Приложение 3
ЧЕК – ЛИСТ
внутреннего аудита
по оценке соответствия содержания основной общеобразовательной программы основного общего образования
МОУ « Изварская СОШ» федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
№ п/п |
Вопросы мероприятий по контролю |
Параметры оценки: имеется не имеется, соответствует не соответствует |
Выявленные нарушения |
Сроки устранения выявленных нарушений |
|
1. |
Наличие основной общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО, ООП ООО) |
имеется/ не имеется |
|
|
|
2. |
ООП ООО содержит основные разделы: целевой, содержательный, организационный |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
2.1. |
Целевой раздел ООП ООО определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов Целевой раздел содержит: пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО,систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
2.1.1. |
Пояснительная записка ООП ООО содержит: |
|
|
|
|
1) цель и задачи реализации ООП ООО конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися ООП ООО |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2) принципы и подходы к формированию ООП ООО |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО: |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
1) обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.1.2. |
2) являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО. |
|
|
|
|
Структура и содержание планируемых результатов освоения ООП ООО адекватно отражают требования ФГОС ООО, передают специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов. |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО: |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
определяет основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
ориентирует образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения ООП ООО; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.1.3. |
обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; |
|
|
|
|
обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения ООП ООО; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное); |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня. |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО включает описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Содержательный раздел ООП ООО: |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.2. |
Программа развития универсальных учебных действий направлена на: реализацию требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам освоения ООП ООО, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися ООП ООО, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности; формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
Программа развития универсальных учебных действий содержит: |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.2.1. |
1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС ООО; |
|
|
|
|
2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
3) типовые задачи применения универсальных учебных действий; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.2.2. |
7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.2.3. |
Рабочие программы учебных предметов, курсов в том числе интегрированные: разработаны на основе требований к результатам освоения ООП ООО с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП ООО |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
содержат: 1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2) содержание учебного предмета, курса |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Рабочие программы учебных предметов, курсов разработаны для всех предметов учебного плана |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
В содержание учебного модуля по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Обществознание», «Экономика» рекомендовано включить следующие темы: (базовый уровень) в курс обществознания для обучающихся 7-9 классов: «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семьи», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет Российской Федерации», «Банковская система России», «Пенсионные программы». |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включает такие направления, как: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, социализация и профессиональная ориентация обучающихся, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.2.4. |
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Программа направлена на: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; - формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда; - формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; - формирование экологической культуры. |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
Программа содержит: 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательных отношений; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений ("ярмарки профессий", дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы); |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
8) описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.); |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях); |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Организационный раздел ООП определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов ООП ООО Организационный раздел ООП ООО включает в себя: учебный план основного общего образования, календарный учебный график, план внеурочной деятельности, систему условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО; оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению образовательной организации) |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Наличие учебного плана основного общего образования: (ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных планов) на нормативный срок освоения ООП ООО с определением общего объема нагрузки и максимального объема аудиторной нагрузки всего за 5 лет (количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов), |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
на конкретный учебный год с определением общего объема нагрузки и максимального объема аудиторной нагрузки на 1 год, а также на неделю |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык и родная литература); иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественнонаучные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России» реализуется через: 1)занятия по ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона, включенные в обязательную часть учебного плана, (отдельный учебный предмет),
2).занятия по ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона, включенные в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (отдельный учебный предмет), 3).включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем (модулей), содержащих вопросы духовно – нравственного воспитания, 4).включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. 5) сочетание различных форм реализации курса |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.2.5. |
Наличие в учебном плане обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
Обязательная часть ООП ООО в учебном плане составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объема ООП ООО |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Наличие в образовательной организации материалов по учету мнения родителей (законных предстателей) обучающихся о выборе учебных предметов вариативной части учебного плана, в т.ч. по предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России» |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает время (отметить нужное): |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
на учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
на учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные |
|
|
|
||
Наличие в учебном плане информации о формах проведения промежуточной аттестации |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Наличие пояснительной записки, отражающей особенности формирования учебного плана |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Максимальный объём недельной образовательной нагрузки обучающихся по учебному плану соответствует количеству часов указанных в СанПиН 2.4.2.2821-10 |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется в соответствии с содержательной и организационной спецификой ООП ООО (с учетом реализации указанного на внеурочную деятельность в ФГОС ООО объема часов, как в учебное, так и в каникулярное время) по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное, оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в таких формах, как: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные и естественнонаучные практики, военно-патриотические объединения, клубные заседания, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, экскурсионный туризм, экспедиции, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен) и другие формы, отличные от урочной |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.3. |
Образовательная организация самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности в неделю с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объема субвенции, выделенной для реализации основной образовательной программы. |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
Количество часов, определенных ФГОС ООО на реализацию внеурочной деятельности, не включается в объем предельно допустимой учебной нагрузки |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.3.1. |
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) и возможностей образовательной организации |
имеется/ не имеется |
|
|
|
Наличие в образовательной организации разработанных и утвержденных рабочих программ курсов внеурочной деятельности (рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения образовательной программы ООП ООО с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП ООО) |
имеется/ не имеется |
|
|
||
в т.ч. по вопросам здоровье- сбережения обучающихся: рабочие программы внеурочной деятельности, ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, |
имеется/ не имеется |
|
|
||
в т.ч. проекты (целевые программы, программы экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности |
имеется/ не имеется |
|
|
||
в т.ч. превентивные программы, направленные на предотвращение употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) обучающимися, воспитанниками |
имеется/ не имеется |
|
|
||
Программы курсов внеурочной деятельности содержат: |
соответствует |
|
|
||
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; |
имеется/ не имеется |
|
|
||
2).содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий и видов деятельности, |
имеется/ не имеется |
|
|
||
3).тематическое планирование |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования детей. |
соответствует |
|
|
||
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта |
соответствует не соответствует |
|
|
||
2.3.2. |
В организации локальным нормативным актом установлен порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
2.3.3. |
Система условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО учитывает организационную структуру образовательной организации, а также ее взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия). Описание системы условий опирается на локальные нормативные акты образовательной организации, нормативные правовые акты муниципального, регионального, федерального уровней. |
соответствует/ не соответствует
|
|
|
|
2.3.4. |
Система условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
2.3.5. |
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ООО образовательной организации; |
имеется/ не имеется |
|
|
|
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
контроль за состоянием системы условий |
имеется/ не имеется |
|
|
||
Наличие в образовательной программе: оценочных материалов реализации ООП ООО, методических материалов реализации ООП ООО |
имеется/ не имеется |
|
|
||
Наличие в образовательной организации современных оценочных процедур для оценки достижений обучающихся: механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.), проектные, творческие исследовательские работы и др., иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы |
имеется/ не имеется |
|
|
||
При реализации ООП ООО используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение |
имеется/ не имеется |
|
|
||
При реализации ООП ООО образовательной организацией применяется форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания ООП ООО и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
ООП ООО реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
При реализации ООП ООО образовательной организацией посредством сетевых форм ее реализации соблюдаются все требования законодательства об образовании |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Расписание основных учебных занятий: Соответствие перечня и наименования учебных предметов, стоящих в расписании, учебному плану ООП ООО |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
Соответствие количества учебных часов по учебным предметам расписания учебных занятий утвержденному учебному плану |
соответствует/ не соответствует |
|
|
||
2.3.6. |
Соответствие максимальной недельной учебной нагрузки обучающихся согласно расписанию уроков максимальной учебной нагрузки, предусмотренной требованиями законодательства |
соответствует/ не соответствует |
|
|
|
2.3.8. |
Между началом дополнительных занятий и последним уроком в расписании занятий предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут |
имеется / не имеется |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.