Тема: «Применение игротерапии
в психологическом развитии детей ДОО»
Алтайский край
Змеиногорский район
г. Змеиногорск
Детский сад комбинированного вида «Улыбка»
Структурное подразделение МБОУ «Змеиногорской СОШ №3»
Педагог-психолог:
Стрельцова А.Н.
«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский
Вид проекта: Педагогический; Долгосрочный.
Участники проекта: педагог-психолог, дети дошкольного возраста, педагоги и родители ДОО.
Актуальность: Лев Семенович Выготский говорил: «Позволь ребенку играть. Игра - это форма воспитания». Ученый считал, что именно в игре закладываются основные принципы развития ребенка, это готовит его к взрослой жизни. Он пишет: «Игра как основная форма естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из ее направленности на будущее. Игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». Нам всем хочется видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение является тонким показателем отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах и замкнутости.
Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности, нам, взрослым, необходимо помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, но сначала надо понять их причины.
Проблема: Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры. Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками, песочницей. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых теплых и беззаботных.
При реализации работы важно учитывать последовательность проведение игровых технологий. Для продуктивной работы необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе, к взрослым, интерес к сверстникам, при этом постепенно происходит формирование позитивных представлений о себе, сознание ребёнком своей значимости, повышение уверенности в себе, познание своей индивидуальности, особенно детей с ОВЗ. Игротерапия чрезвычайно, важна для психического развития ребенка. Она способствует сохранению психического здоровья, готовит к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.
Можно сделать вывод, что, развивая детей, мы учим дошкольников контролю и управлению своими эмоциями. Все игровые технологии позволяет выполнять их без особых затрат времени и специальной подготовки, что могут успешно преодолевать трудности в общении детей со сверстниками и взрослыми, выстраивая доверительные отношения.
Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающими миром – ИГРА (М. В. Киселёва).
Для начало работы были проработаны нормативно-правовые основы и научно-теоретические основы. Для раскрытия темы послужили труды отечественных и зарубежных педагогов. Идеальная образовательная организация будущего должна, прежде всего, способствовать гармоничному развитию личности ребенка в целом, а так же реализации его природного потенциала для наиболее плавного и целостного вхождения ребенка в социум. Для того чтобы отследить результативность работы были использованы следующие диагностические методы: наблюдение, создание игровых, проблемных, познавательных ситуаций, игры, упражнения, этюды, беседы. Показатели эффективности работы являются развитие эмоционально-личностной сферы детей, их стремление к открытости во взаимодействии с окружающими, активности, фантазии, а также показывают, что в процессе игротерапии укрепляются и развиваются психические процессы, повышается толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования, повышается уровень коммуникативного развития детей в целом.
Работа ориентированна на всесторонние развитие личности и его неповторимую индивидуальность. Игротерапия влияет на развитие отношений между родителями и их детьми, способствует раскрытию творческих способностей ребенка, его психологическое благополучие в социуме. Игротерапия выступает как современная инновационная технология в построении дружеских, тесных, доверительных взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважать его желания, не заставлять его играть насильно, сделать так, чтобы игра приносила радость.
Мониторинг уровня актуального развития и специфики этого развития, предоставление информации педагогам для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий и организации воспитательной деятельности.
При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность, обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества; улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения; освоить групповые правила поведения; наладить контакт между родителями и детьми; развивать ловкость и координацию движений.
Содержание: Работа с детьми проводится в течение всего года: групповая форма работы - 1- 2 раза в неделю, с родителями и педагогами (совместно с детьми) 1 раз в квартал; может проводиться и индивидуальная – по наблюдением..
Инновационная направленность: игровые технологии, игровые психотерапевтические техники и упражнения, психолого-педагогические, диагностические методики, беседы, наблюдение, применением технических средств, создание ситуации выбора, метод изотерапии, метод песочной терапии (рисование песком на зеркале), психогимнастика, арт- терапевтические упражнения, двигательные, музыкальны, здоровьесберегающие упражнения и игры, этюды.
