учителя:

1.     Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учебное пособ. для ВУЗов/под. ред. В. А. Рабиновича, Х. М. Рубиной. – 22-е изд. Стереотип. – Л.: Химия, 1984.

2.     Единый государственный экзамен: Химия: Контрол. измерит. материалы/А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, Ю.Н. Медведев и др.: М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2003

3.     Неорганическая химия: Сборник задач и упражнений/ Л. Н. Блинов и др. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002

4.     Михилев Л.А. и др. Задачи и упражнения по неорганической химии/Учеб. пособие. Изд. 3-е, стереотип. – СПб.: Химия, 1997

5.     500 задач по химии: Пособие для учащихся. А. С. Гудкова, К. М. Ефремова, Н. Н. Магдесиева, Н. В. Мельчакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Прикладной курс по химии «Решение нестандартных задач на уроках химии» ( естественно-математическое направление) 10 класс

Прикладной курс по химии «Решение нестандартных задач на уроках химии» ( естественно-математическое направление) 10 класс

Особенности программы Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах: • занимательность; • научность; • сознательность и активность; • наглядность; • доступность; • связь теории…

Особенности программы Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах: • занимательность; • научность; • сознательность и активность; • наглядность; • доступность; • связь теории…

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Содержание программы. Всего - 34 ч

Содержание программы. Всего - 34 ч

Ле-Шателье. Тема 5. Растворы (4 ч

Ле-Шателье. Тема 5. Растворы (4 ч

Календарно - тематическое планирование № п/п

Календарно - тематическое планирование № п/п

Виды и механизмы образования химической связи

Виды и механизмы образования химической связи

Сильные электролиты. Активность ионов

Сильные электролиты. Активность ионов

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020