ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.
В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Актуальность программы - воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Обучающиеся осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, предусматривает работу с детьми в возрасте 10 лет, 1 раз в неделю по 1 часу
Результаты освоения программы.
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения |
Регулятивные УУД: – способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; – умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. |
Знать (понимать): - - основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней; - - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края; - изученные виды исторических источников. Уметь: - - соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края; - -использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - - показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий; - -рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; - - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры; - - высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края; -
|
ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Мурмаснкой области). Представление о Мурманской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению. |
Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой. |
|
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. |
Коммуникативные УУД: – отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов. – понимание позиции другого в дискуссии. |
Содержание
1. Вводное занятие – 1 час
Знакомство с целями и задачами объединения, правилами поведения в кабинете. Экскурсия.
2. Край, в котором ты живёшь. Знакомство с историческим прошлым нашего края, значение нашего города и области в жизни России. Связь исторических событий в жизни города и области с событиями настоящего времени. Люди, прославившие город Мурманск и Мурманскую область.
3. Архитектурные памятники. Теория. Памятники архитектуры Мурманска и Мурманской области — особый вид культурного наследия. В Мурманской области более четырехсот памятников истории и культуры, 97 из которых охраняются государством (в их числе 10 являются памятниками федерального значения).
Знакомство с наиболее известными историко-культурные объектами – памятниками деревянного зодчества и археологии. Уникальное археологическое наследие Кольского полуострова: каменные лабиринты близ Белого и Баренцева морей, наскальные рисунки, стоянки древних людей.
Памятники архитектуры XVII века в древних поморских селах Варзуге и Ковде. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге - жемчужина русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс в селе Ковде. Благовещенский собор, возведенный в начале XIX века, в г. Кола
Практика. Экскурсии, проекты
4. Быт и традиции кольских саамов. Теория. История появления древних Саамов. Культура Саами. Традиционные поселения и жилища. Социальная организация. Хозяйство Саамов. Традиционная одежда. Пища саамов. Духовная культура и традиционные верования. Язык саамов.
Традиционные саамские игры.
Практика. Подготовка и участие в выставках и конкурсах по всем разделам и направлениям. Изготовление поделок.
5.
Православная культура. Теория. Знакомство
с православными праздниками их обрядами и традициями.
Изучение биографии святых земли Кольской, их заслуги. Храмы, православные
праздники, их значение в нашей жизни.
Практика. Экскурсии, проекты, изготовление поделок к праздникам.
6. Народные праздники и семейные традиции. 19 часов
Теория. Знакомство с народными праздниками, традициями в семье, семейные праздники. Значение народных и семейных традиций в жизни общества.
Практика. Организация выставки детских работ. Создание генеалогического древа.
7. Итоговое занятие
Практика. Организация выставки детских работ. Подведение итогов прошедшего учебного года, награждение лучших.
Тематическое планирование
Раздел |
Количество часов |
Всего |
|
Теория |
Практика |
||
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
Край, в котором ты живешь
|
3 |
2 |
5 |
Архитектурные памятники |
5 |
2 |
7 |
Быт и традиции кольских саамов |
5 |
2 |
7 |
Православная культура |
5 |
2 |
7 |
Народные праздники и семейные традиции |
5 |
1 |
6 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
Итого |
24 |
10 |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.