Условия реализации: Работать с проектом могут все педагоги, психологи, логопеды. Для реализации проекта не требуется дополнительное специальное обучение. Проект можно применять как работу по ООП ДОО, с целью развития познавательной сферы. Педагогу важно обладать хорошим воображением, тактичностью, умением учитывать особенности детей, побуждать к самостоятельным действиям, уметь оказывать эмоциональную поддержку, применять скрытую критику, владеть различными приемами.
Целью является: сохранение и укрепление психологического здоровья, поддержание гармоничного развития воспитанников с использованием игровой терапии и использования его на профилактических и коррекционно-развивающих занятиях, для повышения психоэмоциональной устойчивости, стабилизацию и структурирование психического развития детей совместно с педагогами и родителями.
Задачи:
- способствовать развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи.
- развивать эмоционально-личностную сферу: развитие чувства эмпатии (сочувствия, сопереживания другому), обучение различных эмоциональных состояний (настроений, чувств); обучение методам саморегуляции (самоконтроля) и приемлемого выражения отрицательных эмоций: контроль импульсивности, повышение самооценки и преодоление неуверенности у детей.
- развивать коммуникативную сферу: развитие навыков общения со сверстниками и другими детьми, а также окружающими ребенка взрослыми; рефлексии; развитие чувства сотрудничества с окружающими.
- развивать мотивационную сферу: интереса к занятиям, познанию мира, обучению через познавательное разбитие ребенка.
- развивать нравственную и духовную сферы: через различные литературные произведения, развлечения, праздники, досуги.
Игротерапия – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников, уверенности в своих силах, инициативность.
Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир ребёнка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.
Начало своих игровых занятий с ребёнком начинаю с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия, где стараюсь обеспечить эмоциональную разрядку, уменьшить страх, освоить групповые правила поведения, наладить контакт между родителями и детьми. Общаясь с детьми, я вижу, как просыпаются их души, как в глазах зажигаются огоньки радости, а детская непосредственная фантазия обретает свободу. Потому что я для них как волшебник, который всегда поможет решить любую проблему, поймет, примет и поддержит. Я стараюсь смотреть на мир глазами ребенка. И все это дает понимание, что у меня, все-таки, получается, быть с детством «на ты». И может быть на моих занятиях со стороны взрослых, педагогов и не происходит ни чего сверхъестественного, нет ни кого видного результата, зато для самого ребенка уже большой подвиг, хоть и в одном им сказанном слове, проявление его инициативы, самостоятельности, выбора, решение какой либо ситуации, хоть и в игровой ситуации. Так одним за одним, казалось обычном занятие, ребенок постепенном проявляя уверенность в себе, не зажимая свои «детские проблемы» у себя в глубине души, учится видеть другие глазами, от чего на его лице появляется сияющая детская улыбка.
Из опыта, уже имеющейся у меня практики, я вижу, что чаще всего, мне приходится работать с эмоционально-личностными особенностями моих, еще совсем юных воспитанников. Это неожиданно возникающие страхи, высокая тревожность, замкнутость, неуверенность в себе, проявления агрессивности. Работая с различными детьми, я все чаще убеждаюсь, что большинство детских проблем корнями уходят в детско-родительские отношения. Реалии современной жизни таковы, что многие родители, стараясь улучшить финансовое положение семьи, забывают о необходимости постоянной эмоциональной близости с ребенком и заботе о его душевном развитии. И как следствие, не имея эмоциональной поддержки самых значимых взрослых, малыши чувствуют себя беззащитными перед «большим миром», испытывают трудности в понимании и принятии этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры, проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушек, создавая картину собственного мира, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь когда рядом с тобой родные и любимые взрослые, которые могут все и у ребенка заканчивается все хорошо. Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей, вызывая добрую улыбку со стороны родителей и довольную со стороны детей, а как улыбается педагог, видя свой результат.
Планируемые или полученные результаты: Я считаю, что с помощью игровых технологий, включающие методические приемы и формы работы, возможно, прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке в процессе его развития, ориентироваться в трудностях адаптации детей, определять виды помощи конкретному ребенку, гармонизации стабильных детско-родительских, доверительных отношений, возможного неблагополучия в эмоционально, психическом и личностном развитии дошкольников, гармонизации межличностных отношений в детском коллективе, а также педагогической компетентности педагогов.
