Применение элементов дальтон – плана в работе с детьми.
«Если мы уважаем ребёнка и следим за его возможностями, то он может сделать больше, чем мы от него ожидаем, и всё, что ребёнок может сделать сам – учитель не имеет права это делать».
Е.Паркхерст
В настоящее время ребёнок идет в школу, чтобы удовлетворить потребность в личном развитии, успокоить своё любопытство, а не чтобы получить то, что может дать ему учитель. Дети сегодня – это поколение компьютера, которое имеет неограниченные возможности слишком быстро получить информацию. Всё это приводит к тому, что дети к урокам теряют интерес. Поэтому учителю необходимо из учителя – лидера поменяться в учителя – наставника, задачей которого будет создание условий для оптимального саморазвития детей.
Дальтон – план – это система индивидуализированного обучения.
Создательницей дальтон – плана является американский педагог Елена Паркхерст. Название своё система обучения получила в честь города Дальтон, в США, где на тот момент проживала и работала Е. Паркхерст. Идея такой системы обучения у Елены Паркхерст появилась в 1905г., когда она вынуждена была работать с разновозрастными детьми в одном классе одновременно. Паркхерст в своём классе создала несколько уголков с разными предметами.
Главной целью учителя является организация учебного процесса таким образом, чтобы выйти на встречу ожиданиям учеников. Учитель – наставник даёт ученику указания, как лучше спланировать свою работу на данном этапе, а также какие методы работы будут более эффективные. Общего плана занятий в дальтон – плане нет. Весь учебный план делится на ряд заданий. На каждое задание отводится определённое время.
В начале учебного года каждый ученик заключает с учителем контракт о самостоятельной проработке определённого материала или задания в намеченный срок. Учащиеся не связаны общей классной работой.
Дальтон – план опирается на три принципа:
1. Ответственность;
2. Самостоятельность;
3. Сотрудничество.
Свобода и ответственность, считала Паркхерст, тесно взаимосвязаны между собой. Ответственность – это главное качество, которое необходимо развивать в детях. За свободным выбором стоит ответственность за изучение материала и выполнением задания на данном этапе. Свобода позволяет ребёнку учиться в индивидуальном темпе. Натуральной чертой каждого ученика является желание быть ответственным и самостоятельным. Самостоятельность хорошо способствует развитию мотивации у детей. Работая самостоятельно у учащихся проявляется возможность работать на своём индивидуальном уровне, в своём индивидуальном темпе. В дальтон – плане можно выделить два вида сотрудничества: группа кооперативная и группа взаимопомощи. В кооперативной группе учащиеся работают в паре. Утром выбирают себе задания, которые будут выполнять. На протяжении всего дня пара учащихся работает сообща. В группе взаимопомощи каждый ученик выбирает себе задание и выполняет его самостоятельно. В случае возникновения затруднений учащиеся обращаются за помощью к своему товарищу из группы.
Характеристическим элементом в дальтон – плане является визуализация помещения, класса. Символические таблицы – это постоянный элемент класса. С их помощью младшие школьники ориентируются какой день недели, каков ритм дня, что и в каком порядке проходит в классе. Учащиеся в понедельник узнают какой материал они должны усвоить самостоятельно в течении недели и какие задания они должны выполнить, а также с кем они будут сотрудничать на данном этапе обучения. Это дает детям большую самостоятельность и влечёт за собой ответственность.
Данная система обучения исключает элемент оценочно – отметочный. Учитель не ставит отметок, не оценивает учащихся, дети сами знают, что усвоили, какие задания умеют выполнить, а над чем им необходимо ещё поработать. Ведётся графическая система учёта. Чтобы сделать правильную оценку работы детей время от времени необходимо организовать конференцию, на которой будут обсуждаться успехи и трудности, с которыми столкнулись ученики, а также будут определены направления и методы дальнейшего развития.
В своей работе с детьми я использую следующие элементы дальтон – плана:
· Времена года
· Дни недели. Ученики сами следят за данным днём недели с помощью сказочного героя, перемещая его на специальной таблице.
· Часы. Во время занятий на каждое задание отводится определённое время. За временем учащиеся следят сами либо следит помощник, которого ребята выбирают.
Наибольшее разнообразие в обучении детей происходи на этапе группы продлённого дня (0 класс) и дошкольного образования, поэтому применение элементов дальтон – плана в этот период наиболее эффективно. Дальтон – план развивает самостоятельность, даёт постоянство в действиях, а это своего рода границы, которые так необходимы маленьким ученикам для их же безопасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.