Так в последнее время именно игротерапия вызывает большой интерес и внимание специалистов, работающих с детьми. Это не случайно, ведь игра для ребенка – самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, переживаниях, тревогах, страхах, мыслях, о своем опыте.
И, я, вижу несомненные достоинства игровых технологий:
- формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия друг с другом помогающего понять самого себя, свою индивидуальность, свой внутренний мир (ребёнок умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения);
- развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения эмоционального душевного благополучия.
-
развитие у детей умения самоконтроля, речевого выказывания, саморегуляции
своих действий, снятие страха, тревожности и зажима перед деятельностью,
готовности к взаимодействию с социумом, к другой степени своего развития -
школьной жизни, что отражено в результатах психолого-педагогического
мониторинга.
- развитие у ребёнка умение выражать свои чувства и распознавать чувства
других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
умение оказать помощь другим детям в трудной ситуации, а также умение устанавливать
и изображать причины эмоционального состояния.
За период проведенной работы, я увидела положительные результаты не только, в развитии познавательной, но и в социальной, эмоционально-личностной сферах. Все больше стали улыбаться дети своими детскими, ласковыми улыбками. Да и у родителях при общении со своим ребенком все чаще на лице появляется милая и добрая улыбка, что очень важна для ребенка. Планирую дальше работать с этим проектом, пополнять игры. Есть новые идеи по применению игровых технологий как игротерапии для детей.
И я теперь точно знаю, что ребенку для счастья нужно совсем немного: нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха, и он пойдёт по лестнице восхождения, ведь в каждом человеке изначально заложено « Я – есть», « Я – хороший», « Я – могу» и начинать это нужно с УЛЫБКИ.
И в заключении хочется сказать: Свой день я начинаю улыбки и этому я учу своих маленьких, открытых, чистых деток. Через общение в игровой форме можно донести до ребенка доступным ему способом, методом, приемом. Различные игры, упражнения позволяют проникнуть в его глубокий детский, иногда непонятный для взрослого, внутренний мир. Своим примером показывая, то, что все можно принять и воспринять в спокойном состоянии. Доверяя взрослому, ребенок видит, познает, узнает, воспринимает, принимает, учиться, а также старается применять все навыки полученного от взрослого, это не только воспитатель, педагоги, но и конечно родители – первые учителя для маленьких чад в реальной жизни.
Как говорил Юрий Никулин «Улыбка – важная часть полноценной человеческой жизни. Ее называют таблеткой хорошего настроения и зеркалом души, она – показатель счастья и полноты жизни. Искренняя и открытая улыбка идет всем без исключения».
В детстве все мы умели улыбаться беззаботно и от души. Как жаль, что с возрастом эта способность часто утрачивается. Иногда нам приходится улыбаться через силу, иногда даже сквозь слезы. Но в любом случае, придерживаясь совета, который дал миру гениальный комик Чарли Чаплин: «Улыбайтесь! День без улыбки – потерянный день».
Нет ничего более чистого и искреннего в этом мире, чем улыбка ребенка и детский смех. Дети просто не умеют фальшиво улыбаться, все их эмоции неподдельны и тем ценнее их проявления радости и счастья.
Детская улыбка: что может быть дороже? Что может быть ценнее детского смеха и детской улыбки? Наверное ничего. Ведь это чистота и радость, нежность и ласка, доброта и доверие. Наверное, нет никого и ничего чище детской радости. И всегда смотря на детские улыбки, поднимается настроение и вселяет радость в сердца! Так пусть вся радость жизни умещается в улыбке ребенка.
«Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей». Вот к чему я стремлюсь в общении со своими воспитанниками при тесному взаимодействии родителями и педагогами ДОО.
Так чаще улыбайтесь. «Ничто не дается нам так легко и не ценится так дорого, как улыбка. Она - дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей» (Д.Карнеги).
Нет
на свете дороже богатства,
Чем улыбку детей наблюдать.
Ах, какое, друзья это счастье
С детворой снова в детство впадать.
Снова жмурки, игрушки и прятки
Снова смех, несмотря не на что.
Пусть
на сердце сегодня не очень
Но, увидел улыбку- и все...
Ты забыл о невзгодах и бедах
И твоя побелела душа
Нет на свете богатства важнее,
Чем улыбка у малыша!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.